Проблема применения инновационных педагогических технологий является одной из важнейших в современном обществе. Патриотизм – одна из фундаментальных ценностей нашего народа, которая несет важную роль в воспитании детей разного возраста. К сожалению, в последние годы наблюдается резкое снижение значимости патриотизма, что выражается в духовной опустошенности и низкой культуре. Внедрение инновационных педагогических технологий может стать эффективным инструментом в возрождении патриотизма. Такие технологии способны увлечь учащихся, сделать процесс обучения запоминающимся и более интересным. Это может стимулировать развитие патриотических чувств, формирование чувства гордости за свою страну и ее историю.
Актуальность сказанного выше подтверждается нормативными документами. В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.» сказано о том, что «одной из важнейших задач в области воспитания детей и подростков является формирование и развитие высоконравственной личности, которая понимает и принимает отечественные духовные ценности, владеет надлежащими познаниями и способностями» [5].
Также в федеральном государственном стандарте дошкольного образования прописано то, что воспитатель должен учитывать задачи в области «Познавательное развитие». Поэтому одним из главных направлений деятельности является формирование о культурно-исторических ценностях, событиях, традициях России [6].
Углубило и расширило задачи в области патриотического воспитания постановление от 17 августа 2022 «Об утверждении стратегии развития военно-патриотического воспитания в Архангельской области», одной из основополагающих задач в данном документе является «формирование мотивации к изучению истории Архангельской области, культуры и традиции ее коренных народов» [4]. Исходя из этого, нужно сделать патриотическое воспитание более привлекательным для подрастающего поколения, тем самым нужно модернизировать содержание, методы, формы и средства работы с детьми.
Виртуальные экскурсии помогут педагогам разнообразить традиционные приемы, будут выигрышнее смотреться, так как более привлекательны для детского восприятия. Процесс познания начинается с участия органов чувств детей, которые контактируют с объектом, демонстрируемым в ходе экскурсии. Ощущение и восприятие, основанные на зрительных и слуховых впечатлениях, оформляются в представления. В последующем этапе познания, в наглядно-образном мышлении, учащиеся продолжают процесс познания, складывая выводы. Виртуальная экскурсия включает в себя две смысловые составляющие: осязательное познание (ощущение, восприятие, представление) и логическое познание (наглядно-образное мышление). Эти составляющие являются фундаментом для проведения виртуальной экскурсии.
Так же одним из преимуществ виртуальных экскурсий является то, что они позволяют получить визуальные впечатления о местах, которые недоступны для реального посещения. Кроме того, они экономят время и ресурсы. Деревякина А. В. в своей статье отметила то, что «преимущество виртуальных экскурсий заключается еще в том, что педагог подбирает необходимый материал, составляет маршрут в соответствии с поставленными целями и интересами детей» [2].
Галущак Т.В., Долинская М.Л., Кладова О.Н. в своих трудах пишут о том, что «поисковый метод является ключевым для активизации детей во время виртуальной экскурсии, ведь вместо пассивного просмотра материалов, дети активно участвуют в процессе, занимаясь поиском информации» [1].
Виртуальные экскурсии имеют в современном образовательном пространстве ряд преимуществ. Одним из основных преимуществ является то, что виртуальные экскурсии формируют у детей потребность в получении информации при помощи инновационных средств. Вместо традиционных учебников и лекций, дети получают доступ к интерактивным материалам, которые делают обучение более интересным и увлекательным.
Во-вторых, виртуальные экскурсии повышают мотивацию детей к познанию. Возможность самостоятельно исследовать и узнавать новое привлекает детей и стимулирует их желание узнать больше. Они могут выбирать темы, которые их интересуют, и изучать их в своем темпе.
В-третьих, использование виртуальных экскурсий формирует активную личностную позицию у детей. Они не просто пассивно получают информацию, а активно участвуют в процессе обучения. Это развивает у них навыки самостоятельности, исследовательского мышления и критического анализа.
Виртуальные экскурсии имеют огромный потенциал в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. Колесов В.И., Сабодаш О.А. в своих трудах говорят о том, что «вириальные экскурсии позволяет детям познакомиться с историей и культурой своей страны, развивать патриотические чувства и гордость за свою родину» [3].
Одной из возможностей виртуальных экскурсий в патриотическом воспитании является посещение виртуальных музеев и исторических мест. Дети могут путешествовать по различным регионам своей страны и узнавать о важных исторических событиях, национальных традициях и достопримечательностях. Это позволяет им ощутить связь с прошлым и узнать о значимости исторического наследия своей страны.
Виртуальные экскурсии также позволяют детям познакомиться с культурой и народными традициями своей страны. Они могут посещать виртуальные выставки и фестивали, изучать народные ремесла и традиционную кухню. Это помогает детям развить уважение к своей культуре и национальной идентичности. Также виртуальные экскурсии могут включать в себя посещение памятников и мемориалов, связанных с важными историческими событиями. Дети могут узнать о героических поступках своих соотечественников и почтить их память. Это помогает детям развивать патриотические чувства и гордость за свою страну. Кроме того, виртуальные экскурсии могут быть организованы в форме встреч с ветеранами, историками или другими интересными личностями. Дети могут задавать им вопросы, узнавать о их опыте и учиться ценить вклад каждого поколения в развитие страны [2].
Таким образом, виртуальные экскурсии играют важную роль в образовании детей. Они активизируют деятельность детей, формируют потребность в получении информации, развивают психические процессы, повышают мотивацию к познанию и развивают активную личностную позицию. Виртуальные экскурсии становятся эффективным инструментом, который помогает детям углубленно изучать различные темы и предметы, а также развивать в них навыки самостоятельности и критического мышления. А самое главное, что виртуальную экскурсию можно эффективно использовать в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. Они позволяют им лучше узнать свою страну, ее историю, культуру и традиции. Виртуальные экскурсии становятся эффективным инструментом в патриотическом воспитании, который помогает детям развивать гордость и любовь к своей родине.
Список литературы:
1. Галущак Т.В., Долинская М.Л., Кладова О.Н. Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ // Материалы IV международной научно-практической конференции «Современные тенденции развития образования, науки и технологий» (г. Москва, 28 сентября 2018 г.). М., 2018. С. 36–38. URL: http://co-nf.ru/wpcontent/uploads/2018/09/Sbornik_28.09.2018.pdf (дата обращения: 26.12.2023). – Загл. с экрана.
2. Деревякина А.В. Виртуальная экскурсия как инновационная форма обучения. // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». – 2013 – №4. – С. 16-21.
3. Колесов В.И., Сабодаш О.А Виртуальный туризм как средство патриотического воспитания старших дошкольников в Ленинградской области // Профессорский журнал. Серия: Рекреация и туризм. 2023. №3 (19). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/virtualnyy-turizm-kak-sredstvo-patrioticheskogo-vospitaniya-starshih-doshkolnikov-v-leningradskoy-oblasti (дата обращения: 26.12.2023). – Загл. с экрана.
4. Об утверждении «Стратегии развития военно-патриотического воспитания в Архангельской области до 2027 года» [Электронный ресурс]: Постановление от 17 августа 2022 года N 606-пп URL: https://docs.cntd.ru/document/406209702?section=text(дата обращения: 21.12.2023). – Загл. с экрана.
5. Об утверждении «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/ (дата обращения: 21.12.2023). – Загл. с экрана.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс]: Приказ от 17 октября 2013 г. № 1155. URL: https://shkolastarotimoshkinskaya-r73.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/ userfiles/DetSad/FGOS_DO_v_deystvuyuschey_redaktsii_s_17.02.2023.pdf (дата обращения: 21.12.2023). – Загл. с экрана.