В дошкольных образовательных учреждениях новые стандарты предусматривают развитую систему мониторинга образовательной организации по достижению детьми запланированных результатов освоения образовательной программы дошкольного образования.
Дошкольный период является одной из важной ступени для становления личности ребенка, так как в это время формируются предпосылки личностных качеств, развивается ответственность ребенка и его умение делать свободный выбор, понимать и уважать окружающих людей. Исходя из чего, современное дошкольное образование ставит перед собой цель не только формирование суммы знаний у воспитанников, а также развитие базовых компетенций личности, в частности, социальных и культурных навыков, а также здорового образа жизни.
В современном мире вопрос содержания и организации системы мониторинга в дошкольной образовательной организации стало объектом пристального внимания воспитателей, педагогов-специалистов, методистов и руководителей ДОУ. Мониторинг является системой и содержит в себе определенные этапы реализации: сбор, обработка, хранение и распространение информации в контексте оценки качества образования [1].
На первом этапе диагностического исследования отслеживается адаптация дошкольника к условиям дошкольного образовательного учреждения. Данное исследование поможет нам своевременно выявить уровень адаптации к ДОУ и своевременно оказать необходимую помощь или сопровождение в адаптационный период дошкольника. Диагностическое исследование покажет нам анализ освоения ребенком образовательных областей и скрининговую диагностику психологического фона воспитанника. Неотъемлемую помощь в получении данных сведений о ребенке педагог-психолог может получить от воспитателя, благодаря его наблюдению за воспитанниками в режиме дня, и на конкретных примерах показывая те или иные особенности поведения дошкольника в различных ситуациях, а также от других специалистов, работающих с определенной группой в ДОУ [2].
На втором этапе мы проводим углубленную диагностику психического и педагогического развития дошкольника, и по её результатам мы сможем определить детей «группы риска», то есть детей, нуждающихся в дополнительном сопровождении специалистами дошкольного учреждения. Также на данном этапе мы рассматриваем вопросы по индивидуальному или групповому сопровождению детей определенной группы, а также составление индивидуальных образовательных маршрутов деятельности с дошкольниками на один учебный год [2].
В период между первичным и итоговым этапом, мы проводим промежуточную диагностику, которая является третьим этапом диагностического исследования во время проведения психолого-педагогического мониторинга. Её необходимо проводить с воспитанниками, которые по результатам предыдущих этапов, у которых выявлен низкий уровень возрастной нормы развития, в отношении с которым была проведена необходимая дополнительная работа по индивидуальному образовательному маршруту.
На четвертом, заключительном этапе проводим итоговую диагностику и рассматриваем динамику развития ребенка на определенном возрастном этапе и ставим условия перспективы дальнейшего развития педагогического процесса, с учётом новых задач развития для определенного ребенка [2].
Для организации системы мониторинга в дошкольном образовательном учреждении необходимо обеспечение профессиональной готовности руководителей и педагогов к организации и проведению системной диагностики и взаимодействию различных педагогов-специалистов на всех этапах реализации мониторинга. Значимой целью мониторинга в образовании является его информационное обеспечение управления этой системой на основе объективного представления о ее состоянии, количественных и качественных изменений, происходящих в ней на определенном периоде времени.
С помощью психолого-педагогического содержания мониторинга мы сможем проследить динамику изменений показателей, и по возникшим потребностям начать своевременную качественную работу: проведение коррекционно-развивающих занятий и психологическое консультирование (просвещение) родителей и педагогов.
Некоторые ученые, такие как Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В., Казакова В.Н. отмечают, что необходимо постоянное изучение и оценки развития каждого воспитанника в ДОУ на основе информации, которая стекается от всех специалистов ДОУ в индивидуальную карту развития ребенка [1]. Данная информация анализируется педагогами, и на ее основе оценивается развитие, выявляются проблемы и разрабатываются своевременные коррекционные действия.
Актуальностью исследования, а точнее проведения психолого-педагогического мониторинга считаются Стандарты и ФОП, способствующие стандартизации содержания дошкольного образования. В них очень четко разграничивают и показывают, какой должна быть в ДОУ образовательная программа, какое наполнение, то есть какое содержание должна реализовывать, чтобы на каждом возрастном уровне дать ребенку те знания, которые ему необходимы. Новые стандарты предусматривают в дошкольном учреждении наличие разработанной и введенной в реализацию системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения образовательной программы дошкольного образования.
Новая образовательная политика, приоритетом которой является повышения качества образования, привела к пониманию того, что необходимы новые подходы к управлению образовательным процессом в ДОУ. Однако, решая проблему повышения качества образовательного процесса, необходимо иметь объективную картину состояния управляемой системы и изменений, происходящих в ней. Это представляется возможным только при условии организации мониторинга.
Имеющееся в дошкольном учреждении информационное обеспечение образовательного процесса позволяет в электронной форме проводить следующую работу:
управлять образовательным процессом: оформление документации, использование офисных программ, осуществление электронного документооборота, сопровождение переписки с внешними организациями, физическими лицами, хранение в базе данных различную информацию;
создавать и редактировать электронные таблицы, тексты и презентации, использовать интерактивные дидактические материалы, образовательные ресурсы;
осуществлять взаимодействие между участниками образовательного процесса;
осуществлять взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования, с другими образовательными учреждениями и организациями;
проводить мониторинг и фиксировать ход образовательного процесса и результаты освоения образовательной программы дошкольного образования.
Информационное обеспечение результатов психолого-педагогического мониторинга заключается в удобстве хранения и доведения информации до всех участников образовательного процесса. В качестве средства получения информации о воспитанниках проводится мониторинг в дошкольной образовательной организации и в последующем, между всеми участниками образовательных отношений передается информация в устной форме. Дальнейшая работа состоит в том, что мы сможем её использовать в различных направлениях образовательной деятельности, то есть в воспитании, обучении и развитии воспитанников, а также полученную информацию использовать для преобразования управленческого процесса образовательной организации. Возникает вопрос о создании более удобной и качественной передачи информации между участниками образовательных отношений, а именно о создании общей системы для передачи и получении информации о личных результатах дошкольников.
Таким образом, внедрение системы мониторинга на основе использования информационных технологий сможет предоставить объективную информацию о деятельности дошкольного образовательного учреждения на основе самоанализа, а также поможет быстро и структурированно доносить информацию о результатах воспитанников для всех участников образовательного процесса.
Список литературы
Лаптева, Ю.А., Федорова, Н.И., Содержательные характеристики мониторинга психического развития детей в условиях дошкольной образовательной организации// Вестник кемеровского государственного университета. Серия: гуманитарные и общественные науки. – №3(11). – 2019 г. – С. 240-249 – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41482695 (дата обращения: 16.12.2023). – Загл. с экрана.
Асфандиаров, Б. М. Дошкольное образование и культура [Текст] / Б. М. Асфандиаров. – Управление ДОУ, 2015. – 54 с.
Беляева, Е.Г. Психолого-педагогический мониторинг [Электронный ресурс] / Е.Г. Беляева, Т.А. Строкова – Режим доступа: https://urait.ru/viewer/psihologo-pedagogicheskiy-monitoring-490720#page/1 (дата обращения: 16.12.2023). – Загл. с экрана.
Саитбаева, Э.Р., Сидорова, В.О., Мониторинг психолого-педагогических условий в дошкольной образовательной организации// Модернизация регионального образования: опыт педагогов Оренбуржья. – №4 (20). – 2018 г. – С. 28-34. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41442727 (дата обращения: 23.09.2023). – Загл. с экрана.