Теоретические основы применения социально-психологических методов управления. - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Теоретические основы применения социально-психологических методов управления.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Социально-психологические методы управления - способы воздействия на объект управления, основанные на использовании социально-психологических факторов и направленные на управление социально-психологическими отношениями, складывающимися в коллективе.

Социально-психологические методы основаны на использовании так называемого социального механизма управления, это, прежде всего, система отношений в коллективе, социальные потребности работников и пр. Сущность этих методов состоит в значительном использовании неформальных подходов, личностных интересов, коллектива в управлении персоналом.

Социально-психологический метод управления - это подход к управлению организацией, который учитывает психологические аспекты взаимоотношений сотрудников, направлен на создание положительной корпоративной культуры, мотивацию персонала и укрепление команды для достижения общих целей.

Социально-психологические методы управления персоналом отличаются фокусом на взаимоотношениях и психологическом благополучии сотрудников.

Социально-психологические методы являются одними из главных в системе управления персоналом, они позволяют определить роль и место работников в группе, выявить лидеров и предоставить им поддержку, соединить воедино мотивацию людей с итоговыми результатами хозяйственной деятельности, предоставить эффективные коммуникации и разрешение конфликтных ситуаций в коллективе.

Условно, социально-психологические методы можно разделить на две большие группы:

Социологические методы – направлены на группы людей и их взаимодействие в процессе труда.

Психологические методы – целенаправленно воздействуют на личность каждого конкретного человека.

Цель социологических методов - управление построением и развитием коллектива, создание в коллективе положительного социально-психологического климата, сплоченности, достижения общих целей посредством объединения всех интересов людей, развития инициативы и т. п. В основу социологических методов заключены потребности, интересы, мотивы, цели и пр.

Направления социологических методов следующие:

— методы управления групповыми явлениями и процессами: повышение социальной активности, социальное регулирование, управление установленным корпоративным поведением.

— методы управления индивидуально-личностным поведением: внушение, методы личного примера, методы мотивирующих условий.

Среди социологических методов управления выделяются:

— метод наблюдения – определяются качества сотрудника, которые возможно обнаруживаются лишь в неформальной обстановке (экстремальные ситуации).

— интервьюирование – подготовка сценария беседы, а далее, в ходе общения с собеседником – получение нужной информации.

— анкетирование – массовый опрос людей с помощью специальных анкет.

— социометрический методы – анализируются деловые дружеские связи в коллективе. На основе анкетирования сотрудников выстраивается матрица наиболее предпочтительных контактов между людьми, которая позволяет выделить также неформальных лидеров в коллективе.

Психологические методы имеют большое значение в работе с персоналом, так как направлены на конкретного рабочего или служащего и, как правило, строго индивидуальны. Их особенностью является внимание к внутреннему миру человека, его личности, интеллектуальным способностям, поведению, для того, чтобы сосредоточить весь внутренний потенциал человека на решении конкретных задач организации.

Рис. 1.1. – Особенности социально – психологических методов управления.

Особенности включают в себя:

Создание поддерживающей среды: Акцент на формировании благоприятной атмосферы, способствующей коммуникации и сотрудничеству. Создание поддерживающей среды в организации предполагает формирование открытой обстановки, внимание к потребностям сотрудников, развитие коммуникаций, стимулирование доверия и поддержка в решении профессиональных задач.

Также важно учесть психологическое благополучие сотрудников, обеспечивать рабочие условия, способствующие конструктивной обратной связи, и поддерживать баланс между профессиональной и личной жизнью. Организация обучающих и развивающих мероприятий также способствует формированию поддерживающей и вдохновляющей рабочей среды.

Развитие лидерских навыков: Управленческие методы, основанные на понимании психологических особенностей сотрудников, с целью эффективного руководства. Развитие лидерских навыков включает в себя стремление к пониманию индивидуальных потребностей сотрудников, акцент на вдохновляющем руководстве, способность эффективно коммуницировать и адаптироваться к различным стилям работы в коллективе.

Немаловажным аспектом развития лидерских навыков является способность к эмпатии, принятию конструктивной обратной связи, умение мотивировать и делегировать задачи. Лидер должен стремиться к постоянному обучению, осознанному принятию решений и созданию вдохновляющего образца для своей команды.

Стимулирование мотивации: Использование психологических механизмов для повышения внутренней мотивации сотрудников. Стимулирование мотивации включает в себя:

  1. Установление ясных целей: Определение четких и достижимых целей для сотрудников.

  2. Предоставление возможностей для развития: Обеспечение доступа к обучению, тренингам и профессиональному росту.

  3. Система поощрений: Создание механизмов материального и нематериального поощрения за достижения и высокую производительность.

  4. Поддержка личных стремлений: Индивидуальный подход к сотрудникам, учитывая их интересы и амбиции.

  5. Яркие перспективы: Предоставление четкого видения перспективы роста и карьерного развития в организации.

  6. Поощрение творчества: Способствование и поощрение новаторских идей и подходов.

Культура обратной связи: Акцент на взаимодействии и обмене информацией между руководством и персоналом для повышения понимания и улучшения работы. Культура обратной связи в организации включает в себя установление открытого коммуникационного климата, где сотрудники могут свободно высказывать свои мнения и идеи. Это также означает создание системы, где обратная связь рассматривается как инструмент для постоянного улучшения производительности и развития сотрудников.

Управление конфликтами: Специфические методы разрешения конфликтов, направленные на сохранение психологического комфорта в коллективе. Управление конфликтами в организации предполагает разработку стратегий, направленных на их предотвращение и разрешение. Это включает в себя развитие навыков коммуникации, поощрение конструктивного диалога, а также создание культуры, где конфликты рассматриваются как возможность для роста и улучшения отношений в коллективе.

Фокус на развитии команды: Активное воздействие на формирование и укрепление командной динамики. Фокус на развитии команды означает стремление к укреплению взаимоотношений, поощрению взаимопонимания и взаимодополнения внутри коллектива. Также важно способствовать развитию индивидуальных и коллективных навыков, создавая среду, где каждый член команды может внести свой вклад в общие успехи.

Исследование этих особенностей поможет выявить эффективность и применимость социально-психологических методов управления в конкретной организационной среде.

Для определения влияния управления на формирование социально- психологического климата трудового коллектива для начала необходимо рассмотреть понятие «коллектив» и раскрыть характеристику трудового коллектива организации.

Каждый человек принадлежит ко многим группам: семьи, друзей, родственников, студентов. Группа - это совокупность людей, объединенных общностью интересов, деятельности и т.д. Это социальная категория, в которой люди постоянно взаимодействуют друг с другом, оказывая влияние на другого члена группы и испытывая влияние от других.

Коллектив является высшей стадией развития группы. Характеристиками трудового коллектива предприятия являются:

  • прямое и постоянное общение между участниками группы и их совместная деятельность;

  • наличие определенных отношений между участниками коллектива,

  • осознание принадлежности к коллективу;

  • сходство целей, интересов, норм и т.д.;

  • коллективность, слаженность и согласованность выполнения рабочих процессов;

  • психологическое групповое давление на члена коллектива в форме требования соблюдать групповые нормы поведения, степень конформизма, то есть мера подчинения групповому давлению;

  • сочетание общественных, групповых и индивидуальных интересов.

Благоприятный социально-психологический климат является условием повышения производительности труда, удовлетворенности работников трудом и коллективом. Социально-психологический климат возникает спонтанно. Он представляет собой итог систематической психологической работы с членами группы, осуществления специальных мероприятий, направленных на организацию отношений между менеджерами и сотрудниками.

Формирование и совершенствование социально-психологического климата - это постоянная практическая задача менеджеров. Создание благоприятного климата является делом не только ответственным, но и творческим, требующим знаний его природы и средств регулирования, умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях членов группы. Формирование хорошего социально-психологического климата требует, особенно от менеджеров и психологов в фирмах, понимания психологии людей, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом.

Положительный психологический климат представляет собой обстановку в коллективе, в которой преобладает доверие, уважение и поддержка. Это создает благоприятные условия для развития, мотивации и успешного взаимодействия сотрудников, способствуя повышению общей эффективности работы организации.

Рис. 1.2. – Влияние положительного психологического климата в компании.

Положительный психологический климат в коллективе играет ключевую роль в успешном функционировании организации. Он:

Повышает продуктивность: Создает условия, способствующие более эффективному взаимодействию и сотрудничеству среди членов команды. Положительный психологический климат в коллективе оказывает прямое воздействие на повышение общей продуктивности сотрудников, создавая условия для эффективной работы, взаимодействия и вдохновения.

Когда в коллективе царит положительный психологический климат, сотрудники чувствуют себя более уверенно, что способствует снижению стресса и повышению сосредоточенности. Это также способствует улучшению общего настроения, что в свою очередь благоприятно сказывается на работоспособности и результативности.

Укрепляет мотивацию: Поддерживает высокий уровень мотивации сотрудников через позитивную обратную связь, поощрение и четкое понимание целей. Положительный психологический климат в коллективе является мощным стимулом для укрепления мотивации сотрудников. Когда в организации царит дружелюбие, поддержка и признание, сотрудники чувствуют себя более важными и ценными, что мотивирует их к более высоким достижениям и активному участию в жизни компании.

Снижает уровень стресса: Помогает создать атмосферу доверия и безопасности, что снижает уровень стресса и повышает благополучие сотрудников. Все это:

  1. Поддерживает эмоциональное благополучие: Создает условия для уменьшения эмоционального стресса у сотрудников.

  2. Стимулирует адаптивность: Помогает развивать навыки эффективного преодоления трудностей.

  3. Создает обстановку доверия: Позволяет сотрудникам чувствовать себя более уверенно и менее подверженными давлению.

  4. Повышает уровень удовлетворенности работой: Уменьшает негативное воздействие стресса на общую удовлетворенность работой.

  5. Поддерживает физическое здоровье: Снижает воздействие стресса на физическое здоровье сотрудников.

  6. Поощряет сотрудничество: Создает условия для совместной работы и поддержки, что способствует снижению индивидуального стресса.

Способствует творчеству и инновациям: Раскрывает потенциал для креативности и новаторских идей в результате более свободного обмена мыслями и опытом.

Способствует творчеству и инновациям, поскольку положительный психологический климат в коллективе создает благоприятную среду для свободного обмена идеями, стимулирует сотрудников к выражению своих креативных потенциалов и поощряет эксперименты в поиске новых решений. Это поддерживает открытость к новым подходам и поощряет исследование нестандартных решений, что способствует инновационному развитию в организации.

Поддерживает удержание талантов: Привлекает и удерживает высококвалифицированных сотрудников, так как они предпочитают работу в положительной и поддерживающей среде.

Когда сотрудники ощущают в коллективе поддержку, признание и возможности для профессионального роста, они склонны оставаться в компании. Это создает благоприятные условия для удовлетворенности работой и долгосрочных трудовых отношений, что способствует удержанию высококвалифицированных специалистов.

Формирует сильные команды: Усиливает взаимодействие внутри коллектива, что приводит к более эффективному решению задач и достижению целей организации.

Положительный психологический климат в коллективе эффективно способствует формированию сильных команд. Когда сотрудники ощущают взаимопонимание, взаимовыручку и доверие друг к другу, это способствует укреплению связей в команде. В результате, коллектив становится более согласованным, способным эффективно решать задачи, а также более устойчивым к трудностям и изменениям в рабочей среде.

Таким образом, благоприятный социально-психологический климат воздействует на совместную деятельность людей через влияние на настроение каждого члена трудового коллектива, приводя к позитивным или негативным изменениям производительности и качества индивидуальной и совместной деятельности.

В условиях положительного социально-психологического климата состояние утомления участников коллектива значительно медленнее, что приводит к увеличению периодов нормальной и повышенной работоспособности. Социально-психологический климат значительно оказывает регулирующее воздействие на групповое сознание и групповую принадлежность.

Просмотров работы: 83