АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Постановка проблемы. В настоящее время в России особенно востребованы специалисты, обладающие инженерно-техническим мышлением. Формировать такого современного специалиста надо уже с младшего школьного возраста.

Данная задача должна решаться с общеобразовательной школы, где необходимо сформировать систему вооружения школьников техническими знаниями, проводить профориентационную работу на получение как рабочей, так и инженерной профессии.

Необходимо усилить профориентационную работу в школе по техническому направлению, улучшить технологическую подготовку и материально-техническую базу предмета «Технология», продумать и внедрить систему методических рекомендаций, обратить особое внимание на развитие системы, создать условия для подготовки высококвалифицированных рабочих кадров, активизировать работу [3].

Анализ последних исследований и публикаций. История нашей страны может рассказать о том, что для быстрейшей ликвидации технической неграмотности рабочих изданный в июле 1920 г. декрет «Об учебной профессионально-технической повинности» предписывал обязательное профессионально-техническое обучение всех рабочих в возрасте от 18 до 40 лет, если они не оканчивали до того ремесленное или не учились в техническом училище. Этот декрет послужил мощным толчком для развития всех форм профессионального обучения и в конечном счёте решения обозначенной проблемы. Были и другие мероприятия, способствующие техническому становлению страны.

Существующая ныне система технического творчества детей и подростков в нашей стране создавалась в течение многих десятилетий. Выдающиеся отечественные деятели науки и техники, конструкторы, талантливые инженеры, летчики-космонавты, такие как И.И. Артоболевский, С.В. Ильюшин, С.П. Королев, И.В. Курчатов, А.С. Яковлев, Ю.А. Гагарин и др., в школьные годы активно занимались в технических кружках.

Если раньше коллективы общеобразовательных школ, выполняя социальный заказ общества, вели ориентацию выпускников на рабочие, то сейчас обстановка изменилась – идёт массированная ориентация на вузы, причём в первую очередь гуманитарного профиля. Ощущается острый дефицит рабочих профессий, затрагивающий практически все промышленные предприятия, тормозящий развитие производства. [3]

Система вооружения школьников техническими знаниями должна содержать различные направления, некоторые из них мы только обозначим, а подробно остановимся на одной проблеме – формировании системы обучения техническому творчеству. В общеобразовательной школе она охватывает уроки технологии, физики и внеклассную работу по этим предметам, а также кружковую работу и работу объединений дополнительного образования по техническому направлению. Кроме вышеназванных направлений школьник развивает свои творческие способности в ходе самообразования.

Цель статьи – анализировать пути и средства развития технического творчества школьников на современном этапе.

Изложение основного материала. В литературе, посвященной творческой деятельности обучающихся, существует значительное количество определений и таких понятий, как творчество, творческая личность, творческая деятельность, мышление, творческое мышление, техническое творчество, техническое мышление, техническая творческое воображение, творческие способности, творческий потенциал, которые безусловно, тесно связаны между собой. В «Педагогическом словаре» автором которого является С. Гончаренко определяет творчество как производительную человеческую деятельность, способную порождать качественно новые материальные и духовные ценности общественного значения. [2]

Под понятиями «творчество», «творческая деятельность» большинство ученых понимают деятельность, предполагают постановку и решение новых проблем, решение нестандартных задач, создание существенно нового. В этом заключается принципиальное различие между творческой деятельностью и обычной производственной работой.

Творчество – это довольно сложный процесс отражения материальной действительности в сознании субъекта, имеющего результатом целенаправленное преобразование этой действительности.

Мышление – процесс, который происходит в мозге человека благодаря отражению в нем предметов и явлений внешнего мира с их важными свойствами, связями, отношениями друг к другу и тому подобное. Благодаря мышлению делаются определенные высказывания, строятся различные умственные выводы, формулируются понятия.

Творческое мышление характеризуется рядом важных качеств: гибкость, оригинальность, скорость, самостоятельность, критичность.

Творчество как созидательная деятельность человека является предметом рассмотрения различных областей научного знания. В философском понимании творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое. С точки зрения психологии, творчеством может считаться любой процесс, в котором человек открывает что-то неизвестное для себя. Творчество в своей основе есть человеческое самопознание, самоизменение, процесс саморазвития личности, «творение человеком самого себя».

По сущности и характеру техническое творчество школьников представляет собой вид деятельности, состоящий в решении и в форме материального воплощения какой-либо технической задачи, которая может включать в себя элементы как субъективной, так и объективной новизны. Решение это строится на основе использования знаний, приобретаемых в процессе учебы.

Благодаря этой деятельности школьники получают углублённые знания об окружающем мире; убеждаются в истинности (или ложности) выдвинутых ими теоретических предположений, которые в процессе технического творчества подтверждаются или опровергаются практикой, приобретают очень важные умения и навыки [7]с2.

Педагоги рассматривают техническое творчество не только как вид деятельности, направленный на ознакомление учащихся с разнообразным миром техники, развитие их способностей, но и как один из эффективных способов трудового воспитания и политехнического образования. Психологи в детском техническом творчестве больше внимания уделяют своевременному выявлению у учащихся способностей к определенному виду творчества. В процесс управления творческой деятельностью учащихся психологи включают методы правильной диагностики творческих способностей, которые помогут понять, в каком виде деятельности и при каких условиях учащиеся смогут наиболее продуктивно проявить себя.

Таким образом, с учетом педагогической и психологической точек зрения, детское техническое творчество – это эффективное средство воспитания, целенаправленный процесс обучения и развития творческих способностей учащихся в результате создания материальных объектов с признаками полезности и новизны [7]с3.

Признаками, по которым учителя технологии и родители могут определить наличие технических способностей у ребёнка, являются: интерес и большая любознательность в области техники, склонность к технической деятельности, умение быстро постигать принцип действия какого-либо технического устройства, чтение технической литературы, просмотр телепередач с техническим содержанием, решение технических задач, головоломок, кроссвордов с техническим содержанием, посещение выставок технического творчества, занятий в технических кружках, умение пользоваться столярным и слесарным инструментом, изготовление поделок, умение разрабатывать и читать чертежи, технологические карты и др. [6].

Методические рекомендации – это разновидность учебно-методического издания, в котором отсутствует описательный материал, даются конкретные советы по организации учебновоспитательного процесса учебного занятия, воспитательного мероприятия или к решению той или иной проблемы. Это издание, содержащее комплекс кратких и четко сформулированных предложений и указаний, способствующих внедрению в практику наиболее эффективных методов и форм обучения и воспитания. Методические рекомендации могут быть составлены по разнообразным аспектам образовательной и научной деятельности преподавателей:

• методические рекомендации по изучению темы, раздела учебной дисциплины, междисциплинарного курса, профессионального модуля;

• методические рекомендации для подготовки к семинарским (практическим) занятиям;

• методические рекомендации по выполнению контрольных работ;

• методические рекомендации по выполнению курсовых работ, выпускных квалификационных работ;

• методические рекомендации по практике;

• методические рекомендации по изучению отдельных разделов (тем) учебной дисциплины;

• методические рекомендации (методические материалы) по организации какой-либо конкретной деятельности обучающихся и т.п. Методические рекомендации составляются как для преподавателей, так и для обучающихся. Методические рекомендации раскрывают порядок, логику и акценты изучения какой-либо дисциплины, темы, проведения занятия, мероприятия, практики. В методических рекомендациях акцент делается не столько на последовательность осуществляемых действий, сколько на раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта.

Вместе с тем нельзя категорически утверждать, что если имеются основные составляющие (компоненты) способностей, но нет действительного интереса, то лучше не заниматься технической деятельностью. Опыт показывает, что главное – включиться в техническое творчество, а интерес и даже склонность могут возникнуть потом.

Активная деятельность по техническому творчеству формирует у школьников на уроках технологии ряд качеств, которые в конечном итоге положительно скажутся на характере личности специалиста любой профессии. Техническому творчеству школьников присущ интегральный характер: оно представляет собой комплексную познавательно-преобразовательную деятельность, состоящую из взаимосвязанных компонентов, таких как теоретические исследования, эксперименты, решение технических задач, создание моделей и устройств реального применения с их последующими испытаниями. Однако было бы неправильно полагать, что воспитание творческих черт личности школьников возможно только в учебной деятельности. В процессе теоретического обучения в школе, даже самого творческого, нельзя в надлежащей мере развить творческие черты личности. Нужна непосредственная, практическая деятельность в конкретном виде творчества – техническом, художественном и т.д.

Выводы. Анализ психолого-педагогических исследований и педагогического опыта позволяет сделать вывод, что техническое творчество является инновационным направлением в развитии технического творчества и создает благоприятные условия для развития технического мышления обучающихся.

Наряду с развитием традиционных видов технического творчества в учреждениях дополнительного образования необходимо активно развивать новые направления и формы работы по развитию творческих способностей школьников, связанные с информационно-коммуникационными технологиями, робототехникой, созданием инженерных классов и др.

Список используемой литературы

  1. Василевская, А.М. Формирование технического творческого мышления у учащихся профтехучилищ. М.: Высш. шк., 1978. 111 с.

  2. Гончаренко, С. В. Украинский педагогический словарь / С. В. Гончаренко. - М .: Просвещение, 1997. - 376 с.

  3. Литова, З.А. Педагогические условия адаптации учащихся общеобразовательных школ к труду в рыночной экономике: дис. ... канд. пед. наук. Брянск, 1998. 195 с.

  4. Литова, З.А. Внеклассная работа по технологии Курск: Изд-во Курск. гос. пед. ун-та, 2001. 60 с.

  5. Литова, З. А. Методика разработки творческих проектов в общеобразовательной школе: учеб. пособие. Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2011. 2-е изд. с грифом Президиума УМО по спец. пед. образ. прот. № 2 от 15 июня 2010. 163 с.

  6. Литова, З.А. Техническое творчество учащихся: учеб. пособие. Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2013. I часть. 157 с.

  7. Техническое творчество учащихся / под ред. Ю.С. Столярова и Д.М. Комского. М.: Просвещение, 1989. 223 с.

Просмотров работы: 70