Практическая работа учителя математики в школе показала, что формирование основополагающих математических понятий в современных условиях обучения требует дополнительного внимания педагога при введении понятия «функция». В условиях информационно-объяснительного подхода к обучению, реализующегося на уроках математики, понятие функции и ее свойства воспринимаются обучающимися формально и не связаны с соответствующими геометрическими образами. Следствием этого может быть то, что школьникам трудно оперировать изученными понятиями и отвечать на достаточно простые вопросы.
Ю. М. Колягин отмечал, что понятие функции обладает способностью точно описывать изменения и динамику в реальной действительности, что делает его мощным инструментом для анализа взаимосвязей между объектами и явлениями. В школьном курсе математики так же уделяется особое внимание развитию представлений о зависимостях между величинами. Исследователи отмечают важность формирования понимания функциональных зависимостей уже на ранних этапах обучения [3].
Формирование понятия функции проходит через весь школьный курс математики. Анализ методической литературы [1], [2], [3] позволил выделить семь этапов формирования понятия функции:
На пропедевтическом этапе, который проводится в начальной школе, учащиеся знакомятся с основными понятиями и принципами взаимосвязи между величинами. Они изучают различные темы в математике, которые являются основой для понимания функциональной зависимости. На этом этапе большое внимание уделяется понятию переменной и зависимости между величинами. Также первоначально вводятся графики, диаграммы и простые схемы, которые могут быть использованы для иллюстрации функциональных зависимостей.
На данном этапе можно использовать данные задачи:
Соедините стрелками примеры и соответствующие для них ответы.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Запишите равенство, которое изобразили на числовом луче:
Рисунок 1. Составление числовых равенств с помощью числового луча
Заполните пропуски в таблице 1, выполнив вычисления:
Таблица 1
Уменьшаемое |
34 |
55 |
67 |
77 |
59 |
||
Вычитаемое |
24 |
34 |
18 |
34 |
76 |
||
Разность |
10 |
10 |
32 |
56 |
15 |
На диаграмме (рис. 2) показано, сколько взрослых билетов было продано на детский спектакль в каждый из пяти дней недели. В какой день было продано 10 билетов? На сколько больше билетов продали во вторник, чем в среду? В какой день продали больше всего билетов? Сколько билетов продали в четверг и пятницу?
Рисунок 2. Изображение дискретных величин с помощью диаграммы
Карлсон прочитал в рецепте клубничного варенья о том, что на 4 кг ягод надо взять 3 кг сахарного песка. Сколько килограммов сахарного песка надо взять Карлсону, чтобы сварить варенье из 12 кг ягод?
На втором этапе, который проходит в 5-6 классах, продолжается пропедевтический подход. В этот период еще не вводится формальное определение функциональной зависимости, но учащиеся получают базовые знания и навыки, необходимые для понимания понятия функции в дальнейшем. На уроках математики в этот период рассматриваются такие темы, как координатный луч и изображение чисел на нем, понятие координат точек, пропорциональность (прямая и обратная), примеры простейших диаграмм и графиков, переменные величины, прямоугольная система координат, абсциссы и ординаты точек, изображение точек на координатной плоскости. В процессе изучения этих тем, учащиеся впервые сталкиваются с взаимозависимостью переменных, представленных в математических формулах.
На данном этапе можно использовать данные задачи:
Бегун пробегает за час 8 км. Сколько он пробежит за 1 час; 1,5 часа; 2 часа; 2,5 часа; 3 часа?
Цена пшеницы 10 коп. за кг. Сколько стоит 1 кг; 1,5 кг; 2 кг; 2,5 кг; 3 кг; 4 кг; 5 кг; 6 кг; 7 кг; 8 кг; 9 кг; 10 кг?
Вес детали 12 г, площадь её основания s дм2 её поставили на горизонтальную опорную плоскость. Выразите давление детали на 1 см2 опоры. Составьте таблицу значений давления для s=1, s=2, s=3, s=4, s=5, s=6, s=7, s=8.
Учащийся 6 «Б» получил задание по географии – наблюдать за температурой раз в день (в 12 ч) на протяжении 9 дней. Учащийся представил изменение температуры на следующем графике (рис. 3).
Рисунок 2. Условие задачи 4
На третьем этапе формирования понятия о функциональной зависимости, который приходится на 7 класс, учащиеся знакомятся с такими понятиями, как "функция", "область определения функции", "область значений функции", "график функции" и "способы задания функции". Они изучают различные типы функций, включая линейные зависимости, прямую и обратную пропорциональность, квадратичные и кубические зависимости. Ученики также учатся строить графики функций и изучают их свойства. Формируются навыки перехода от одного способа задания функции к другому, определения принадлежности точки на плоскости графику функции и вычисления значения функции при заданном значении аргумента.
Однако, на данном этапе не удается полностью раскрыть содержание понятия функциональной зависимости. Строгое формальное определение функциональной зависимости не рассматривается, и понимание функции учащимися осуществляется на интуитивном уровне.
На данном этапе можно использовать данные задачи:
Ученик купил тетради по 3 р. за штуку и ручку за Зр. 50 к. Стоимость покупки зависит от числа тетрадей.
Постройте график функции у=2(х-1) +3 и найдите координаты точек пересечения графика с осями координат.
Задайте формулой линейную функцию, график которой проходит через начало координат и параллелен прямой у=9х-3.
Найдите значения коэффициентов к в уравнениях прямых у = кх, изображенных на рисунке 3. Запишите уравнения этих прямых.
Рисунок 3. Задача 4
Задайте формулой линейную функцию, график которой параллелен прямой у=2х+11 и пересекается с графиком у=х-3 в точке, лежащей на оси ординат.
На четвертом этапе 8 и 9 классов ученики продолжают развивать свои знания о понятии "функциональная зависимость величин". На уроках математики они изучают новые виды функций:
; ; ; x
Они также изучают графический метод решения уравнений и неравенств. На данном этапе происходит обобщение понятия функции и уточнение его определения. Вводится существенный признак понятия функции: каждому значению x соответствует единственное значение y. Важно систематизировать и обобщить знания учащихся об этом понятии, а также показать прикладной характер знаний о функциональной зависимости.
На данном этапе можно использовать данные задачи:
Задан график функции y=x2. Построить на этом чертеже график функции y=x2+1.
На рисунке изображены графики функций y=x2 и y=-0,5x2. Как относительно них пройдет график функции y=0,5x2; -2x2; 3x2?
На рисунке 5 изображен график функции y=x2+1, -3<x<3. Пользуясь этим графиком изобразите от руки график функции y=x2+0,3. Проверьте правильность сделанного графика, вычислив значения функции y=x2 при x= 0,5 и x=-0,5. И отметьте точки графика.
Рисунок 5. Задача 3
На пятом этапе обучения, который проходит в старших классах школы (10-11 классы), происходит более глубокое изучение функциональной зависимости между величинами. В рамках математических уроков изучаются основы математического анализа, которые затем применяются для изучения более сложных функций и построения их графиков. Это позволяет использовать ранее полученные знания о функциях в более продвинутом контексте.
Таким образом в ходе развития понятия функции на уроках математики в школе огромное значение придается осознанию функций как средства моделирования и описания взаимосвязей между переменными. Ученики разрабатывают навыки манипулирования таблицами, графиками и формулами, и становятся способными анализировать и применять функции для решения задач различных дисциплин.
Покровский В.П. Методика обучения математики: функциональная содержательно-методическая линия: учеб-метод. пособие / Покровский В.П.; Владимир. гос. ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2018 – 143.
Рогановский Н. М. Методика преподавания в средней школе. – Мн.: «Высшая школа», 2013. – 240.
Теоретические основы обучения математике в средней школе: Учебное пособие/ Т.А. Иванова, Е.Н. Перевощикова, Т.П. Григорьева, Л.И. Кузнецова // Под ред. Т.А. Ивановой. – Н.Новгород: НГПУ, 2015. – 46.