К проблеме применения фитнес-технологий в процессе физического воспитания в вузе - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

К проблеме применения фитнес-технологий в процессе физического воспитания в вузе

Илатовская Ю.Е. 1, Лебедева М.П. 1
1Северный (Арктический) Федеральный Университет им. М. В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Физическая активность играет важную роль в жизни человека, поэтому важно, чтобы в настоящее время учебные заведения, а в нашем случае университеты, обращали внимание не только на успехи студентов в учебе, но и заботились об их физическом состоянии. Современная система физической культуры требует введения инновационных методик, которые будут подстраиваться под современную молодежь и тем самым мотивировать её к занятиям спортом, повышать эффективность физической культуры, повышать интерес к занятиям физической активностью.

Цель работы – исследовать и проанализировать использование современных технологических средств для улучшения процесса обучения и тренировок в рамках занятий по физической культуре в вузе.

Методы исследования – изучение научной литературы, обобщение и анализ информации.

Результаты исследования и их обсуждение. Фитнес-технологии – это совершенно новый инструмент, предлагающий современные решения, которые помогают сделать тренировки более эффективными и улучшить общее физическое состояние человека. В настоящее время они играют важную роль в формировании и поддержании здоровья молодых людей, являясь важным инструментом.

Проанализировав различные источники, можно увидеть, что развитие фитнес-индустрии в России тесно связано с появлением современных технологий физической культуры. По мнению Рыжовой А.А, «современные технологии в области физического воспитания могут быть различной направленности: физкультурно-оздоровительной, спортивно-тренировочной, лечебно-профилактической, психолого-педагогической» [5].

Однако в настоящее время фитнес-технологии выходят за рамки простого фитнеса и становятся неотъемлемой частью всех аспектов физической культуры. Учебные заведения, включая университеты, активно внедряют их в учебный процесс благодаря разнообразным инновациям. Е. Г. Сайкина дает такое определение фитнес-технологий: «совокупность научных способов, шагов, приемов, сформированных в определенный алгоритм действий и реализуемый определенным образом в интересах повышения эффективности оздоровительного процесса, обеспечивающий гарантированное достижение результата на основе свободного мотивированного выбора занятий физическими упражнениями с использованием инновационных средств, методов, организационных форм занятий фитнесом, современного инвентаря и оборудования» [6]. 

В своей научной статье Е. В. Ахтемзянова пишет о том, что студенты буквально предпочитают новые виды физической активности, среди которых одно из первых мест занимают занятия, включающие различные фитнес-технологии [1]. Мы можем объяснить такой выбор по нескольким причинам. Во-первых, физическая культура в вузе — это одна из немногих дисциплин, которую студенты изучают и после окончания школы. Поэтому важно следить за инновациями и нововведениями в области физической культуры и внедрять новшества, чтобы сделать занятия интересными и разнообразными. Об этом также пишет В.К. Бальсевич: «Приоритетным направлением в повышении мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом может и должен стать отказ от унификации и стандартизации учебных программ вузов и создание возможно большего числа альтернативных программ по каждому виду физической культуры» [2].

В настоящее время все больше студентов интересуются самостоятельными тренировками. В свободное от учебы время они посещают спортивные залы, тренажерные залы и различные фитнес-клубы. Это позволяет предположить, что если в университетах на занятиях физической культурой будут использоваться современные технологии, то студенты смогут заинтересоваться новыми видами тренировок и применять их самостоятельно. Такая форма занятий учитывает интересы и предпочтения молодежи, что является значительным преимуществом.

Не стоит забывать о том, что, несмотря на заинтересованность многих студентов в спорте, есть и те, кто ведет малоподвижный образ жизни. Для таких обучающихся использование фитнес-технологий поможет адаптироваться к физическим и эмоциональным нагрузкам. Расслабляющая музыка, упражнения на гибкость и дыхательные практики во время тренировок помогут успокоить студентов и достичь состояния полного расслабления.

С учетом этих факторов можно сказать, что использование фитнес-технологий на занятиях физической культурой в вузе оказывает положительное влияние на мотивацию студентов.

Для оценки эффективности фитнес-технологий необходимо учитывать их результативность. Иванов В. Д. и Медикова А. Д. отмечают, что эффективность зависит от нескольких условий: четко сформулированные цели и задачи, применение научно обоснованных методов фитнеса, учет индивидуальных особенностей и возможностей, комплексный подход к занятиям аэробными и силовыми видами спорта, а также контроль со стороны специалистов (врачей, педагогов) и самоконтроль [4].

Согласно этому, для получения максимальных результатов фитнес-технологии должны сочетать инновационность, мобильность, эстетическую составляющую, эмоциональную направленность, мониторинг и возможность выбора.

В настоящее время фитнес-технологии предлагают широкий спектр разнообразных программ, которые дифференцируются по направлениям. Как утверждают Е. Б. Величко и Н.Н. Ничипорко, существуют следующие основные виды направлений [3]:

  1. Аэробные программы, объединяющие функциональный тренинг, классическую аэробику, степ-аэробику, аэробику с элементами единоборств и танцевальную аэробику.

Аэробика — это форма физической активности, которая включает выполнение аэробных упражнений под ритмичную музыку, которая помогает контролировать ритм упражнений, что делает аэробику максимально эффективной программой для поддержания физической формы.

  1. Силовые программы, включающие уроки с набивными мячами, гантелями, круговые и интервальные тренировки на фитбол-мяче и калланетику.

  2. Смешанные программы, объединяющие различные фитнес-технологии на одном занятии, такие как атлетическая гимнастика и фитбол-гимнастика, спортивные игры и атлетическая гимнастика, программы mix с гантелями, а также программы для различных групп мышц.

  3. Программы «Body & Mind», включающие пилатес, стретчинг, аэро-гамак, йогу и другие дисциплины, сосредоточенные на умственной и физической сосредоточенности при выполнении упражнений.

  4. Танцевальные программы, такие как хип-хоп, танец живота, латиноамериканские танцы и зумба.

  5. Программы с использованием восточных единоборств, известные как «бой с тенью», включающие удары руками и ногами в воздухе.

Таким образом, разнообразие фитнес-технологий предлагает широкий выбор программ для занятий физической культурой в университете. Это позволяет преподавателям создавать индивидуальные программы, учитывая потребности и предпочтения студентов. В заключение, можно сказать, что фитнес-технологии представляют собой эффективный инструмент для занятий физической культурой в вузе, способствуют улучшению физического состояния и мотивации студентов.

Заключение. Поводя итог, можно отметить, что фитнес-технологии представляют собой эффективный инструмент для занятий физической культурой в вузе. Их использование способствует вовлечению студентов в занятия, улучшению физического состояния и значительно повышает их мотивацию и вовлечённость в спорт. Разнообразие направлений и программ делает фитнес-технологии еще более популярными и востребованными.

Список литературы:

1. Ахтемзянова Н.М. Оптимизация физического воспитания студентов посредством применения современных фитнес технологий / Н.М. Ахтемзянова // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2018. – №2 (79). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/optimizatsiya-fizicheskogo-vospitaniya-studentov-posredstvom-primeneniya-sovremennyh-fitnes-tehnologiy-1

(дата обращения: 28.11.2023).

2. Бальсевич В. К. Физическая культура: молодежь и современность / В.К. Бальсевич, Л.И. Лобышева // Теория и практика физической культуры – 1995. – № 4. – С. 2–8.

3. Величко Е.Б. Фитнес-технологии как совокупность научно обоснованных способов и методических приемов удовлетворения потребностей студентов в двигательной активности / Е.Б. Величко, Н.Н. Ничипорко // Минск : БГУ. – 2016. URL: https://elib.bsu.by/handle/123456789/157281 (дата обращения: 13.12.2023).

4. Иванов В.Д. ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ / В.Д. Иванов, А.Д. Медикова // Актуальные проблемы педагогики и психологии. – 2021. – №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fitnes-tehnologii-v-fizicheskom-vospitanii (дата обращения: 28.11.2023).

5. Рыжова А. А. Модернизирование занятия по Физической культуре и включение фитнес-технологий в программу учебных занятий / А. А. Рыжова // Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов : Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Казань, 16–18 ноября 2018 года / Под редакцией Р.А. Юсупова, Б.А. Акишина. – Казань: Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева. – 2018. – С. 167-169. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36771125 (дата обращения: 28.11.2023).

6. Сайкина Е. Г. Фитнес-технологии: понятие, разработка и специфические особенности / Е. Г. Сайкина // Вестник спортивной науки. – 2016. – № 1. – С. 50-53. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fitnes-tehnologii-ponyatie-razrabotka-i-spetsificheskie-osobennosti-1 (дата обращения: 28.11.2023).

Просмотров работы: 133