Византийская мозаика - это одно из наиболее удивительных и значимых явлений искусства Византии, которое олицетворяет богатство культуры и истории этой империи. Это уникальное искусство отражает духовные и эстетические ценности времени, в которое оно было создано, и до сих пор поражает своей красотой и глубиной смысла.
Древние люди прославились своим умением складывать целое изображение из отдельных цветных кусочков. Подобное искусство появилось во многих странах и развивалось до совершенства. В Риме мозаикой украшали полы и стены общественных построек, терм и дворцов. Для создания картин использовали камушки и смальту. Этот материал представляет собой смесь стекла и металлов — меди, золота, ртути. Благодаря им получали разные оттенки смальты. Но мастера Византийской империи были искуснее римских. Она создали собственную технологию выкладывания мозаики. В первое время они использовали гораздо меньшие по размеру кусочки, что сделало работы утонченными. Позже изменили и состав смальты. Стекло начали смешивать не только с металлами, но и другими веществами. Это позволило получить большую цветовую гамму. Качество работ было настолько высоким, что до сегодня мозаики сохранились в изначальном виде.
Много столетий насчитывает история византийской мозаики. Первые образцы, которые нашли археологи, датировались вторым веком до нашей эры. А из сохранившихся известны панно III-го столетия. Известные образцы византийской мозаики находятся в Константинополе, Айе-Софии.
Обнаружена древняя смальта и в Киеве. Мастера Киевской Руси работали по проектам, созданным византийскими художниками. Этот вид изобразительного искусства достиг своего пика на период расцвета всей Империи. А позже приемы распространились по всем европейским государствам.
Археологи считают, что практически все изобразительное искусство произошло именно из культуры Византийской империи — фреска, мозаика, живопись. Но в период между VIII и IX столетиями в государстве длилась борьба с иконами. Из-за этого многие древние изображения были уничтожены.
Сохранились только те картины, где были геометрические фигуры и кресты. Но позже иконоборчество прекратилось, и мастера смогли возобновить работу над ликами святых. За несколько десятилетий они усовершенствовали свое ремесло, что поспособствовало возникновению изящных и необычайно красивых мозаик.
Мозаики Византии всегда отличались от художественных работ других государств. Целью мастеров была точная оттенков, для чего они использовали множество материалов. Основные приемы византийской мозаики:
Золотой фон;
Работа начиналась с нанесения контуров;
Применение цветного стекла;
Картины рассчитаны на восприятие с большого расстояния;
Символичность образов.
Обязательным было нанесение золотой краски под мозаику. Благодаря этому оттенку законченная работа мерцала при дневном и искусственном свете. А когда ее освещало пламя свечи, казалось, что фон движется и переливается. Любое панно мастера начинали с нанесения контура, формирую своеобразную раскраску. Так как картины рассматривали с расстояния, нужно было четко разграничить все детали изображения.
Благодаря использованию множества цветов мозаика получалась яркой и объемной. Византийцы первыми стали применять цветное стекло. Оно переливалось под солнечными лучами и в свете пламени свечей. Подобными картинами украшали базилики, соборы и другие огромные сооружения, чтобы придать им более торжественный и нарядный вид. Мастера рассчитывали, что их работа будет выглядеть внушающей с большого расстояния. И поэтому они допускали небольшие неровности, вытягивали контуры, придавая панно особый эффект.
Главным достижением византийцев в мозаичной технике было то, что они научились придавать стеклянным кусочкам любую форму. Но чаще всего старались использовать квадраты и прямоугольники. Редко встречаются в изображениях круги и овалы.
Прямой набор — это особенность техники византийской мозаики. Кубики смальты не шлифовали, их выкладывали в ряд плотно друг к другу. Происхождение мелких деталей связано с повышением уровня мастерства. Небольшие кубики позволяют точно изобразить черты лица, сделать картину более изящной и добиться мягкого перехода цветов.
Византийские мастера показали достойный пример современникам. Их творческий путь продолжается и сегодня. Техника выполнения мозаики стала не просто визитной карточкой государства, но и образцом классического искусства.
Многие известные художники 21 века опираются на знания старинных мастеров. Они используют те же названия и определения, техники смешивания смальты и выкладывания стекла.
В стенах Добро.Центра Дома Гончарова я поучаствовала в открытом мастер-класс по мозаичному искусству. В качестве эксперта и преподавателя выступила Заира Гусейнова – художник монументального искусства и мозаичист из Санкт-Петербурга. Во время работы я познакомилась с инструментами и материалами, после чего приступила к набору мозаики вместе с другими участниками. В качестве эскиза был выбран узнаваемый профиль А.С. Пушкина и не случайно, ведь в 2024 году будет 225 лет со дня рождения великого русского поэта. Этот обучающий проект организовало Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь). Переход от теории к практике, прикосновение к искусству, вдохновило изучать и творить.
Список использованных источников
Вахрушева Ю. История мозаики: [мозаичное искусство]// ДЕКО. – 2008. - №1. – 62с.
Искусство Византии: ранний и средние периоды/ Г.С.Колпакова. – СПб.: Азбука-классика, 2004. – 527с. : цв. ил.- (Новая история искусств)
Мельников Ю.С. История мозаики. http://stroy-server.ru/mozaika