Экономические кризисы являются неотъемлемой частью современной жизни. Будучи одной из фаз экономического цикла, кризисы имеют разную природу, разную продолжительность и приводят к самым разным последствиям. Вместе с тем можно выделить некоторые общие характеристики проявлений и последствий любого кризиса. Так, первая схожая черта — это высокая волатильность цен на активы. Вторая общая черта всех кризисов — снижение объемов производства и уровня занятости. Хотя ни один из локальных кризисов не сравнится с Великой депрессией 1929 года в США или мировым кризисом 2008–2009 гг. Наконец, еще одна важная схожая черта современных кризисов — это повышенная долговая и бюджетная нагрузка, которую испытывают правительства всех стран во время кризиса. Рост государственного долга обусловлен главным образом резким падением налоговых поступлений и во многих случаях — значительным увеличением государственных расходов на борьбу с рецессией. [1, с.4]
Кризисы — это явление, присущее всем странам, в том числе и России. За новейшую историю наша страна испытала ряд кризисов, которые, с одной стороны, негативно влияли на многие внутренние процессы, тормозили экономическое развитие, а с другой стороны, позволили сформировать прочность национальной экономики, искать и находить инструменты противодействия разного рода шокам. [3, с.5]
Периодические спады и последующие подъемы экономики наблюдаются в странах с высоким и низким уровнем экономического развития, отличающихся формами государственного управления, различными монетарными, фискальными и правовыми системами, а также культурой управления.
Большинство стран в современных условиях неизбежно сталкиваются с кризисными явлениями и их негативными последствиями. У каждого кризиса своя причина возникновения, и им предшествует ряд уникальных исторических событий и институциональных изменений.
Характеристики и основные причины экономических кризисов в периоды становления и развития рыночных отношений в России: [1, с.116]
1. 1992 г. — переход от плановой экономики к рыночной, сопровождающийся сменой форм собственности и распадом СССР. В результате отпуска цен, либерализации предпринимательства, внешней торговли на российский рынок хлынул поток импортных товаров, и многие отечественные предприятия оказались неконкурентоспособными в новых условиях; во многих сферах деятельности были разрушены производственные цепочки между поставщиками ресурсов и производителями экономических благ; высокий уровень инфляции привел к катастрофическому падению реальных доходов населения и падению совокупного спроса. Следствием стало падение объемов ВВП, массовая безработица, дефицит консолидированного бюджета, рост государственного долга страны.
2. 1998 г. — объявление технического дефолта под влиянием кризиса на азиатских финансовых рынках и вследствие накопления государственного долга в России. Это привело к значительному росту курса доллара, очередному ухудшению социальных показателей. При этом положительное влияние кризиса выразилось в переходе к рыночному курсу рубля, повышении конкурентоспособности отдельных предприятий и их выходу на внешние рынки, увеличению золотовалютных резервов в стране, а в дальнейшем — в структурной перестройке экономики и улучшении многих экономических показателей.
3. 2008 г. — ипотечный кризис в США и ряде других развитых стран, последующий мировой финансовый кризис, повлиявшие на сокращение объемов производства в Европе и рост уровня безработицы. Как следствие, падение мировых цен на энергоресурсы, возникновение дефицита консолидированного бюджета в РФ и падение ВВП.
4. 2014 г. — кризис, вызванный началом активной добычи сланцевой нефти, что привело к падению мировых цен на энергоресурсы в 2,5 раза. Как следствие, сокращение валютной выручки в России, падение курса национальной денежной единицы и рост цен. Вторая причина — экономика России начинает функционировать в условиях политического конфликта с Украиной. Как следствие, введение санкций со стороны развитых стран, сокращение иностранных инвестиций, отток капитала из страны.
5. 2020 г. — мировой экономический кризис, вызванный массовым распространением коронавирусной инфекции и приостановлением деятельности многих предприятий в апреле — мае 2020 г. Как следствие, сокращение объемов производства, рост циклической безработицы, рост расходов государственного бюджета на здравоохранение, сокращение численности рабочей силы.
6. 2022 г. — военно-политический конфликт на Украине, последствия которого для макроэкономики России однозначно масштабны, но сложно оценимы на данном этапе. Как следствие, падение курса рубля, рост цен, ажиотажный спрос, падение объемов ВВП, сокращение иностранных инвестиций, отток капитала из страны.
Кризисы оказывают существенное негативное воздействие на экономическое состояние России, требуя сбалансированных и эффективных мер по содействию её устойчивости и восстановлению.
В вопросе решения быстрого и эффективного выхода России из экономического кризиса наша страна имеет своего рода преимущества перед развитыми странами Западной Европы, США, Канадой и Японией: [4, с.76]
1. В России отсутствует кризис перепроизводства, что допускает инвестировать в такие отрасли экономики как, например, агропромышленный комплекс.
2. По сравнению с указанными странами, Россия до сих пор имеет недостаточно развитую национальную инфраструктуру, на которой и строится общественное благополучие в виде дорог, мостов, электропередач, плотин, дамб, вокзалов, аэропортов, морских портов и т.д. Инвестиции в национальную инфраструктуру сформируют достаточное количество новых рабочих мест, построив своеобразный экономический «каркас», который позволит вывести Россию из сырьевой зависимости и перевести ее из рентной экономики в инновационную.
Отсюда следует, что оптимальная реализация выхода страны из экономического кризиса обосновывает использование своих преимуществ по отношению к другим странам. У России имеется внушительный внутренний масштаб работ, и она должна попробовать для своей выгоды максимально этим воспользоваться в современных реалиях.
Одним из первоочередных направлений быстрого и эффективного выхода России из современного экономического кризиса — обустройство инфраструктуры [2, с.43]. Однако, выделение огромных инвестиционных бюджетов является недостаточным для этой задачи. Как фактор успеха в осуществлении масштабных инвестиций в строительство и поддержку инфраструктуры, а также как одно из условий повышения конкурентоспособности страны будет результативна эффективная организация производства, которая функционирует в соответствии с ответственной и компетентной властью.
Вторым этапом комплекса мер по выходу России из кризиса целесообразно обозначить формирование эффективной банковской системы, с помощью которой можно выработать благоприятные условия для подъема малого и среднего бизнеса, обеспечить конкуренцию на рынках различных видов продукции и услуг.
Третий этап антикризисных мер включает социальную поддержку [2, с.48]. Стоит объединить бизнес-структуры и социальное обеспечение в одно русло путем привлечения первых в социальную сферу через выгодные уступки от государства. Так, например, с одной стороны, посредством низкой ставки кредитования для «молодого» бизнеса, смягченном налоговом бремени для социально-ответственных компаний и освобождении рынка от монополий, можно простимулировать тот или иной вид бизнеса. С другой стороны, в тоже самое время государство может обязать компании: предоставлять определенные льготы для отдельных слоев населения; материально помогать детским домам, школам; оказывать спонсорскую помощь государственным медицинским учреждениям; участвовать в благоустройстве спортивных площадок, парков, городских садов и т. д.
Несмотря на негативное воздействие кризисов на экономику России, они также могут иметь положительный временный эффект, стимулируя изменения и рост в некоторых сферах:
1. Стимулирование внутреннего производства: в условиях кризиса, когда импорт становится менее доступным или дорогим, местные производители могут находить новые возможности для расширения своего рынка и укрепления внутреннего производства.
2. Активизация инновационной деятельности: кризисы часто вынуждают компании и правительство искать новые, более эффективные способы производства и управления. Это может способствовать стимулированию инноваций и повышению производительности.
3. Повышение конкурентоспособности: некоторые отрасли могут стать более конкурентоспособными в условиях кризиса, что может способствовать их развитию и росту.
4. Развитие самообеспеченности: кризисы могут подталкивать страны к развитию самообеспеченности в ключевых отраслях, что повышает их устойчивость к внешним шокам.
5. Снижение избыточной зависимости от одного рынка: экономические трудности могут сподвигнуть компании и государство искать новые рынки и партнеров, что способствует диверсификации и снижению рисков.
Таким образом, кризисы оказывают двойственное воздействие на экономику России, принося как негативные вызовы, так и стимулируя положительные изменения. Важно осознавать, что управление кризисами требует гибкости и эффективных стратегий для минимизации негативных последствий и максимизации возможностей для роста и развития.
Список использованных источников:
1. Малкина М. Экономические кризисы и их влияние на экономику России. – М.: Издательство: НИЦ ИНФРА-М, 2023. - 248 с.
2. Малева. Т. 2014-2015 годы: экономический кризис - социальное измерение — М.: Издательство: Дело (РАНХиГС), 2016. - 112 с.
3. Сажина М. Управление экономическими кризисами: проблемы теории и практики. – М.: Издательство: НИЦ ИНФРА-М, 2022. - 237 с.
4. Галяева Л. Способы генерации ресурсов развития корпоративных субъектов на мезоуровне в условиях внешних ограничений. – М.: Издательство: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 267 с.