ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном образовательном процессе особое внимание уделяется развитию критического мышления учащихся, которое является одним из ключевых навыков для успешной реализации в их профессиональной и личной жизни. Критическое мышление подразумевает способность анализировать, оценивать и синтезировать информацию, а также умение принимать обоснованные решения на основе этой информации. Процесс обучения математике играет важную роль в развитии критического мышления, поскольку данный предмет предоставляет множество возможностей для применения логических рассуждений и решения сложных задач. Одним из эффективных методов развития критического мышления у школьников является проведение лабораторных работ [2] .

Целью данной работы является изучение влияния проведения лабораторных работ по математике на развитие критического мышления школьников.

Лабораторная работа – это вид практической деятельности учащихся, который предполагает выполнение ими определенных заданий с использованием реальных объектов, моделей или компьютерных программ. Целью проведения лабораторных работ является закрепление теоретических знаний, развитие исследовательских и практических навыков, а также активизация познавательной деятельности учащихся [3].

Лабораторные работы играют важную роль, как воспитательную, так и образовательную. Они помогают более полно разобраться в математических зависимостях между величинами; узнать, какие бывают измерительные и вычислительные инструменты и то, как применять их на практике; установить связи между другими школьными предметами, помимо математики.

Проведение лабораторных работ с учениками вносит разнообразие в уроки математики, развивает самостоятельность и активность школьников на уроках. Также лабораторные работы способствуют повышению качества знаний учащихся и пониманию сложных математических понятий.

Правильная организация лабораторных работ помогает воспитывать у школьников культуру труда, в том числе, умение организовать рабочее место, содержать его в чистоте и порядке, способствует выработке привычки к систематическому труду и стремление к получению новых знаний, а также позволяет постоянно совершенствовать полученные умения и навыки [2].

Если использовать таксономию Блума, то можно увидеть, что в процессе выполнения лабораторной работы умственная деятельность ученика восходит от самой нижней ступени пирамиды – знания к пониманию, а затем применению, анализу и синтезу полученных в процессе обучения знаний. В результате даже самый «слабый» школьник переживает «ситуацию успеха» и реализуется система полного усвоения полученного материала [1].

Таким образом, можно выделить основные преимущества проведения лабораторных работ на уроках математики для развития критического мышления учащихся:

  • Применение теоретических знаний на практике: лабораторные работы позволяют учащимся увидеть, как теоретические знания применяются в реальных ситуациях, что способствует лучшему пониманию материала и стимулирует интерес к его изучению.

  • Развитие навыков наблюдения и анализа: в ходе проведения лабораторных работ учащиеся учатся наблюдать, анализировать и интерпретировать результаты экспериментов и наблюдений. Это помогает им развивать навыки критического мышления и делать обоснованные выводы.

  • Формирование исследовательских навыков: лабораторные работы предполагают проведение исследований и экспериментов, что требует от учащихся умения ставить вопросы, формулировать гипотезы, планировать и проводить эксперименты, а также анализировать полученные результаты. Все эти навыки необходимы для успешного проведения исследований и развития критического мышления.

  • Стимулирование самостоятельности и ответственности: выполнение лабораторных работ предполагает большую степень самостоятельности учащихся при планировании, проведении и анализе экспериментальной работы. Это стимулирует их ответственность за результаты своей работы и развивает навыки принятия решений на основе полученных данных.


Список литературы:

  1. Абдувасиева З. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ //Современный менеджмент: проблемы, модели, перспективы. – 2018. – С. 175-178.

  2. Терешкина, Т. Ф. Лабораторные и практические работы на уроках математики / Т.Ф. Терешкина // Методика проектирования урока по математике в информационной образовательной среде: Журн. «Математика». Саратов, 2005. С. 16-18.

  3. Фирстова Н. И. и др. Использование лабораторных работ для активизации учебного процесса // Математическое образование в школе и вузе: теория и практика. – 2016. – С. 156-169.

Просмотров работы: 35