Краеведение — видение своего родного края. Будь то огромный город или маленькая деревенька, у него обязательно есть своя история. Математика — точная наука, решение задач, теоремы, аксиомы.... Казалось бы, математика и краеведение не имеют ничего общего. Но, как показывает опыт, большое значение для формирования представлений о Родине, патриотических чувств, воспитания любви к родному краю имеет применение при проведении экскурсий, на уроках и в воспитательной деятельности краеведческого материала.
Математика позволяет сделать доступным для усвоения числовой материал краеведения. В результате у учащихся формируется целостное восприятие окружающего мира. Проведение математических экскурсий, включающих данные краеведческого характера, способствует развитию творческого, логического, критического мышления и эрудиции, умению классифицировать и обобщать, расширяет кругозор.
Краеведение имеет большое значение в повышении научного уровня обучения школьников, оно воспитывает у них любовь к родным местам, как части Великой России.
В каждом уголке России, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности. Познав историю малой Родины, человек приобретает ориентиры, которые позволяют ему разумнее выбрать путь.
Изучение истории родного края возможно не только в рамках таких дисциплин как история, география, краеведение, но и с помощью точных наук, таких как математика.
Воспитательный потенциал математики огромен. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным запросом общества: чем полнее и содержательнее будут знания, мероприятия, экскурсии учащихся о родном крае и его известных людях, тем более эффективными они окажутся в воспитании любви к родному городу, как части Великой России, уважении к традициям своего народа.
Данная работа направлена на повышение интереса школьников к истории, краеведению и, конечно же математике. В качестве одного из средств формирования элементов математической культуры учащихся можно рассматривать авторские экскурсии и задачи. Большое обучающее и воспитательное значение имеет наличие в них познавательного материала, связанного с конкретными жизненными ситуациями, что помогает показать школьникам роль математики в познании окружающей действительности, развить их умения применять математические знания на практике.
Обучение школьников с помощью краеведческого материала применяется не только в математике, но и в иных образовательных областях. В нынешних школах образование идет однотипное, и у большинства учащихся исчезает увлечение к учебе. А если в занятия по такому достаточно сложному предмету, как математика, включить, например, краеведческие уроки-экскурсии, то мы вызовем у ребенка интерес к учебе и желание обучаться, потому что на данных занятиях формируются необходимые данные для осуществления обучения в условиях реальности. Также во время уроков-экскурсий ученики отслеживают, добывают информацию, делают это с правдивым вниманием и желанием, а значит, у них формируется знание видеть и учиться.
Во время краеведческих занятий и экскурсий ученик видит, где на практике имеются и используются разные геометрические фигуры, изученные им в школе, знакомится с использованиями математики в разных областях народного хозяйства. Ученик видит много случаев, когда доводится применять знаменитые ему формулы для вычисления тех либо иных геометрических величин (длин, площадей, объемов). Хорошо поставленные занятия по краеведению укрепят убежденность учащегося в том, что с математикой подлинно сталкиваешься на всяком шагу, что «математика везде», что она подлинно нужна обществу. У учащихся гораздо возрастает интерес к этому предмету.
Разработанные и проведённые при подготовке статьи примеры математических экскурсий, которые можно провести в городе Шуя Ивановской области.
При изучении темы «Задачи на движение» можно посетить красивейший Железнодорожный вокзал нашего города.
Объект культурного наследия «Здание железнодорожного вокзала, с которым связаны важные революционные события» был возведен в 1868 году, одновременно со строительством железной дороги Новки – Иваново. Движение по первому отделению Шуйско-Ивановской железной дороги (участок Новки – Иваново). Дорога строилась в один путь и первоначально должна быть снабжена подвижным составом в количестве 14 паровозов, 28 вагонов пассажирских и 170 товарных вагонов.
В 1896 году с увеличением перевозок по железной дороге здание старого вокзала было перенесено на другое место, а на его месте был построен ныне существующий вокзал. Сведений об авторе проекта не сохранилось.
В 2018 году состоялся запуск поезда «Ласточка», который связал высокоскоростным сообщением Иваново и Москву.
В целях приведения к эстетическому и техническому состоянию вокзального комплекса Шуя в 2020 году выполнена реставрация пассажирского здания ст. Шуя.
Проект реставрации вокзала разработан на основе историко-библиографического исследования, исторической фотофиксации, анализа аналогичных железнодорожных объектов. Работы по реставрации выполнены с сохранением и восстановлением исторического облика по согласованию с комитетом Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия.
Восстановлены утраченные элементы внутреннего и внешнего декора – декоративная резьба и карнизные тяги. Воссоздана вышка-башенка с часами и шпилем, а также утраченные слуховые окна. Современная кровля полностью соответствует историческому рисунку. Залу ожидания так же возвращен исторический облик.
В помещении вокзала ст. Шуя проходят выставки, концерты и фестивали. Один из которых уже всемирно известный фестиваль «Русское Рождество», в дни которого и можно провести математическую экскурсию на вокзал. В это время самое оживлённое движение поездов. Для гостей фестиваля курсирует красивейший Ретро-поезд, добавляются дополнительные «Ласточки» и «Орланы».
Ход экскурсии.
Учащиеся одеваются, выходят на улицу и совместно с педагогом перемещаются к месту проведения экскурсии – Железнодорожная станция города Шуя.
Педагог: даёт небольшую историческую справку о Железнодорожной станции с математическим уклоном.
Педагог: Посмотрите наблюдательно вокруг себя и назовите все, что движется.
Дети: Поезда, машины, люди, птицы...
Педагог: Отчего вы считаете, что перечисленные вами тела движутся?
Дети: Они перемещаются из одного места в другое. Вон тот красивый поезд был вдалеке от нас, а сейчас он проехал мимо нас и остановился. А машина наоборот уехала от нас.
Педагог: Как движутся данные объекты?
Дети: Стремительно, медлительно.
Педагог: Какую величину характеризуют слова «медлительно» и «стремительно»?
Дети: Время и скорость.
Педагог не подает вида, что 1-й вариант результата не правилен. К чему еще, помимо движения, может относиться представление «скорость»?
Дети: Люди говорят: «Скорость чтения, письма, одевания, выполнения работы».
Педагог: Давайте подумаем над такой задачей: «Один ученик за минуту читает 90 слов, а иной за ту же минуту - 80. Кто читает стремительней?»
Дети: Стремительней читает 1-й ученик.
Педагог: Но у них обоих время чтения было идентичным, каждого за 1 минуту! Что же тогда характеризует слова «Стремительней и неторопливей»?
Дети: Скорость.
Так дети исправляют невидимо для себя свое собственное ложное суждение, высказанное ранее.
Педагог: Представим, что один ученик читает 180 слов за 2 мин, а иной 240 - за 3 мин. Как узнать, чья скорость чтения огромнее?
Дети: Нужно вновь вернутся к сопоставлению по числу слов, прочитанных в 1 мин.
Понемногу класс устанавливает, что число слов нужно поделить на число минут, за которое это число слов прочитано.
Педагог: Понаблюдайте за движениями объектов на улице. Что можно сказать об их движении?
Дети: Они движутся с различной скоростью.
Педагог: Как вы это увидели?
Дети: Ретро-поезд движется мимо перона очень-очень медленно, а товарный поезд проносится мимо намного быстрее.
Педагог: Рассказывает об истории ретро-поезда, который упомянули ученики.
Педагог: А теперь скажите, можно ли измерить скорость движения? И если можно, то чем?
Дети: Да, спидометром.
Педагог: А как определить скорость движущегося тела без особого прибора?
Вот на улице перед вами много движущихся тел, а у вас в руках только два прибора - секундомер и рулетка. Что они измеряют?
Дети: Время движения и пройденный путь.
Педагог: Объясните, как вы думаете делать?
Дети: мы измерим участок железной дороги, после этого засечем время движения ретро-поезда на этом участке.
Класс выполняет задание.
На основе полученных числовых данных школьниками составляются задачи.
Приведем пример задачи.
Задача. Ретро-поезд проехал 10 метров за 15 секунд, а грузовой состав проехал то же расстояние в 3 раза стремительней. За сколько секунд проехал грузовой поезд 10 метров?
Педагог: Как же сейчас узнать скорость движения? Не поможет ли нам пример скорости чтения?
Припомните, там мы число слов делили на время, за которое они были прочитаны.
Дети: А сейчас необходимо измеренное расстояние поделить на время, за которое оно было пройдено. Значит, скорость - это тоже расстояние, но только пройденное за 1 секунду.
Педагог: (неприметно подправляя результат детей). Скорость - это расстояние, пройденное за единицу времени.
Причем все наши рассуждения относятся к такому движению, при котором в всякую единицу времени объект проходит одно и тоже расстояние.
Ещё одним примером математической экскурсии непременно может послужить прогулка в центр города к главной достопримечательности – Колокольне Воскресенского собора.
106-метровая колокольня Воскресенского собора — самое высокое здание в городе и первая по высоте в Европе среди отдельно стоящих звонниц.
Строительство в 1810 году велось под началом Гауденцио Маричелли. Он планировал выстроить колокольню высотой около 64 метров, но просчитался: конструкция обрушилась…
Стройку передали архитектору Евграфу Петрову, ученику знаменитого Казакова. Он составил новый проект четырехъярусной колокольни, уменьшив высоту каждого яруса, но увеличив общую высоту. Строительство завершилось через 22 года, в 1832 году.
С помощью такой экскурсии можно изучить или повторить огромное множество тем по математике. Даже такую тему как «Симметрия».
Ход экскурсии.
На улице перед Колокольней ученикам рассказывается о достопримечательности, предлагается разглядеть Колокольню, её ярусы.
Педагог. Что про них можно сказать?
Дети. Они похожи, разделены проёмами.
Педагог. А вот с двух сторон от проёма каждый ярус одинаков?
Дети. Да.
Педагог. В таких случаях говорят, что левая и правая стороны симметричны касательно среднего столбика. Средний столбик принято называть осью симметрии.
Проводится фактическая работа в группах:
Обнаружьте на здесь на улице симметричные предметы.
Дети. Симметричны фонари, окна, рождественская звезда на Колокольне...
Педагог. Где у данных объектов находится ось симметрии?
Дети показывают ось симметрии руками.
Обнаружьте на территории ещё симметричные предметы. Изобразите их схематически на асфальте. Начертите ось симметрии.
Дети чертят забор, фонарь, дверь, крыльцо, ворота, колесо автомобиля и т.п. В классе дети получают схожее задание.
Представьте схематически на альбомном листочке несколько предметов, которые видели на улице. Красным цветом покажите их ось симметрии.
Домашнее задание: представить по пять симметричных и не симметричных объектов.
Также в Шуе можно провести математические экскурсии в Музей мыла с проведением мастер-класса по изготовлению мыла ручной работы, где изучить тему «Проценты».
Можно посетить самую старинную часть города и берег реки Теза, где расположен древний земляной ров и изучить многие темы, например, «Объём», «Длина», «Ширина»…
Удачно изучить тему «Площадь прямоугольника» можно совершив экскурсию на недавно отремонтированную площадь Ленина. Лучше сделать её в период цветения клумб, они очень помогут. Измерить стороны и определить площадь всей клумбы. Определить площадь, занимаемую каждым отдельным видом растений. Определить количество растений каждого вида на площади в 1 дм2. Определить площадь, занимаемую одним растением. Определить расстояние между растениями. Измерить высоту растений.
Список литературы
Абдрамшитов Б.М. Учитесь думать нестандартно: Книга для учащихся. / Б.М. Абдрамшитов - М.: Просвещение, 1996. - 387 с.
Аксимова М.К. Диагностика умственного становления детей. / М.К. Аксимова- СПб.: Питер, 2006. - 240 с.
Батрулин В.М. Экскурсии как метод активации учебно-познавательной деятельности школьников // Исходная школа Плюс Минус. -2001. - № 5. - С.12-17
Баванова Э.А. Диагностика познавательного интереса школьников и / Э.А. Баранова. - СПБ.: Речь, 2005. - 128 с.
Гамерзо М.В., Петрова, Е.А., Орлова, Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова- М.: Педагогическое социум России, 2003. - 512 с.
Гарбуллина Е.Н. Открытые задачи в исходной школе / Е.Н. Гамуллина // Исходная школа.- 2015.- № 2. - С.40.
Гузбанова О.В. Левкина, И.С. Применение игровых приемов на уроках / О.В. Гузбанова, И.С. Левкина // Исходная школа.- 1997.- № 6. С.12-13.
Даводцов В.В. Теоретические основы развивающего обучения. / В.В. Даводцов - М.: Просвещение, 1996. - 112 с.
Зиримина С.В. Как развивать интерес к математике? / С.В. Зимина // Исходная школа. - 1999. - №8. - С.33-35.
Евельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебник.- 4-е изд. - М.: Советский спорт, 2003. - 216с.