Постановка проблемы. В начале 80-х годов советские исследователи Г.С.Альтшуллер и И.М.Верткин поставили перед собой проблему,- какими качествами должен обладать человек, чтобы быть творческой личностью?
Суть этих решений сводилась к тому, что творческая личность должна обладать слишком большим комплексом качеств, что затрудняло их целенаправленное воспитание. К тому же часть ученых придерживалась позиции, что творческие способности передаются по наследству от родителей к детям и их невозможно воспитать. Для решения этой проблемы Г. С. Альтшуллер и И. М. Верткин проанализировали свыше тысячи биографий творческих личностей. В результате исследования было установлено, что творческая личность обладает следующими качествами:
-умение поставить творческую цель и подчинить свою деятельность ее достижению;
-умение планировать, самоконтролировать свою деятельность;
-умение находить и решать проблему;
Именно эти качества необходимо развивать для раскрытия творческого потенциала учащихся.
Анализ последних исследований и публикаций. Интересный подход к проблеме творчества русских философов. Так П.Л. Лавров называл первым результатом творчества – язык, слово, то есть самое простое применение творчество находит в искусстве. «Творчество есть процесс образования формы. Там, где наша мысль, чувство, решимость находит себе форму, там присутствует творчество». Форма является существенным и необходимым, но не единственным условием художественного творчества. Главное – человеческое начало, сила личности творца, который вносит в эту форму содержание, потрясающее массы «помощью этого содержания». И здесь большое значение имеет, насколько художник самокритичен в суждениях как о своем, так и о чужом творчестве, насколько полно он отдает свои знания, всего себя в свои создания. Философия творчества «представляет вечную борьбу с созданным во имя создающегося» [].
Творчество как социальная деятельность характеризуется неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.
Цель статьи: исследовать творческие способности через составление технологических композиций.
Изложение нового материала.
Как известно, творчество – это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творческий процесс– это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество.
Способности– это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся. Признаки и критерии творческой деятельности: продуктивность, нестандартность, оригинальность, способность к генерации новых идей, возможность «выхода за пределы ситуации», сверхнормативная активность. Для выявления и развития способностей зачастую решающую роль играет труд, возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве [1].
На основе этого можно сформулировать основные цели развития творческих способностей учащихся:
– Приобщить учащихся к творческой работе;
– Прививать интерес к творчеству, поиску;
– Развивать навыки созидания, самореализации.
Особое место в развитии творческих способностей принадлежит исследовательскому методу, которому присущи элементы творчества, новизны, формирования банка идей, приобретения опыта творчества, т.к. процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок, выбора вариантов композиций, разработка конструкции моделей, ее моделирования. Необходимо отметить, если деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т.е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л.С. Выготский назвал «зоной потенциального развития». И, действительно, у учащихся, выполняющих исследовательский проект, развивается логическое мышление, воображение и формируется устойчивый интерес к труду, конечному результату (реализации идеи). Особое внимание на занятиях уделяется групповым проектам. В творческих коллективах складываются отношения дружбы, взаимных симпатий, где учащиеся ориентируются на продуктивные формы общения и сотворчества. Творческая деятельность рассматривается нами как «деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности»; умственной активности; смекалки и изобразительности; стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельность в выборе и решении задачи; трудолюбие; способность видеть главное. Значит, творческая личность – это человек, овладевший подобной деятельностью.
Творческая личность рождается тогда, когда учащиеся учатся самостоятельно применять свои ранее полученные знания, умеют представить себе объект, о котором идет речь, сравнить с другими, сделать выводы, выразить свое отношение к объекту. В школе существуют различные формы урочной и внеурочной работы: различные формы проведения уроков, привлечение учащихся к подготовке докладов рефератов об истории развития различных наук, о жизни и творчестве великих ученых, организация разнообразной творческой деятельности учеников: составление кроссвордов, викторин, задач, наглядных пособий и рисунков к ответам, задачам, сочинениям, сказкам. Кроме того, у каждого учителя в практике работы имеется набор дидактических приемов, творческих заданий для формирования творческого мышления и развития познавательного интереса.
На развитие творческих способностей направлена индивидуальная исследовательская работа с учеником. Работая самостоятельно над заранее выбранной темы, подбирая различный материал, ученики могут раскрыть свое творческое начало. В такой работе ребята учатся видеть главное, ставить цель, выбирать из дополнительной литературы наиболее интересный материал по теме. Внеурочная деятельность, предметные недели, экскурсионная работа, проведение праздничных мероприятий, участие в конкурсах – эти и другие формы внеурочной деятельности применяются в школе для повышения творческого потенциала детей. Чем же для нас привлекательна эта форма работы:
Во – первых, привлекательность для детей и учителей участия в менее традиционных видов деятельности, нежели урок.
Во – вторых, ребенок является активным участником педагогического процесса.
В третьих, праздничные мероприятия – это совместная творческая деятельность педагогов и учащихся, увлекающая как одних, так и других. Предметные кружки как одна из форм развития творческих способностей учащихся. Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют кружковые занятия. Вызывая интерес учащихся к предмету, кружки способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества подготовки к учебным предметам.
Каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе, выявить, ставить и разрешать интересующие проблемы. Развитие творческой деятельности необходимо для любого человека. Он становится более самостоятельным в своих суждениях, имеет свою точку зрения и аргументировано умеет ее отстаивать. Основой моего обучения является развитие творческих способностей у детей на уроках технологии. Этот процесс длительный, поэтому вести работу целесообразно с первых дней пребывания ребенка в школе. Важно только научить их, раскрыть свои способности, поверить в себя. Это задача каждого учителя.
В школах есть все условия для проведения прекрасных уроков технологии и развития творческих способностей у детей. Уроки по технологии позволяют проводить систематическую работу по формированию у школьников, нравственных качеств личности, развивать способности, воспитывать трудолюбие. Всегда нужно помнить, что любая деятельность ребенка нуждается в оценке, награде, поощрении. Особенно это важно по отношению к низкомотивированным обучающимся: следует хвалить их за каждую удачу, создавая благожелательное отношение к предмету.
Дифференцированный подход к учащимся предполагает наличие достаточного количества инструкционных карт, карточек – заданий, раздаточного материала, различных по степени трудности. Придуманное оформление класса (красивые стенды с поделками) обеспеченные всем необходимым рабочие места, наличие наглядных пособий, раздаточного материала все это имеет большое значение для мотивации обучения [2].
Постоянно разъясняют и показывают учащимся правильные и безопасные приемы труда, рассказывают о средствах индивидуальной защиты, оказание первой помощи. Объясняют, почему необходимо следить за организацией рабочего места, порядком размещения инструментов и рабочих материалов. На некоторых уроках используют музыку, способствующую поднятию настроения, помогающую внутренне расслабиться. Очень важно пробудить у обучающихся желание «хочу узнать». Но этого мало, необходимо подвести их к следующему этапу «хочу сделать», вселить уверенность «могу сделать» и помочь довести работу до конца – «я сделал!». Успех окрыляет, побуждает желание узнать новое, выполнить более сложную работу. Закрепить у школьников интерес к изучаемому материалу могут советы учителя сделать сюрприз своим близким: приготовить еду, красиво сервировать стол, подарить к празднику какую - либо изготовленную своими руками вещь. При этом учителю следует обращать особое внимание на трудоемкость выполнения того или иного проекта. Перспектива быстрого выполнения работы, желание как можно скорее увидеть результаты своего труда воодушевляют учащихся. Как правило, на уроках технологии учащиеся ведут записи в тетрадях, а в альбомах наклеивают образцы и выполняют чертежи. Вот некоторые рекомендации на этот счет. В тетрадях выделять их цветом или подчеркивать, чтобы можно было при необходимости быстро найти.
Содержание ее в большой мере отвечает реальным возможностям учащихся. При изучении раздела «Рукоделие» использую дополнительные разделы типа: «Вязание», «Вышивка», «Аппликация», «Культура дома», «Бисероплетение». При изучении этого раздела учащиеся с удовольствием впитывают все знания, приобретают навыки. Работы детей настолько хороши, что вызывают восторг и восхищение.
Композиционная деятельность является наиболее мощным и эффективным фактором формирования творческих способностей учащихся. Композиция являет собой структуру построения художественного образа, это важный организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и целостность. Композиция в искусстве связана с необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно [3].
В настоящее время существует множество определений композиции. В узком смысле композиция (от лат. compositio – составление, сочинение) понимается как умелое, выразительное расположение фигуры человека, животного в любом кратковременном наброске, этюде, в правильной компоновке предметов быта, в любом учебном рисунке или живописной работе.
То есть композиционные начала присутствуют буквально во всех произведениях как в учебных, так и в творческих работах. Одновременно композиция является и одним из основных средств выразительности.
В широком понимании композиция означает расположение, составление, построение всех основных элементов и частей произведения искусства в определенной системе и последовательности для наибольшей выразительности и раскрытия творческого воображения.
Выводы: Таким образом в ходе написание статьи можно сделать следующие выводы:
Творческие способности развиваются в условиях комфортной образовательной среды, когда ребенок чувствует себя раскрепощенно, свободно, у него есть право выбора.
Трудно творить без определённого запаса знаний. Собственное творчество детей помогает прочнее усваивать и запоминать теоретические сведения.
Легче решается проблема мотивации, дети сами проявляют желание творить.
Положительным моментом является то, что творческие работы привлекают внимание детей, которые не блещут знаниями по другим предметам, здесь они открываются с положительной стороны.
При систематическом использовании творческих методов обучения у детей вырабатывается личностный подход к получению индивидуального результата, умение отстаивать и защищать свою собственную точку зрения. Дети становятся коммуникабельными.
Открываются большие возможности для совместного творчества учителя и ученика. При этом ведущим становится понятие сотрудничества, сотворчества, а дети являются полноправными участниками образовательного процесса.
Список использованной литературы
1. Абросимова, Е. В. Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии (из опыта работы) / Е. В. Абросимова. — 2017. — № 36 (170). — С. 81-83.
2. Барканова, О.В. Методики диагностики одаренности и креативности: психологический практикум / авт— сост. О.В. Барканова [серия: Библиотека актуальной психологии]. — Вып. 3. — Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. — Красноярск, 2011. — 196с.
3. Галямова, Э.М. Интегральный подход при подготовке будущих учителей начальных классов к творческой педагогической деятельности в предметной области«технология»/Э.МГалямова– М.: МПГУ, 2012. — 265с.
4.Роговцева,Н.И. Программа потехнологии / Н.И. Роговцева, С.В.Анащенкова// Сборник программ «Школа России»: пособие для учителей общеобразовательных учреждений.–М.: Просвещение, 2011. –С. 469— 527
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. –М.: Просвещение, 2010. –32 с.