Актуальность: в современном мире физический труд начал утрачивать силу, а многие люди начинают его обесценивать. Практически все виды деятельности сопровождаются умственным трудом, но мало кто знает о необходимости занятий физической культурой и спортом для стимулирования такой работы нашего мозга и тела. Двигательная активность может обеспечить возобновление умственной деятельности и благоприятно повлиять на её результаты.
Цель работы: Выявить взаимосвязь между умственным и физическим трудом и установить влияние каждого из них на организм.
Задачи:- провести анализ литературных источников.
- рассмотреть влияние физической активности на организм.
Во все времена учёные, медики и философы полагали, что занятия физической культурой делают нас здоровее. Движение считалось «кладовой жизни» и «целительной частью медицины».
В 21 веке, когда человек становится всё дальше от физического труда, что порождает огромное число заболеваний, связанных с малоподвижным образом жизни, таким как ожирение, атеросклероз, диабет и т. п. Более того, сегодня можно встретить людей, считающих, что физические нагрузки противопоказаны тем, кто хочет сохранить своё здоровье. Подчас хорошее самочувствие, то есть отсутствие очевидных ощущений дискомфорта, болей при отсутствии физической нагрузки даёт нам ложное ощущение, что и без постоянных физических упражнений можно чувствовать себя вполне здоровым и полноценным.
Однако, постоянное нервно-психическое перенапряжение и переутомление, никаким образом не разбавленное физической нагрузкой приводит к развитию тяжёлых нарушений в организме. Так регулярные упражнения способствуют снижению в крови единиц холестерина, обогащение крови калием, снижению образования тромбов.
Очень важно здесь отметить, что физический труд сам по себе происходит при вовлечении в течение рабочего времени скелетных мышц под воздействием преимущественно физической нагрузки. Умственный же труд, это приём и переработка информации, преобразование идей, поиск путей решения и прочая деятельность, при которой не происходит активного вовлечения тела человека в рабочий процесс. Интеллект и эмоционально-волевая сфера человека, его темперамент формируются в процессе тренировок, упражнений и воспитания [3].
Результаты многочисленных исследований позволяют нам с уверенностью утверждать, что систематические физические упражнения (в том числе учебно-тренировочная деятельность в образовательном процессе или в спорте) оказывают положительное воздействие не только на физические характеристики, но и на психические функции. Так с ранних лет формируется эмоциональная устойчивость к любого рода напряжениям. Чем выше уровень физической подготовленности, тем выше у человека умственная работоспособность [2].
Учебная деятельность, как правило, сопряжена с большим количеством эмоциональных и умственных нагрузок. Многочасовая рабочая поза, достаточно однообразная, с постоянными нарушениями режима труда и отдыха, а также несоизмеримые физические нагрузки способствуют развитию переутомления. Крайне важно вовлекать в деятельность активный отдых, а также организовывать постоянную смену физического труда на активный отдых [6].
Занятия физической культуре в жизни студентов первого курса играют ключевую роль в построении процесса обучения как эффективного в части приобретения новых знаний, так как значительно влияют на повышение умственной работоспособности. На первом курсе происходит адаптация к процессу обучения в вузе, когда определённые эмоциональные и интеллектуальные нагрузки превышают обычные фоновые значения. В данном ключе хотелось бы отметить, что огромное значение имеют и самостоятельные занятия физическими упражнениями в режиме дня. Регулярные пробежки или утренняя зарядка значительно повышают тонус мышц, увеличивают способность организма переносить эмоциональные и умственные перенапряжения с наименьшими потерями [1].
На начальном этапе внедрения физических нагрузок в распорядок дня следует начинать с активного отдыха, так как он не подразумевает выполнения большого количества упражнений, при этом сведены к минимуму риски негативного влияния на организм. В этом вопросе важно очень ответственно и бережно подходить к подбору оптимальной физической нагрузки, учитывая целый ряд факторов: возраст, активную деятельность, наличие патологий, образ жизни и т. д.
Если рассматривать физическую культуру как определение, то хотелось бы остановиться на такой нетривиальной позиции трактования этого определения, как опыт, закреплённый в определённой системе методов и форм, способных развивать общественные отношения.
Различные процессы преобразования естественных (природных) характеристик человека в личностные, позволяющие говорить о том, что физическая культура имеет сложную структуру, постоянно преобразовывается. Именно благодаря физической культуре ставятся видимыми не только телесные, но и ментальные способности человека [5].
Физическая активность в целом, и нагрузки в частности, определяет продолжительность продуктивной работы стимулирует активность защитных процессов организма, способствует повышению интеллектуальной работоспособности. В данном случае общая выносливость организма определяется регулярностью и интенсивностью физических нагрузок [4].
Таким образом, можно сказать, что стимулирование защитных процессов организма тесно связано с регулярностью и интенсивностью физических нагрузок. Их значение нельзя рассматривать только на уровне организма, групп мышц, так как это определение будет не полным, не включающее в себя особенности эмоциональной и, что особенно важно интеллектуальной сферы. Повышается общая выносливость организма, способность расширять защитно-приспособительных механизмов в различных условиях.
Физическая культура необходима человеку, как части природы и культурному существу, так как он очень нуждается в восстановлении природных физических сил и возможностей, чему способствует регулярность тренировок. Это всё необходимо каждому человеку, чтобы вернуться к себе, осознать себя в этом мире, слышать и понимать себя на всех уровнях организации собственной жизни.
Список литературы:
Данилова П.В. Роль физкультурно-оздоровительной деятельности в жизни работников умственного труда // Международный студенческий научный вестник. – 2021. – № 2. ;
Джеджина Д.Д. Влияние физической культуры на качество жизни человека // Форум молодых ученых. 2021. №6 (58). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-fizicheskoy-kultury-na-kachestvo-zhizni-cheloveka, свободный
Пеняева С. М. Влияние физических нагрузок на умственную деятельность // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 2–1. – С. 12-16;
Fontana L, Villareal DT, Weiss EP, Racette SB, Steger-May K, Klein S, et al. C.G. Washington University School of Medicine, Calorie restriction or exercise: effects on coronary heart disease risk factors. A randomized, controlled trial. Am J Physiol Endocrinol Metab. (2007) 293:E197–202. doi: 10.1152/ajpendo.00102.2007
Gaesser GA, Angadi SS, Sawyer BJ. Exercise and diet, independent of weight loss, improve cardiometabolic risk profile in overweight and obese individuals. Physician Sportsmed. (2011) 39:87–97. doi: 10.3810/psm.2011.05.1898
Ben Martynoga. How physical exercise makes your brain work better. Circulation 2016;102(9):975-80.
List of literature:
Danilova P.V. The role of physical culture and recreation activities in the life of mental workers // International Student Scientific Bulletin. – 2021. – No. 2. ;
Dzhedzhina D.D. The influence of physical culture on the quality of human life // Forum of Young scientists. 2021. No.6 (58). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-fizicheskoy-kultury-na-kachestvo-zhizni-cheloveka , free
Penyaeva S. M. The influence of physical activity on mental activity // Scientific review. Pedagogical sciences. – 2019. – No. 2-1. – pp. 12-16;
Fontana L., Villareal D.T., Weiss E.P., Racette S.B., Steger-May K., Klein S., etc. University of Washington Medical School, Calorie restriction or exercise: Effects on risk factors for coronary heart disease. A randomized controlled trial. Am J Physiol Endocrinol Metab. (2007) 293:E197–202. doi: 10.1152/ajpendo.00102.2007
Gesser G.A., Angadi S.S., Sawyer B. J. Physical exercise and diet, regardless of weight loss, improve the cardiometabolic risk profile in overweight and obese individuals. The Sportsmed doctor. (2011) 39:87-97. doi: 10.3810/psm.2011.05.1898
Ben Martinoga. How exercise improves your brain function. Circulation 2016; 102(9): 975-80.