СРЕДСТВА И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

СРЕДСТВА И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Малиновская М.С. 1, Толстикова О.Н. 1
1Северный (Арктический) Федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Перед воспитателями, дошкольного образования стоит одна из наиболее центральных задач по формированию коммуникативных навыков. Для этой задачи характерна подборка средств и условий, которые связаны с внедрением технологий, которые будут эффективны для познания мира ребёнком.

Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте игра. Дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития из всего многообразия игр выбирают игры с правилами. Играя в них, у детей формируется умение договариваться.

Д.Б. Эльконина писал, что коммуникативно-речевые игры помогают дошкольникам наиболее эффективно развивать навыки социального общения [1]. Автор выделил три группы игр:

1. Сюжетно-ролевые игры. В сюжетно-ролевых играх, дети с задержкой психического развития учатся контактировать между собой, примеряя различные роли. В процессе игры они развивают товарищеские отношения, умения договариваться и приходить к единому мнению. В ролевых играх дети с задержкой психического развития показывают свое видение жизни, имитируя окружение, копируя и добавляя что-то новое в игру [3].

2. Дидактические игры. Такие игры с детьми с задержкой психического развития можно использовать, например на занятиях. Все отношения в игре обусловлены отношениями ролей. Чем больше будет происходить обогащение этих ролей коммуникациями, тем более эффективно будет происходить формирование коммуникативных навыков. В ходе дидактических игр, ребенок с задержкой психического развития комментирует свои действия, рассказывает, о том, как он выполнял задание или как нашел выход из проблемной ситуации, отвечает на вопросы взрослого, общается со сверстниками.

3. Игры-драматизации. Такие игры способствуют развитию речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи, художественно речевой деятельности. С помощью драматических игр у детей с задержкой психического развития увеличивается словарный запас, происходит ускоренное формирование воображения и развития творческих способностей.

Так же хочется, отметить слова С.Л. Рубинштейн он говорил о том, что необходимо привлекать родителей в постановки сказок. [4]

Исходя из первого педагогического условия и анализа литературы, можно выделить следующее условие формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников с задержкой психического развития. Таким условием является непосредственное взаимодействие ДОО с семьями воспитанников.

В своих работах Дмитрий Борисович Эльконин отмечал о том, что необходимость взаимодействия педагогов и родителей должна быть организована. Это деятельность строится на основе взаимопонимания и взаимного доверия, а также общим стремлением к этой деятельности. [1]

На современном этапе важно отметить, что взаимодействие семьи и детского сада представляет собой организацию совместной деятельности родителей и детей. Такое взаимодействие оказывает основное значение при формировании коммуникативных навыков у дошкольников с задержкой психического развития.

При организации работы с родителями должно учитываться, что эта работа должна охватывать очень широкий круг вопросов, чтобы осветить все стороны развития ребенка. Живое слово, показ воспитательной работы, организация выставок, педагогических библиотечек, привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада – участие в различных мероприятиях, в игровой деятельности и др.

Из всего вышесказанного мы делаем вывод, что привлечение к участию в совместных постановках оказывают огромное влияние на формирование коммуникативных навыков дошколят с задержкой психического развития. Также можно отметить, что к такому виду деятельности можно привлечь и родителей, и других членов семьи. Нужно учитывать, что в играх-драматизациях как взрослые, так и дети равны. При использовании таких игр начинают активно формироваться навыки общения. В свою очередь общение, умение слышать друг друга, умение решить ситуацию возникают во время игровых действий. Такое общение проходит в доброжелательной атмосфере, желательно, чтобы после проведения постановки была организована обратная связь. Все эти условия помогут ребенку с задержкой психического развития развить навыки коммуникации более активно.

Рассмотрим следующее педагогическое условие, это создание развивающей предметно-пространственной среды.

Е.И. Тихеева отмечала, что РППС должна быть наполнена игровыми материалами, должна быть рационально и естественно организована. Среда должна быть такой, чтобы была возможность включить дошкольников с задержкой психического развития в активную познавательно - творческую деятельность.

В настоящее время в дошкольных организациях уделяется огромное значение по насыщению РППС. РППС должна помочь детям с задержкой психического развития удовлетворить потребности в движении, общении и познании окружающего мира. По мнению А.В. Петровского, Л.П. Стрелковой, Л.М. Клариной, организовывая развивающую предметно-пространственную среду необходимо придерживаться следующих принципов[2]:

1. Принцип «дистанции, позиции при взаимодействии», ориентирующий на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», способствующего установлению оптимального контакта с детьми с задержкой психического развития, который реализуется через уголок «уединения»;

2. Принцип «активности», возможность ее проявления и формирования у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения, осуществляется в уголках групп: «дом», «гараж», «спортивный»;

3. Принцип «стабильности – динамичности», ориентирующий на создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со «вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей» который можно последить в изменяющемся уголке «ИЗО-деятельности»;

4. Принцип «комплексирования и гибкого зонирования», реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности, позволяющий детям свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу; только в зонированных уголках «дом», «магазин», «больница», «строительный», «гараж», «изо -деятельность».

Построение развивающей предметно-пространственной среды с учетом изложенных принципов дает ребенку с задержкой психического развития чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, способностей, овладению способами деятельности благоприятно влияет на формирование коммуникативных навыков детей.

Таким образом, можно сделать вывод, что формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития происходит наиболее эффективно при соблюдении следующих условий:

Систематическое использование коммуникативно-речевых игр в педагогическом процессе дошкольной образовательной организации.

Взаимодействие дошкольной образовательной организации с родителями в процессе формирования коммуникативных умений.

Развивающая предметно-пространственная среда, способствующая формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Список литературы

  1. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения / А.Б. Добрович. -М.: Просвещение, 2012.

  2. Лисина М.И. Общение со взрослым и психологическая подготовка к школе. - Кишинев: Штиинца, 2016.

  3. Теория и методика воспитательной работы / под ред. БайбородовойЛ.В., МельниковаА.Э.- Ярославль, 2016.

  4. Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М. : Просвещение, 2014

Просмотров работы: 21