СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У УЧАЩИХСЯ - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У УЧАЩИХСЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В социально-культурных условиях современной России, ориентирующейся на построение демократического правового государства, возрастают требования к личностным качествам человека как гражданина, как самостоятельного, компетентного, свободного и ответственного субъекта своей жизни и деятельности, готового взять ответственность за свое будущее и будущее страны на себя. Поскольку базисной в системе духовно-нравственных ценностей личности выступает ответственность, ее воспитание становится актуальной задачей на всех возрастных ступенях развития личности.

Современное состояние развития общества требует от учеников школы осознанного отношения к личному выбору, слову, делу, его последствиям, мастерства выполнять действия, направленные на благо окружающих людей, присутствия устойчивого морального опыта освоения эмоциональной культуры [2].

Педагогика, рассматривая средства воспитания, традиционно относит к ним все то, что выступает источником социального опыта. В последние годы сложилась тенденция рассматривать в качестве средств воспитания компоненты мира жизнедеятельности ребенка. «К средствам воспитания, – утверждает П.И. Пидкасистый, – можно отнести различные виды воспитывающей деятельности… Они могут быть средствами воспитания, если пронизаны социально ценностными отношениями» [3].

Значительную помощь школьнику здесь может оказать школа, воспитывая у учащихся знания о качестве социальной ответственности, ее составляющих и их взаимосвязи. Чтобы качество социальной ответственности было воспитано, необходим ряд условий, под которыми мы будем понимать «совокупность обстоятельств, в которых она осуществляется и обстоятельств жизнедеятельности субъектов, способствующих ее успешности».

Важная педагогическая задача заключается в том, чтобы дать детям возможность осознать ценность целей социально-значимой деятельности, своего участия в ней, осознать зависимость достижения общего и личного успеха от коллективных усилий [3].

Школьнику надо убедиться на практике в том, что интересы коллектива и его личные интересы неразрывно связаны, что ему необходимо постоянно воспитывать в себе чувство коллективизма. В качестве основных стимулов труда в демократических условиях выступают одновременно и стремление к личному успеху, и пробуждение чувства долга, ответственности перед коллективом и самим собой, т.е. и личностная и социальная мотивация.

Мы выделим следующую совокупность условий успешного воспитания социальной ответственности у учащихся:

  • Использование личностно-ориентированного подхода;

  • Включение учащихся в социально-значимую деятельность в социуме, опираясь на технологию социального проектирования;

  • Участие волонтеров совместно с родителями и общественностью в социальных акциях;

  • Обеспечение целесообразной помощи со стороны школьной социально-психолого-педагогической службы в форме социально-педагогического сопровождения.

Дальше мы рассмотрим этапы формирования проекта программы:

  1. Оценка локальной ситуации на местном уровне.

  2. Формулирование проекта.

  3. Мобилизация проекта.

  4. Осуществление проекта.

  5. Мониторинг проекта.

Мониторинг проекта – систематическая постоянная оценка достигнутого за определенный период времени. Он проводится на всех стадиях осуществления проекта. Можно услышать иное название, оценка процесса. 

Это проверка, с помощью которой можно своевременно распознать проблемы и провести коррекцию; получить обратную связь о проделанной работе; собрать информацию для заполнения документации. 

Собираемая при мониторинге информация должна быть количественной и качественной. 

  1. Оценка воздействия. 

Все этапы проекта находятся в круговой взаимосвязи друг с другом. 

На последнем этапе – оценка воздействия – можно использовать такие методы оценки, как: беседы, интервью и исследования. 

При получении информации необходимо провести анализ ситуации и определить, какие ресурсы можно использовать для решения.

Реализация проекта:

  1. Нахождение ресурсов на местном уровне.

  2. Вовлечение окружающих в проект.

  3. Привлечение молодежи.

  4. Примеры методов группового решения проблемы и принятия решений. 

Критерии эффективности проекта:

  1. Связь идеи с реальной жизнью;

  2. Интерес к выполнению со стороны всех участников;

  3. Адекватная оценка ситуации и выдвижение ответственного координатора;

  4. Самоорганизация и ответственное отношение участников проекта;

  5. Нацеленность на создание конкретного продукта;

  6. Социальный характер проекта;

  7. Временная и структурная завершенность проекта. 

Сейчас мы рассмотрим направления работы с родителями, так как это важная ступень для учеников:

- Информирование родителей;

Просвещение;

Под педагогическим просвещением, которое направлено на свободное развитие личности путем передачи, как педагогических знаний, так и опыта гуманистических отношений, родителей мы будем понимать процесс информирования об особенностях развития личности ребенка и способах взаимодействия с ними, построенный в контексте жизнедеятельности субъектов взаимодействия в соответствии с ценностями культуры. 

Консультирование;

Может быть двух типов:

- методическое – освоение образовательной программы;

- психологическое – индивидуальные особенности ребенка.

- Обучение;

Совместная деятельность.

Успешностью любой педагогической инициативы школы по взаимодействию с родителями напрямую зависит от умения работать с информацией и способности создавать своеобразное информационное поле школы [6]. 

На всех этапах формирования социальной ответственности обеспечивается социально-педагогическое сопровождение. 

Социально-педагогическое сопровождение процесса воспитания социальной ответственности у учащихся включает в себя ряд этапов: первичной диагностики, создания и реализации программы личностного роста, промежуточной диагностики личностных достижений, мониторинга эффективности личностно-ориентированных программ.

Список литературы

  1. Апанасенко, О.Н. Воспитание ответственности у учащихся в коллективе (из опыта работы А.С. Макаренко) / О.Н. Апанасенко // Мир науки, культуры, образования. - 2007. - № 1. - С. 104-106. 

  2. Дегтярева, Т.Н. Современные подходы воспитания нравственной ответственности подростка / Т.Н. Дегтярева // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3. - С. 181.

  3. Загвязинский В.И. Зайцев М.П., Кудашов Г.Н. и др. Основы социальной педагогики / под ред. П.И. Пидкасистого. М., 2002.

  4. Магомедова З.Ш. Формирование корректного поведения младших школьников в конфликтных игровых ситуациях: автореф. дис...к-та педагогических наук: 13.00.01 / Магомедова Замира Шахабутдиновна; ДГПУ. - Махачкала, 2008.- 22 с. 

  5. Сапожникова, Т.Н. Воспитание у молодежи социальной ответственности / Т.Н. Сапожникова, М.И. Рожков // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2012. - Т. 18. - № 1. - С. 173-176.

  6. Лаврентьева, О. А. Формирование социальной ответственности подростков в жизнедеятельности школы: дис. ... канд. пед. наук / О. А. Лаврентьева. – Новосибирск, 2016. – 238 с.

Просмотров работы: 13