ФОРМИРОВАНИЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

ФОРМИРОВАНИЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Лохова О.В. 1, Толстикова О.Н. 1
1Северный (Арктический) Федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время в России идет процесс создания нового инклюзивного пространства, которое будет способствовать социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, а так же призвано решить вопросы формирования у здоровых детей эмоциональной чуткости, толерантности, эмпатии. Однако, процесс создания инклюзивной образовательной среды сопровождается рядом проблем, среди которых можно отметить недостаточность методической базы, необходимость изменения профессиональной подготовки педагогов, способных реализовывать программы инклюзивного образования и использовать личностно-ориентированный подход к детям с ограниченными возможностями здоровья.

На наш взгляд, основная роль в развитии инклюзивного образования отводится педагогу. Поэтому важнейшим требованиям к профессиональным компетенциям, необходимым педагогу для осуществления образовательной деятельности, относится готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья.

Понятие «инклюзивная культура» мы рассматриваем как один из компонентов профессионально-педагогической культуры. Инклюзивная культура - интегративное личностное качество, способствующее созданию и освоению ценностей и технологий инклюзивного образования, интегрирующее систему знаний, умений, социально-личностных и профессиональных компетенций, позволяющих педагогу эффективно работать в условиях инклюзивного образования (интегрированного обучения), определять оптимальные условия развития каждого ребенка [5].

Над определением понятия «инклюзивная культура» работали А.А. Синявская, В.В. Хитрюк, О.Б. Янусова, Е.В. Богданова, и др. Авторы отечественной научной литературы дают различные определения сущности понятия «инклюзивная культура педагога». Общим во всех подходах является определение инклюзивной культуры как интегративного личностного качества, которое включает в себя мировоззренческий, личностно-коммуникативный, когнитивный, ценностно-смысловой и аксиологический компоненты.

Для проведения предварительной, текущей и итоговой диагностики особенностей сформированности всех показателей инклюзивной культуры педагогов используются методы диагностики инклюзивной культуры педагогов. В качестве основных диагностических методов выступают: наблюдение, анкетирование или опрос, экспертная оценка.

Для определения проблемного поля нами было проведено анкетирование педагогов дошкольной организации компенсирующей направленности и общеразвивающей направленности. База исследования: МБДОУ Детский сад № 94, г. Архангельск (инклюзивное образование), МБДОУ Детский сад № 13, г. Архангельск (коррекционная направленность). В опросе приняло участие 50 педагогов.

Анализ полученных данных показал, что всех педагогов ДОО можно разделить на три группы: это педагоги с высоким уровнем сформированности инклюзивной культуры при работе с детьми с ОВЗ, педагоги со средним уровнем и низким уровнем сформированности инклюзивной культуры. Полученные результаты позволили нам ранжировать педагогов, принимавших участие в исследовании:

  • высокий уровень сформированности инклюзивной культуры у педагогов ДОО при работе с детьми с ОВЗ выявлен у 9 педагога (38 %) инклюзии и у 22 педагогов (85%) коррекции (педагоги проинформированы и имеют представления об инклюзии в образовательной организации; считают, что условия образовательной организации соответствуют государственным стандартам, организация укомплектована надлежащим образом; в образовательной организации могут обучаться все виды детей с ОВЗ);

  • средний уровень выявлен у 2 педагогов (8 %) инклюзии и у 3 педагогов (15%) коррекции (у педагогов присутствует частичная информированность и имеются представления об инклюзии в образовательной организации; считают, что в образовательной организации присутствуют элементарные условия для обучения детей с ОВЗ);

  • низкий уровень сформированности инклюзивной культуры у 14 педагогов (54%) инклюзии (недостаточная информированность и сформированность представлений об инклюзии, непросвещенность и незаинтересованность в жизни образовательной организации).

Полученные результаты свидетельствуют о том, что педагоги, постоянно работающие в детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционных групп имеют средний и высокий уровень сформированности инклюзивной культуры: они способны принять ребенка с ограниченными возможностями здоровья, у них достаточно знаний об особенностях развития таких детей, а также практических умений работы с ними. Другая ситуация складывается с педагогами, осуществляющими свою деятельность в условиях инклюзивного образования: недостаточно знаний и практических умений и большинство педагогов не готовы принять ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Для определения компетентности педагогов в вопросах особенностей развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, нами было организовано тестирование педагогов инклюзивного образования. В тест вошли вопросы, касающиеся особенностей развития детей с ОВЗ. Математическая обработка результатов тестирования позволила выделить педагогов с высоким, средним и низким уровней компетентности педагогов в вопросах особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Тестирование показало, что число педагогов с высоким уровнем компетентности педагогов в вопросах особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья - 4 человека (16 %), число респондентов со средним уровнем компетентности составило 9 человек (39 %), с низким уровнем - 12 человек (45%).

Таким образом, полученные данные выявили проблемное поле-необходимость формирования инклюзивной культуры у педагогов, работающих в системе инклюзивного образования. Повышение уровня сформированности инклюзивной культуры у педагогов дошкольной образовательной организации при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья требует организации целенаправленного методического сопровождения педагогов в условиях ДОО.

Правильно выбранные методы и приёмы при формировании инклюзивной культуры у педагогов будут способствовать подготовке педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, а та же эффективному включению инклюзии в систему дошкольного образования.

Список литературы

  1. Богданова E. В. Инклюзивная культура как составляющая педагогической культуры педагога в условиях инклюзивного обучения // Инклюзивные процессы в международном образовательном пространстве: сб. матер. I Междунар. интернет-симпозиума / под ред. Н. М. Борозинец, Ю. В. Прилепко. – Ставрополь, 2015. – С. 19–23.

  2. Душина Д.С. Проблемы внедрения инклюзии в систему образования России / Душина Д.С. [Электронный ресурс] // Научная периодика, книги соционауки : [сайт]. — URL: https://www.socionauki.ru/journal/articles/700199/ (дата обращения: 21.08.2023).

  3. Змеёв С. И. Андрагогика: основы теории и технологии обучения взрослых /С. И. Змеёв. — М. : Per Se, 2003. — 207 с.

  4. Лохова, О. В. Формирование инклюзивной культуры у педагогов дошкольных образовательных организаций / О. В. Лохова [Текст] // Специальная педагогика: профессиональный дебют : материалы VII Междунар. студ. науч.-практ. конф., г. Минск, 14 апр. 2023 г. / Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка ; редкол.: В. Э. Гаманович [и др.]. – Минск : БГПУ, 2023..— С. 161-165.

  5. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. — М. : Большая рос. энцикл., 2009. — 527 с.

  6. Самсонова Е.В. Развитие профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику / Е.В. Самсонова. – Москва, 2011 // Инклюзивное образование: методология, практика, технология : материалы международной научно-практической конференции 20-22.06.2011 / ред. О.Н. ЕртановаМ.М. Гордон. – Москва : Московский городской психолого-педагогический университет, 2011. – С. 239.

  7. Синявская А. А. Инклюзивная культура педагога// Культурологический подход в формировании общепрофессиональных компетенций студентов: сб. науч. тр. – Тольятти, 2017. – С. 72.

  8. Старовойт Н. В. Инклюзивная культура образовательной организации: подходы к пониманию и формированию //Научно-методический электронный журнал "Концепт". – 2016. – Т. 8. – С. 31–35 [Электронный ресурс].- URL: http://e-koncept.ru/2016/56117.htm (дата обращения: 01.09.2023)

  9. Хитрюк В. В. Инклюзивное образование: тренинги в работе с родителями /В. В. Хитрюк. — Минск: БГПУ, 2018. — 112 с.

  10. Хухлаева О.В. Работа психолога в многонациональной школе: учебное пособие / О.В. Хухлаева, М.Ю. Чибисова. – М.: Форум, 2011. – 176 с.

Просмотров работы: 95