В понятийно-терминологическом словаре логопеда термин «задержка психического развития (ЗПР)» трактуется, как «временное отставание развития психики в целом или ее отдельных функций» [5].
Генез[греч. genesis зарождение, происхождение, развитие] — происхождение, возникновение, начало [5].
Дизонтогенез[диз- + онтогенез] — нарушение индивидуального развития организма [5].
По сведениям различных исследователей, среди детей обнаруживается от шести до одиннадцати процентов детей с задержкой психического развития разного генеза. Л.Н. Блинова в своих работах говорит о том, что «задержка психического развития относится к пограничной форме дизонтогенеза и выражается в замедленном темпе формирования разных психических функций. В целом для представленного состояния являются показательными гетерохронность (разновременность) проявления отклонений и небольшие изменения выраженности и последовательности» [2].
Сочетание дефицитарных функций с сохранными являются типичным для психического развития ребенка с задержкой психического развития. «В парциальной (частичной) дефицитарности высших психических функций может присутствовать инфантильные черты личности и поведения детей» [3]. Встречаются ситуации, когда ребенок испытывает затруднения в выносливости над каким-либо делом, или же в результате труда, а так же пропадает заинтересованность к деятельности.
Отсутствие высокой познавательной активности выражается в минимальном тезаурусе окружающей действительности, а также практического опыта, которые необходимы для успешного обучения в школе.
Обучение детей с задержкой психического развития геометрическим представлениям является сложной задачей. Трудности возникают из-за особенностей познавательной и эмоционально-волевой сфер у дошкольников данной нозологической группы. Для дошкольников с задержкой психического развития характерна недостаточность развития высших психических функций, а так же логических операций.
Формирование геометрических представлений у детей с задержкой психического развития необходимо осуществлять с помощью репродуктивного воображения.
В своих работах И.Н. Мамайчук говорит, что «у детей с задержкой психического развития отличается способность к форморазличению» [4]. Эта способность формируется у них позже, поэтому дети с задержкой психического развития 5 лет плохо классифицируют и различают геометрические фигуры. Больше всего затруднения возникают при сравнении круга и овала, квадрата и прямоугольника. А форморазличение объемных форм дается только лишь в школе.
Л.Б. Баряева отмечает, что «для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития основную трудность представляет дифференциация геометрических форм по названию и определение названия предъявленного геометрического объекта» [1]. Дошкольники с ЗПР испытывают затруднения в самостоятельном назывании геометрических фигур, но в то же время они хорошо обучаются с помощью наглядных образцов. Следовательно, трудности формирования геометрических представлений у детей с задержкой психического развития происходят из-за недостаточного уровня развития пространственных представлений.
Формирование геометрических представлений у детей с задержкой психического развития имеет свои особенности, потому что развитие пространственных представлений взаимосвязано с развитостью высших психических функций детей. Например, в таких заданиях, как чередование геометрических фигур или же складывании формы дети часто испытывают трудности в анализе и других логических операциях.
Как отмечает Л.Б. Баряева, «геометрическим представлениям, детей с ЗПР, свойственна недостаточная четкость, полнота, дифференцированность и обобщенность. Дошкольники с задержкой психического развития испытывают большие трудности в выделении знакомых форм в окружающих предметах, стремятся подменить абстрактные геометрические образы представлениями о конкретных предметах (например, прямая линия — палка). Дети плохо знают названия геометрических фигур, тел, углов и линий, слабо соотносят их с соответствующими зрительными образами» [1]. Следовательно, из-за затруднений выполнения заданий с геометрическими фигурами у детей так же будут сложности в продуктивных видах деятельности и конструировании.
Трудности встречаются и в классификации геометрических фигур, в особенности многоугольников. При использовании образца выполнение задания будет более успешным, с меньшим количеством ошибок. Затруднения возникают при отличии фигур от образца по разным признакам (цвет, размер).
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что на формирование геометрических представлений у детей с задержкой психического развития влияет их сниженная познавательная активность. С этой целью необходимо разработать программу формирования представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Список литературы
Баряева, Л.Б., Методика формирования количественных представлений у детей с ЗПР [Текст]/. Л.Б Баряева, А. Зарин– СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – 96 с.
Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. – М.: НЦ ЭНАС, 2003. – 136 с.
Лебединская, К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития // Дефектология. – М.: УМК «Психология», 2006. - № 3. – С. 15-27
Мамайчук, И.Н. Помощь психолога ребёнку с ЗПР [Текст]/ Ильина М.Н. - СПб.: Речь, 2004. – 352 с.
Селиверстова, В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда [Текст] / под ред.. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 400 с.