В социально-культурных условиях современной России, ориентирующейся на построение демократического правового государства, возрастают требования к личностным качествам человека как гражданина, как самостоятельного, компетентного, свободного и ответственного субъекта своей жизни и деятельности, готового взять ответственность за свое будущее и будущее страны на себя. Поскольку базисной в системе духовно-нравственных ценностей личности выступает ответственность, ее воспитание становится актуальной задачей на всех возрастных ступенях развития личности.
Современное состояние развития общества требует от учеников школы осознанного отношения к личному выбору, слову, делу, его последствиям, мастерства выполнять действия, направленные на благо окружающих людей, присутствия устойчивого морального опыта освоения эмоциональной культуры [2].
Педагогика, рассматривая средства воспитания, традиционно относит к ним все то, что выступает источником социального опыта. В последние годы сложилась тенденция рассматривать в качестве средств воспитания компоненты мира жизнедеятельности ребенка. «К средствам воспитания, – утверждает П.И. Пидкасистый, – можно отнести различные виды воспитывающей деятельности… Они могут быть средствами воспитания, если пронизаны социально ценностными отношениями» [3].
Значительную помощь школьнику здесь может оказать школа, воспитывая у учащихся знания о качестве социальной ответственности, ее составляющих и их взаимосвязи. Чтобы качество социальной ответственности было воспитано, необходим ряд условий, под которыми мы будем понимать «совокупность обстоятельств, в которых она осуществляется и обстоятельств жизнедеятельности субъектов, способствующих ее успешности».
Важная педагогическая задача заключается в том, чтобы дать детям возможность осознать ценность целей социально-значимой деятельности, своего участия в ней, осознать зависимость достижения общего и личного успеха от коллективных усилий [3].
Школьнику надо убедиться на практике в том, что интересы коллектива и его личные интересы неразрывно связаны, что ему необходимо постоянно воспитывать в себе чувство коллективизма. В качестве основных стимулов труда в демократических условиях выступают одновременно и стремление к личному успеху, и пробуждение чувства долга, ответственности перед коллективом и самим собой, т.е. и личностная и социальная мотивация.
Мы выделим следующую совокупность условий успешного воспитания социальной ответственности у учащихся:
Использование личностно-ориентированного подхода;
Включение учащихся в социально-значимую деятельность в социуме, опираясь на технологию социального проектирования;
Участие волонтеров совместно с родителями и общественностью в социальных акциях;
Обеспечение целесообразной помощи со стороны школьной социально-психолого-педагогической службы в форме социально-педагогического сопровождения.
Дальше мы рассмотрим этапы формирования проекта программы:
Оценка локальной ситуации на местном уровне.
Формулирование проекта.
Мобилизация проекта.
Осуществление проекта.
Мониторинг проекта.
Мониторинг проекта – систематическая постоянная оценка достигнутого за определенный период времени. Он проводится на всех стадиях осуществления проекта. Можно услышать иное название, оценка процесса.
Это проверка, с помощью которой можно своевременно распознать проблемы и провести коррекцию; получить обратную связь о проделанной работе; собрать информацию для заполнения документации.
Собираемая при мониторинге информация должна быть количественной и качественной.
Оценка воздействия.
Все этапы проекта находятся в круговой взаимосвязи друг с другом.
На последнем этапе – оценка воздействия – можно использовать такие методы оценки, как: беседы, интервью и исследования.
При получении информации необходимо провести анализ ситуации и определить, какие ресурсы можно использовать для решения.
Реализация проекта:
Нахождение ресурсов на местном уровне.
Вовлечение окружающих в проект.
Привлечение молодежи.
Примеры методов группового решения проблемы и принятия решений.
Критерии эффективности проекта:
Связь идеи с реальной жизнью;
Интерес к выполнению со стороны всех участников;
Адекватная оценка ситуации и выдвижение ответственного координатора;
Самоорганизация и ответственное отношение участников проекта;
Нацеленность на создание конкретного продукта;
Социальный характер проекта;
Временная и структурная завершенность проекта.
Сейчас мы рассмотрим направления работы с родителями, так как это важная ступень для учеников:
- Информирование родителей;
Просвещение;
Под педагогическим просвещением, которое направлено на свободное развитие личности путем передачи, как педагогических знаний, так и опыта гуманистических отношений, родителей мы будем понимать процесс информирования об особенностях развития личности ребенка и способах взаимодействия с ними, построенный в контексте жизнедеятельности субъектов взаимодействия в соответствии с ценностями культуры.
Консультирование;
Может быть двух типов:
- методическое – освоение образовательной программы;
- психологическое – индивидуальные особенности ребенка.
- Обучение;
Совместная деятельность.
Успешностью любой педагогической инициативы школы по взаимодействию с родителями напрямую зависит от умения работать с информацией и способности создавать своеобразное информационное поле школы [6].
На всех этапах формирования социальной ответственности обеспечивается социально-педагогическое сопровождение.
Социально-педагогическое сопровождение процесса воспитания социальной ответственности у учащихся включает в себя ряд этапов: первичной диагностики, создания и реализации программы личностного роста, промежуточной диагностики личностных достижений, мониторинга эффективности личностно-ориентированных программ.
Список литературы
Апанасенко, О.Н. Воспитание ответственности у учащихся в коллективе (из опыта работы А.С. Макаренко) / О.Н. Апанасенко // Мир науки, культуры, образования. - 2007. - № 1. - С. 104-106.
Дегтярева, Т.Н. Современные подходы воспитания нравственной ответственности подростка / Т.Н. Дегтярева // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3. - С. 181.
Загвязинский В.И. Зайцев М.П., Кудашов Г.Н. и др. Основы социальной педагогики / под ред. П.И. Пидкасистого. М., 2002.
Магомедова З.Ш. Формирование корректного поведения младших школьников в конфликтных игровых ситуациях: автореф. дис...к-та педагогических наук: 13.00.01 / Магомедова Замира Шахабутдиновна; ДГПУ. - Махачкала, 2008.- 22 с.
Сапожникова, Т.Н. Воспитание у молодежи социальной ответственности / Т.Н. Сапожникова, М.И. Рожков // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2012. - Т. 18. - № 1. - С. 173-176.
Лаврентьева, О. А. Формирование социальной ответственности подростков в жизнедеятельности школы: дис. ... канд. пед. наук / О. А. Лаврентьева. – Новосибирск, 2016. – 238 с.