Основы нравственного воспитания в современной семье - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Основы нравственного воспитания в современной семье

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Семейное воспитание неразрывно связано с жизнью общества, государства. Семья как социальный институт, прошла исторический путь своего развития, в течение которого выделились ее основные функции, которые определяют роль семьи на современном этапе.

Ребёнок и общество, семья и общество, ребёнок и семья. Эти тесно связанные понятия можно расположить в такой последовательности: семья, ребёнок, общество.

Воспитание детей в семье – очень тонкое и нелегкое искусство. Оно требует от родителей многих знаний и нравственной чистоты, от характера и поведения родителей, от их взаимоотношений зависят результаты воспитательной работы с детьми.

Педагогическая мудрость человека должна проявляться в терпении, осторожности, заботливом отношении к члену семьи с учетом его сильных и слабых сторон.

Педагогическое умение заключено не только в том, чтобы разумно приказать, потребовать выполнения или повиновения от сына или дочери, а скорее в искусстве убеждать, разъяснять и тем самым увлекать [5].

Писатель и педагог С.А. Соловейчик пишет: «Воспитание - это обучение нравственной жизни, то есть обучение нравственным средствам. Воспитывая детей, мы учим их добиваться своих целей за свой счёт – пользуясь лишь нравственными средствами.

Нравственность (определяемая вопросом «за чей счёт?») указывает нижнюю границу возможных для человека действий и поступков; через требования нравственности переступить невозможно. Нравственность – граница дозволяемого совестью. А верхней границы нет, вверх – духовность, она бесконечна… У человека любые выборы, кроме тех, которые связаны с затруднениями для другого человека… Будет нравственное воспитание – ребёнок воспримет правила культурного поведения из среды, его окружающей, возьмёт пример с родителе Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность; не будет нравственности – не будет ничего, никакого воспитания».

Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

Выдающийся философ В. В. Розанов отмечал: «… лишь семья, лишь она одна может воспитать в детях существеннейшие стороны культуры, привить её самые одухотворённые, эфирные частицы…».

«Духовная атмосфера здоровой семьи призвана привить ребёнку потребность в чистой любви, склонность к мужественной искренности и способность к спокойной и достойной дисциплине», – писал в 1962 году философ И. А. Ильин.

В Федеральном государственном образовательном стандарте духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом "Об образовании".

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» сказано: «Национальным приоритетом, важнейшей национальной задачей является приумножение многонационального народа Российской федерации в численности, повышение качества его жизни, труда и творчества, укрепление духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развитие национальной культуры».

Весьма прогрессивные идеи по вопросам нравственно-семейного воспитания выдвигали представители выдающихся деятелей как Жан-Жак Руссо, К.Д. Ушинский, В.И. Водовозова, В.И. Острогорский, А.Я. Герд, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий и другие.

Нравственное семейное воспитание ребенка - это значит в первую очередь соответствующим образом организовать весь уклад, весь устой его жизни, построить всю его деятельность, чтобы в каждом факте общения ребенка с окружающими людьми всегда находили своё конкретное воплощение те гуманистические качества, которые мы хотим у него воспитать. Поэтому нравственное воспитание невозможно оторвать от повседневных забот о детях, об их бытовом устройстве, режиме, невозможно оторвать от всех малых и больших событий, которыми и наполнен день каждого ребенка и которые являются источниками и детских отношений, и детских поступков [4].Недаром социологи говорят: «Общество формируется в тесной зависимости от того, как воспитывались в юности ин­дивидуумы, являющиеся членами этого общества»

Самой главной обязанностью старшего поколения является воспитание поколения трудолюбивого, свободолюбивого, толерантного, шагающего в ногу со временем, уважительного и придержи­вающегося обычаев, традиций и веры своего народа. Несо­мненно, ответственность за воспитание положительных лю­дей, которые будут составлять завтрашнее общество, лежит, прежде всего, на семье [2].

Общение «ребенок - родители» происходит повседневно в различных жизненных ситуациях. Соприкасаясь с близкими людьми, он постигает азы общественного поведения, воспитывается его характер.

Подражая взрослым, он перенимает от них многие положительные моральные качества. Если общение «родители – ребенок» в своей основе нравственно, то ребенок одновременно овладевает и культурой поведения.

Для полноценного развития и воспитания детей необходимо содержательное общение с близкими людьми. Ор­ганизуя процесс воспитания, мы зачастую, к сожалению, строим его на безошибочном воспитании. А так быть не может. Готовые ответы, принятие ответственных решений за самого ребенка, подсказки в виде решения проблем ребенка приводят к тому, что маленький чело­век предоставляет себя в полную власть взрослого, более сильного, а, повзрослев, полностью предоставляет свою жизнь, обществу, государ­ству, при этом, снимая с себя всякую вину, если что-то происходит с ним не так, как хотелось бы [2].

Необходимо, чтобы семья хорошо владела конкретными методами нравственного воспитания: методам приучения к формам общественного поведения, методам организации творческой беседы, но еще более важен сам стиль отношений родителей с детьми - стиль доброжелательности и заинтересованности, внимания и участия [4].

Дети словно какими-то щупальцами чутко улавливают настроение взрослых и соответственно реагируют на него. Бывает так, что в семье ребенка происходит разлад между родителями. Но разрыв еще только назревает, не произнесено еще ни одно резкое слово при ребенке, а холод, отчужденность их отношений уже ребенок улавливает, и у ребенка формируется чувство неясного беспокойства, страх покинутости, общая нервозность в поведении.

Оценки и суждение родителей, высказанные непосредственно в ходе совместной деятельности, легко усваиваются детьми и влияют на их собственные оценки и суждения

Анализ литературы по проблемам семейного воспитания показывает, что между детьми, которых воспитывали в строгости (с наказаниями) с детьми, воспитывавшимися более мягко (без наказаний) — если не брать крайние случаи — нет большой разницы. Следовательно, воспитательное воздействие семьи — это не только ряд целенаправленных воспитательных моментов, оно состоит в чем-то более существенном [1].

Из всего сказанного можно вывести несколько условий. Итак, мы можем определить самые важные условия благоприятного воспитания в семье. Первое условие – это благоприятный психологический климат в семье. Он определяется тем, как члены семьи общаются друг с другом, характерным для той или иной семьи социально-психологическим климатом.

Вторым условием можно назвать методы и приемы воспитания, практикуемые родителями с целью воздействия на ребенка.

Неблагоприятным образом отражается на развитии ребенка холодное, эмоционально нейтральное отношение к нему. В то же время эмоциональное тепло, в котором ребенок нуждается так же, как и в пище, не следует выдавать в избыточном количестве, привязывая его к родителям так, что он становится неспособным оторваться от семьи и начать жить самостоятельной жизнью [5].

Авторитет родителей и взрослых – тоже одно из условий эффективного воспитания детей. Анализ воспитания детей в современных семьях показывает, что родители с уважением относятся к потребностям и интересам своих детей, их взаимоотношения более демократичны и направлены на сотрудничество.

Немаловажным условием, необходимым в семейном воспитании является роль наказаний и поощрений в воспитании детей. Дети, которых хвалят за хорошее поведение, но которых не наказывают при неправильных действиях, обычно учатся всему более медленно и с трудом. Такой подход к наказанию имеет свою обоснованность и является вполне резонной составной частью воспитательных мер [3].

В воспитании детей заинтере­совано все общество, это не только личное дело родителей. Семейное воспитание — часть общественного вос­питания.Уникальность ее состоит, во-первых, в том, что она дает «первые уроки жизни», закладывающие основу для развития в будущем. Поэтому очень важно не упустить этот сензитивный период для формирования и укрепления основ духовности.

Список литературы

1. Алиева А.Х. семья как среда духовного развития личности. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Педагогические технологии образовательного процесса в поликультурной среде. – М., 2008.

2. Неведцкая М. Н. Повышение педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия школьника и семьи. – М., 2007.

3.Шнейдер Л. Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов.- М.,2006.

4.Вопросы нравственного воспитания младших школьников./Сб.тр.–М., 2005.

5. Курбатов А. В. Воспитание духовно-нравственного здоровья - М., 2008.

Просмотров работы: 22