Метапредметные результаты освоения школьниками основной образовательной программы по ФГОС ОО включают сформированные межпредметные знания и умения. Для достижения этого результата учителю в содержании образовательной деятельности необходимо устанавливать межпредметные связи и создавать условия побуждающие учащихся самостоятельно находить такие связи в проблемных ситуациях. На необходимость использования в обучении межпредметных связей указывали классики педагогики К.Д.Ушинский, Я.А.Коменский, Н.Г.Чернышевский, И.Г.Песталоцци и другие.
В современном мире математика и информатика являются двумя важными науками, которые имеют межпредметные связи и широкие применения в различных областях. Обучение математике и информатике составляет основу для развития аналитического мышления учащихся и подготовки их к современным технологическим вызовам. Восьмой класс — это важная ступень образования, на которой ученики глубже изучают математику и информатику, их принципы и практическое применение. Математика, как универсальная наука, безусловно, имеет связь со многими научными областями, в частности с информатикой. На междисциплинарном математическом содержании можно формировать системное мышление у каждого учащегося.
Одним из главных принципов методики реализации межпредметных связей математики и информатики в 8 классе является активное использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе. Учащимся предоставляются возможности использования компьютеров, программ и интернет-ресурсов для изучения математики и информатики. Такой подход позволяет ученикам эффективно объединять знания из двух предметов и применять их на практике. Например, при изучении геометрии учащиеся могут использовать компьютерные программы для построения и анализа геометрических фигур, что позволяет им лучше понять связь между геометрией и информатикой.
Другим важным аспектом методики реализации межпредметных связей математики и информатики в 8 классе является интеграция математических и информатических задач. Ученики должны видеть практическую ценность математических знаний и умений в контексте информатики, и наоборот. Например, при изучении функций учащимся предлагаются задачи, требующие применения математических функций для решения информатических задач, таких как моделирование и анализ данных. Это позволяет учащимся понять связь между математикой и информатикой и возможности их совместного применения.
Содержание интегрированных уроков математики и решение задач межпредметного характера может выступать и средством мотивации школьников к учебной деятельности. Избирательность заинтересованности к одной научной области, нередко приводит к снижению интереса к другим. Развитие познавательной мотивации возможно за счет отбора и составления задач межпредметного характера, отражающих связи математики с теми учебными предметами, которые представляют сферу интересов учащихся.
Также важно создавать условия для сотрудничества и совместной работы учащихся над задачами, требующими применения математических и информатических знаний. Групповые проекты и задания, где учащимся необходимо совместно решать сложные задачи, позволяют им применять свои знания и навыки в реальных ситуациях. Например, учащимся можно предложить провести исследование, используя математические методы и информационные технологии, и представить результаты своей работы в виде презентации или отчета.
Наряду с указанными фактами, актуальность проблемы установления межпредметных связей в методике преподавания математики с информатикой, обусловлена современным уровнем развития науки и техники. Современный уровень технического развития требует от исследователей применения интегрированных естественно-научных и технических знаний и умений. Увеличивается востребованность учителей математики готовых к обучению школьников в областях смежных с преподаваемой наукой, например, с информатикой, физикой, химией и др.
Практика показывает, что незначительная часть учителей создают в своей профессиональной деятельности модель «Установление межпредметных связей учебных дисциплин», т.е. разрабатывают и внедряют межпредметные курсы, проводят интегрированные уроки, предлагают учащимся задания межпредметного характера.
В заключение, методика реализации межпредметных связей математики и информатики в 8 классе играет важную роль в обучении учащихся этих предметов. Она позволяет учащимся усваивать материал более глубоко и применять его на практике. Активное использование ИКТ, интеграция задач и сотрудничество между учащимися - все это способы, позволяющие воплотить эту методику на практике. Реализация межпредметных связей математики и информатики в 8 классе помогает учащимся развивать аналитическое мышление, получать практические навыки и готовиться к современным вызовам информационного общества.
Список литературы:
Баранова Е. В., Бороненко Т. А. Использование информационных технологий в учебном процессе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2005. – № 12(52). – С. 7-14.
Булгаков М. А. Применение математических методов в информатике // Математическое образование. – 2020. – № 2(92). – С. 98-106.
Гриншкун В. В., Захир С. Л. Методика обучения информатике: межпредметные связи // Школьные технологии. – 2009. – № 5. – С. 219-227.
Кузнецова А. Н., Швабрин Н. М. Межпредметные связи как средство повышения качества знаний учащихся // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. – 2016. – № 3. – С. 15-21.
Малухина Н. Г. Проектный метод в обучении математике // Наука и школа. – 2013. – № 4. – С. 34-38.