Особенности смысложизненных ориентаций и мотивации волонтеров: аналитический обзор исследований - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Особенности смысложизненных ориентаций и мотивации волонтеров: аналитический обзор исследований

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последнее время такой феномен как волонтерство чаще становится объектом в исследованиях различных областей научного знания. Деятельность добровольцев, особенности добровольческой деятельности и ее влияние на индивида, а также факторы, определяющие волонтерскую деятельность, изучаются не только в педагогике и психологии, но и в социологии и других смежных науках [9, с. 119].

Детерминантам волонтерской деятельности исследователи посвятили тысячи страниц текста и сотни часов своего времени. И не зря, ведь тема остается актуальной из-за заинтересованности общества в волонтерской деятельности и её динамичности.

Анализ исследований показывает, что одними из самых значимых факторов участия людей в волонтерской деятельности являются мотивация и смысложизненные ориентации [2, с. 1; 4, с. 47; 3, с. 22; 9, с. 119]. Каковы особенности этих психических явлений у волонтеров? Статья посвящена ответу на этот вопрос с точки зрения различных исследователей.

Приступить к анализу исследований стоит после того, как будут даны определения волонтерству, мотивации и смысложизненным ориентациям:

  • Волонтерство – деятельность, направленная на оказание безвозмездных услуг человеку или группе людей, без расчета на денежное вознаграждение [2, с. 1].

  • Смысложизненные ориентации определяются как целостная система наивысших ценностей и главных идей, отражающих направленность личности, осознанность выборов и оценок, удовлетворенность жизнью (самореализацией) и способность брать за нее ответственность, влияя на ее ход [6, с. 512].

  • Мотивация - совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность» [7, с. 639].

Итак, о чем пишут исследователи?

Рассмотрим наиболее интересные, на наш взгляд, результаты исследований мотивации волонтерской деятельности.

В.Н. Норина в статье “Психологические аспекты волонтерской деятельности” выделяет следующие личностные мотивы волонтеров:

  • компенсаторные мотивы, связанные с преодолением чувства одиночества, ожиданием ответной помощи и улучшением собственного самочувствия;

  • идеалистические мотивы, вызывающие желание быть социально полезным, способствовать изменениям в обществе, отвечать добром на добро, чувство морального долга и сочувствия;

  • мотивы выгоды в вопросах пробы себя на пути к карьере, получение полезных связей, общественное признание, расширение собственного опыта;

  • мотивы личностного роста на пути самосовершенствования, развития самосознания, самореализации;

  • мотивы расширения социальных контактов – потребность общения, интересное времяпрепровождение.

Автор приходит к выводу, что деятельность волонтеров детерминирована несколькими мотивами субъективно-личностного характера. Все мотивы имеют право на существование, но для того или иного вида волонтерской деятельности одни будут более эффективными, чем другие. Например, наиболее эффективными будут идеалистические мотивы, мотивы личностного роста и, возможно, компенсаторные мотивы волонтерской деятельности с престарелыми, детьми и инвалидами. Исходя из мотивов, направление волонтерской деятельности будет разное.

Также В.Н. Норина пишет о зависимости ведущего мотива волонтера от его возраста. По информации автора, выявлены возрастные различия мотивов – мотив у молодежи связан с желанием попробовать себя, у людей среднего возраста – с потребностью в самореализации, а у волонтеров старшего возраста – мотив сострадания, заботы и милосердия [2, с. 1].

Ещё один исследователь, Качулина Н. Н., в работе “Сущность и понятие волонтерского движения” приводит мнение экспертов в области социальной деятельности, которые видят в качестве основания для оказания помощи стремления, во-первых, помочь, во-вторых, создать новый круг общения и, в-третьих, повысить свой профессиональный уровень. Автор в качестве среди ведущих причин участия молодежи в волонтерских движениях также следует выделяет:

  • искреннее желание человека делать добро, причём это сознательная позиция;

  • событие в личной жизни человека, после которого он переосмысливает свои ценности. Это могут быть различные неприятности, несчастный случай или, наоборот, доброта со стороны окружающих.

  • желание изменить свою жизнь.

Также Качулина Н.Н. считает, что некоторые волонтеры могут помогать другим, но делают это в большей мере для себя, для ощущения своей значимости, приобретения определенных компетенций, установления полезных контактов, получения рекомендаций для дальнейшего трудоустройства и т.д.. Особенно это утверждение справедливо для молодых людей, ведь путем участия в проектах в качестве добровольца они получают практику общения, работы (возможно по будущей специальности), возможность путешествовать, новые и нужные знакомства. Она приходит к такому выводу: “ Таким образом, приход в волонтёрское движение, как правило, полимотивирован и волонтёр имеет возможность реализовать свои мотивы и потребности, а нереализованность одного конкретного мотива замещается реализацией других после того, как человек адаптировался в волонтёрской среде” [4, с. 47].

Л. Кудринская, изучая мотивы волонтерской деятельности, пришла к выводу, что они напрямую связаны ее с направлением [5, с. 15]. Волонтеры, руководствующиеся религиозными или гуманными ценностями (оказать помощь ближнему, сделать доброе дело, реализовать нормы референтной группы, и др.), имеют традиционно-ценностную мотивацию. Волонтеры, которые через подобную активность ищут возможность приобрести новые связи, информацию, опыт, знания, по мнению Л. Кудринской, имеют мотивацию социально-экономической адаптации. Исследователь впервые выявила различия в направлениях волонтерства. Основной ее вывод – каждый человек выбирает для себя вид волонтерской деятельности в соответствии с собственными потребностями и мотивами.

Е. Азарова подразделяет мотивы волонтеров на следующие типы: компенсаторные (преодоление чувства одиночества, решение проблем, улучшение самочувствия); личностного роста (желание самореализации); идеалистические (потребность менять ситуацию в обществе, быть социально активным и полезным); получения выгоды (знаний, умений и навыков); расширения социальных контактов [1, с 192].

Анализ исследований показал, что по вопросу смысложизненных ориентаций волонтеров исследователи проводили больше эмпирических исследований, чем теоретических.

Одно из них было проведено Капустиной А.Н. в 2016 году и описано в статье “Волонтерская деятельность как ресурс самореализации личности” [3, с. 22].

Для проведения исследования применялся комплексный и сравнительный подходы, а также использовались следующие методы:

  • метод опроса (анкетирование и интервью);

  • ценностный опросник Ш. Шварца;

  • методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (О.Ф. Потёмкина);

  • тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева;

  • контент-анализ.

Математико-статистическими методами явились критерии различий t-Стьюдента, U-Манна–Уитни, корреляционный анализ r-Спирмена. Выборка исследования состояла из студенческой молодёжи Санкт-Петербурга – 151 человек (средний возраст 22 года, 72 мужчины и 79 женщины). Из них выделена контрольная группа (73 человека: 35 мужчин, 38 женщин) и экспериментальная, состоящая из волонтёров (78 человек: 37 мужчин, 41 женщина). Экспериментальная группа была разделена на две подгруппы по двум основным видам волонтёрской деятельности: социального волонтёрства (помощь людям) – 37 человек и событийного (сервисного) волонтёрства – 41 человек.

Проведенное исследование позволяет обобщить основные результаты:

- при изучении ценностных ориентаций и мотивационных установок не выявлены статистически значимые половые различия ни в контрольной группе, ни в экспериментальной. Обнаруженный факт говорит о том, что на формирование мировоззренческой сферы личности влияние пола не существенно;

- при изучении ценностных ориентаций статистически достоверных различий между контрольной и волонтёрской группами не выявлено. Общими для обеих групп в качестве основных предпочитаемых ценностей оказались безопасность, самостоятельность, самоуважение. Отвергаемыми ценностями для всех респондентов явились власть, конформность, принятие своей участи. Таким образом, можно говорить о том, что представители молодёжи, принявшие участие в исследовании, не склонны к конформистскому поведению и выбирают активную жизненную позицию, являющуюся основой уважительного отношения к себе. Обнаружены различия в выборе предпочитаемых ценностей у участников экспериментальной группы. Наряду с общими со всей выборкой ценностями, социальные волонтёры также предпочитают такие ценности, как доброта, смысл жизни, зрелая любовь. Для них ведущими становятся позитивные эмоциональные отношения с другими людьми. Представители событийного волонтёрства выбирают: достижения, успешность, гедонизм, определяющие самореализацию личности как достижение социального признания;

- в отличие от контрольной группы волонтёры выбирают универсальные ценности: терпимость, широкий кругозор, социальную справедливость, духовную жизнь, которые являются базисной детерминантой добровольческой деятельности;

- при анализе результатов изучения смысложизненных ориентаций во всех группах выборки обнаружены статистически значимые половые различия по шкале «Локус контроль-Я» (p<0,05). Полученный факт говорит о том, что женщины в большей степени, чем мужчины, склонны верить в свои силы и контролировать события своей собственной жизни;

- сравнение показателей контрольной и экспериментальной групп выявило значимые различия по шкалам «Локус контроль-Я» и «Локус контроль-жизнь» в пользу группы волонтёров (p<. 0,05). Это говорит о том, что человек, занимающийся добровольческой деятельностью, склонен к осмыслению своей жизни, верит в свои силы, в возможность влиять на события своей жизни, контролировать свои поступки и поведение, принимать решения и воплощать их в жизнь. Альтруизм, который свойственен обеим группам волонтёров, является наиболее ценной общественной мотивацией и определяет степень самореализации личности;

- корреляционные связи выявили основные мотивационные потребности, смысложизненные ориентации и базовые ценности личности, которые определяют потенциал личности, способной к самореализации и отражают готовность волонтёра к альтруистическому поведению.

Ещё одно интересное исследование смысложизненных ориентаций волонтеров – труд Сорокоумовой Г.В. “Некоторые психологические особенности людей, принимающих участие в волонтерской деятельности”. Автор провёл исследование некоторых психологических особенностей волонтёров и людей, не являющихся волонтёрами. В исследовании приняли участие 19 человек (различных профессий), участники волонтёрской группы «Детский проект» г. Нижнего Новгорода, и 21 человек (различных профессий), случайные посетители нижегородского сайта интернет, никак не связанные с волонтёрской деятельностью. В исследовании принимали участие только женщины, в возрасте 21–35 лет. Были использованы методики: тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева, тест Т. Лири, методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной.

Результаты исследования психологических особенностей людей, участвующих в волонтёрской деятельности, показали, что уровень альтруизма волонтеров высокий, что соответствует деятельности, которой волонтёры занимаются, при этом совершенно бесплатно; положительный и более высокий результат по формуле «дружелюбие» является показателем стремления личности к установлению дружелюбных отношений и сотрудничеству с окружающими. Волонтеры в большей степени ориентированы на труд и в меньшей степени, чем не волонтеры – на получение материальных благ и вознаграждение; ориентация волонтеров на свободу значительно превосходит аналогичный показатель среди не волонтеров. Для этих людей более важна свобода в выборе профессии, интересов, чем деньги и власть; люди, принимающие участие в волонтёрской деятельности в большей степени, чем люди, не принимающие участие волонтёрской деятельности, ощущают более полную осмысленность жизни. Волонтеры воспринимают жизнь более интересной, эмоционально насыщенной и наполненной смыслом, чем не волонтёры. Показатели процесса жизни или интереса и эмоциональной насыщенности, равно как и общий показатель осмысленности жизни, у волонтеров отличаются от аналогичных показателей людей, не участвующих в волонтерской деятельности [9, с.119].

Итак, в статье были проанализированы теоретические и эмпирические исследования мотивации и смысложизненных ориентаций волонтеров. Зачастую в них рассматривалось участие в волонтерской деятельности молодых людей. И этому есть объяснение, так как основную часть волонтеров составляют студенты и выпускники высших учебных заведений. Анализ исследований показал, что авторами научных публикаций чаще изучаются “студенческая молодежь”, без конкретизации направления обучения. Вероятно, такого рода уточнение даст важную диагностическую информацию. По моему мнению, исследователи обошли вниманием педагогические вузы, студенты которых активно участвуют в волонтерской деятельности. Есть основания полагать, что специфика осуществления данной деятельности в педагогическом вузе связана с смысложизненными ориентациями и особенности мотивационной сферы студентов-волонтеров. Именно поэтому тема смысложизненных ориентаций и особенностей мотивационной сферы студентов педагогического вуза, занимающихся волонтерской деятельностью, требует дальнейшего исследования и конкретизации.

Список использованных источников.

1. Азарова Е.С. Психологические детерминанты и эффекты добровольческой деятельности. Кемерово, 2008. 192 с.

2. Валентина Николаевна Норина. Психологические аспекты волонтерской деятельности // Образовательный портал «Справочник». Дата последнего обновления статьи: 24.07.2023. URL https://spravochnick.ru/psihologiya/psihologicheskie_aspekty_volonterskoy_deyatelnosti/ (дата обращения: 17.12.2023).

3. Капустина А.Н. Волонтёрская деятельность как ресурс самореализации личности // Universum: психология и образование : электрон. научн. журн. 2016. № 3-4 (22). URL: https://7universum.com/ru/psy/archive/item/3042 (дата обращения: 18.12.2023).

4. Качулина Н. Н. Сущность и понятие волонтерского движения // Актуальные исследования. 2021. №20 (47). С. 86-89. URL: https://apni.ru/article/2456-sushchnost-i-ponyatie-volonterskogo-dvizheniy (дата обращения: 18.12.2023)

5. Кудринская Л.А. Добровольческий труд: сущность, функции, специфика // Социологические исследования. 2006. №. 5. С. 15-22.

6. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 3-е, изд. доп. М.: Смысл, 2007. 512 с

7. Немов, Р. С. Психология: учебник для бакалавров / Р. С. Немов. М.: Издательство Юрайт. 2015. 639 с.

8. Смирнова О. Г. Мотивация волонтерской деятельности / О. Г. Смирнова, М. С. Гуляева. Текст: электронный // Материалы XXII Международной конференции памяти профессора Л. Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования». Екатеринбург: УрФУ, 2019. С. 135-144.

9. Сорокоумова Г.В. Некоторые психологические особенности людей, принимающих участие в волонтерской деятельности: сборник трудов конференции. // Научное и образовательное пространство: перспективы развития : материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 9 апр. 2018 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2018. С. 119-122.

Просмотров работы: 241