ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И КОНЦЕНЦИЯ СТИЛЯ «БАУХАУЗА» - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И КОНЦЕНЦИЯ СТИЛЯ «БАУХАУЗА»

Русакова А.В. 1, Лукьянова С.А. 1
1ОГБПОУ "Ульяновский колледж культуры и искусства"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Школа дизайна БАУХАУЗ имеет огромное значение в истории дизайна и искусства. Создана в начале 20 века и оказала значительное влияние на развитие современного дизайна. Стиль баухаус отражает традиционную немецкую практичность. Даже в его названии выражено стремление к простоте: «bauhaus» в переводе с немецкого означает «строить дом». Именно под таким названием впервые сформировались новые принципы архитектурного дизайна. Цель поставлена понять, по каким законам работает архитектура, которая охватывает собой все проявления жизни и диктует логику и эстетику частных и общественных пространств.

25 апреля 1919 года в Веймаре открылась Высшая школа строительства и художественного конструированияБАУХАУЗ - самая влиятельная школа прикладного искусства, дизайна и архитектуры XX века. За четырнадцать лет своего существования она произвела художественную революцию, стала тем местом, где художники и ремесленники разных стран пытались переосмыслить мир. Представители школы стали основоположниками принципа практической полезности и рациональности форм, заложили новый подход к обучению, работе с городскими ландшафтами, мебелью и предметами быта. Ее директором стал Вальтер Гропиус, ещё находясь на фронте Первой мировой войны, будучи уже известным архитектором, Вальтер мечтал об учебном заведении, которое изменило бы значение дизайна и мир вообще.

Гропиус считал, что каждый художник должен знать ремесло и нет разницы между художником и ремесленником. Эти и другие принципы он заложил в декларации 1919 года: «Архитекторы, скульпторы, художники, мы все должны обратиться к ремеслам». Он предложил сосредоточиться на объединении индустриальных возможностей производства с простыми, но эстетичными формами.

Гропиус решил, что у студентов БАУХАУЗа должно быть по два наставника по каждому предмету. Мастера и ремесленники обучали профессии, художники прививали эстетическое вдохновение и чувство вкуса. Первыми преподавателями стали Иоганнес Иттен, Лионель Фейнингер и Герхард Маркс. Позднее к ними присоединились Василий Кандинский, Пауль Клее, Ласло Мохой-Надь. Многие из первых студентов впоследствии оставались в школе в качестве мастеров. Студентам БАУХАУЗа было от семнадцати до сорока пяти лет. Учитывая тяжелый военный период, Гропиус убедил Веймарское министерство образования отменить плату за обучение и назначить финансовую помощь тем студентам, чьи работы были коммерчески успешны. Поступить могли и мужчины и женщины, в первые годы девушки распределялись преимущественно в ткацкие и текстильные цеха. Директор считал, что работа с металлом и архитектура не подходят женскому типу мышления. Интересно, что одна из самых известных студенток Веймарского БАУХАУЗа Марианна Брандт работала именно в металлическом цехе и в 1928 году стала его руководителем.

Первая учебная программа состояла из трех курсов: подготовительного, практического и строительного. На подготовительном студенты изучали основу формы и работу с материалами. На практическом — занимались ремеслом, создавали продукцию для массового потребления, детально изучая проблемы формы и цвета. В каждой мастерской обучали работе с определенным материалом: камнем, деревом, металлом, глиной, стеклом, текстилем, цветом. На строительном курсе подмастерья работали уже на строительных площадках. Одним из первых преподавателей подготовительного курса стал швейцарский художник Иоганнес Иттен, которому Гропиус лично предложил присоединиться к школе. Из Вены, где Иттен преподавал, с ним приехало шестнадцать учеников, они стали первыми студентами Баухауза. В тот момент у методов и подходов Баухауса, который являлся государственной школой, было очень много противников среди чиновников и консерваторов. Для того чтобы утвердиться на местной сцене и не лишиться государственных бюджетов, в 1923 году учителя и студенты Баухауса провели первую крупную выставку, которая вошла в историю. Основным экспонатом на выставке стал образцовый жилой дом Хауз-ам-Хорн — пример функционального строительства, оснащенный всем необходимым для современной жизни. Такой дом был доступен обычному рабочему, был экологичен и воплощал основные принципы Баухауза.

И хотя выпускники Баухауса демонстрировали самостоятельность и невероятный успех учебного эксперимента, школе пришлось переехать в Дессау, где у нее оставалась правительственная поддержка. Сразу же, всего за год после переезда, было построено знаменитое здание по проекту Гропиуса, а интерьеры и мебель были выполнены студентами и преподавателями школы. Дизайн этого здания задал новое направление для стиля школы - теперь это был индустриальный функционализм. В.Гропиус стремился осуществить в «Баухаузе» слияние дизайнерских и технических дисциплин в рамках нового строительного искусства. Поэтому мастерские участвовали в решении интерьеров здания, которые являются одной из важных составных частей проекта. Здание «Баухауза» состоит из нескольких корпусов: крыла мастерских, «лаборатории идей» со знаменитым стеклянным фасадом, трёхэтажного северного крыла, пятиэтажного здания студий, в котором жили учащиеся и молодые мастера, а также связующих элементов - одноэтажного актового зала и мостика над улицей. Конструкция представляет собой несущий железобетонный скелет с заполнением кирпичной кладкой, однако в нескольких корпусах использованы несущие кирпичные стены. Крыши - плоские, с террасами. Важные элементы - это навесной стеклянный фасад (витраж) и стальные окна различной формы. При движении по зданию, когда открываются внутренние и наружные перспективы, становится понятным значение открытости и прозрачности.

Создатели стиля стремились к промышленному, потоковому производству красивых и удобных вещей, в которых будут использованы новейшие разработки и материалы. Баухаус - это конвейерное производство шедевров, в которых красота форм неотделима от практичности, а простота является синонимом удобства. Форма комфорта Баухауса легко определить в стиле интерьера и, в особенности, в стиле мебели. Его отличительные черты - прямые плоскости и линии, строгие геометрические формы, отсутствие лишних, отвлекающих и нефункциональных деталей. Наличие металла в мебели практически безошибочно указывает на баухаус. Именно этот стиль доказал, что даже холодность стали может стать символом уюта и комфорта. Пространство - это жизнь. Согласно концепции баухаус, человек должен жить не среди вещей и предметов мебели. Все они лишь его помощники, а не красивое и бесполезное окружение, поэтому каждый предмет мебели или декора должен быть простым - без излишней и пустой пышности.

В 1928 году родоначальник Баухауса Гропиус ушел в отставку, его заменил Ханнес Мейер, сделав школу за небольшой период своего руководства (1928-1930) более коммерчески успешной. Очередная реформа школы в 1930 году превратила ее в основном в архитектурное заведение, школа была закрыта через год, когда фашизм начал утверждаться в обществе. 19 июня 1933 года мастерам школы не осталось ничего, кроме как провести собрание и проголосовать за роспуск школы. И даже после закрытия школы Баухаус в виде течения продолжал развиваться в работе отдельных его участников. Его стиль смотрит на красоту под совершенно иным углом и доказывает, что простые формы прекрасны сами по себе, а просторные интерьеры, где человеку легко и свободно, намного удобнее массивности и пышности классицизма или барокко.

Таким образом, школа дизайна имеют огромное значение для развития искусства и дизайна, она сформировала новые принципы и подходы к созданию предметов искусства и функциональных объектов, которые используются и в настоящее время.

Список использованных источников

  1. Баухаус [Электронный ресурс] // Википедия: https://ru.wikipedia.org. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Баухаус.

  2. Баухаус: Революция в дизайне, которая всё изменила [Электронный ресурс] // Look At Me. – URL: http://www.lookatme.ru/mag/archive/experience-interview/168735-gid-po-bauhausu.

  3. Баухаус: что это за стиль, история школы и влияние на современный дизайн [Электронный ресурс] https://dzen.ru/a/Y6VqYSBO4kvNwvB3.

Просмотров работы: 24