Формирование здорового образа жизни у студентов - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Формирование здорового образа жизни у студентов

Шангина В.А. 1, Агеева О.Н. 2, Юшманова Е.В. 2
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
2САФУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Студентов можно отнести к группе повышенного риска, так как на непростые возрастные проблемы студентов (адаптацию к физиологическим и анатомическим изменениям, связанных с процессами созревания: высокая психоэмоциональная и умственная нагрузка, приспособления к новым условиям проживания и обучения, формирование межличностных взаимоотношений вне семьи) накладывается негативное влияние кризиса практически всех основных сфер общества. Это ведет к значительному усилению возрастного ухудшения адаптации студентов, следствием чего являются серьезные медицинские и социально-психологические проблемы, возникающие в той или иной форме у студентов.

Цель нашей работы: формирование здорового образа жизни у студентов.

Исходя из цели работы, мы ставим следующие задачи: - работа с литературными источниками; -рассмотреть значимость здорового образа жизни у студентов.

Существуют меры по формированию здорового образа жизни у студентов, такие как проведение спортивных мероприятий, организация здорового питания в учебных заведениях, проведение психологических тренингов и информационных кампаний о вреде вредных привычек. В данной работе мы рассмотрим значимость здорового образа жизни для студентов, факторы, влияющие на его формирование, проблемы, связанные с этим процессом, а также меры по его развитию. В результате нашей работы с литературными источниками, мы сможем подвести итоги и выявить перспективы развития данной проблематики.

Формирование здорового образа жизни у студентов может быть затруднено следующими факторами, которые влияют на их поведение и привычки: стресс и депрессия, социальная среда, недостаток времени, финансовые ограничения.

Рассмотрим данные факторы поподробнее.

Стресс и депрессия. Эти два фактора могут серьезно мешать формированию здорового образа жизни среди студентов. Когда человек испытывает стресс или депрессию, он может терять интерес к заботе о своем здоровье, включая правильное питание, физическую активность и уход за собой. Кроме того, стресс и депрессия могут привести к ухудшению сна, чрезмерному употреблению вредных веществ (таких как алкоголь или наркотики) и другим неблагоприятным привычкам. Поэтому важно предоставлять студентам доступ к психологической поддержке и консультированию, чтобы им помочь справиться со стрессом и депрессией. Также необходимо создавать поддерживающую обстановку в учебных заведениях, где студенты могут общаться друг с другом и находить поддержку [2]. Важно также проводить мероприятия, направленные на повышение осведомленности о психическом здоровье и методах его поддержания.

Социальная среда также оказывает значительное влияние на здоровый образ жизни студентов. Например, давление со стороны сверстников, общественное мнение о том, как должен выглядеть и вести себя успешный студент, а также доступность вредных привычек и среды, способствующей потреблению алкоголя и наркотиков, могут стать препятствиями для здорового образа жизни. Поэтому важно создавать поддерживающую и позитивную социальную среду в учебных заведениях, где студенты могут чувствовать себя комфортно и безопасно. Это может включать в себя проведение мероприятий по формированию здорового образа жизни, поддержку активного образа жизни, спортивные мероприятия, клубы и группы поддержки.

Еще одним фактором, мешающим студентам поддерживать здоровый образ жизни, является недостаток времени. Учебная нагрузка, экстра - урочные занятия, работа на кафедре или вне университета могут занимать большую часть времени студентов, не оставляя достаточно времени на занятия спортом, готовку здоровой пищи или отдых. Для решения этой проблемы учебные заведения могут предоставлять студентам больше возможностей для занятий спортом, например, расширять график работы спортивных залов, предлагать разнообразные виды физической активности и спортивных секций. Также важно обучать студентов управлению своим временем и приоритетам, чтобы они могли находить время для здорового образа жизни даже при высокой учебной и рабочей нагрузке.

Финансовые ограничения также могут ограничить доступ к занятиям спортом или покупке здоровых продуктов. У студентов часто ограниченный бюджет, из-за чего им может быть сложно позволить себе занятия спортом, покупку здоровой пищи или походы к врачу. Для решения этой проблемы учебные заведения могут предоставлять студентам доступ к бесплатным или недорогим спортивным занятиям, предлагать стипендии или финансовую поддержку для здорового образа жизни. Также важно проводить образовательные программы о том, как можно заботиться о своем здоровье при ограниченных финансовых возможностях [3].

Знание правил личной гигиены обязательны для каждого культурного человека. Гигиена тела представляет собой требования к состоянию кожных покровов, выполняющих следующие функции: защиту внутренней среды организма, выделение из организма продуктов обмена веществ, теплорегуляции и др. Основные элементы личной гигиены: регулярное, частое мытье рук и тела, уход за кожей и зубами, регулярная (по мере необходимости) смена белья и одежды, регулярная смена постельного белья, влажная уборка помещений, содержание в чистоте всех предметов обихода (посуды, игрушек, клавиатуры компьютера и проч.) [1].

Закаливание - это один из самых эффективных способов укрепления здоровья и повышения иммунитета. Этот метод привыкания организма к неблагоприятным условиям уже давно используется в медицине и спорте, и сегодня он становится все более популярным среди студентов. Закаливание помогает организму лучше адаптироваться к различным воздействиям окружающей среды, таким как холод, горячее, физическая нагрузка и стресс. Это позволяет укрепить иммунную систему, повысить выносливость и устойчивость к болезням. Кроме того, закаливание способствует улучшению кровообращения, ускорению обмена веществ и улучшению общего физического состояния. Для студентов, ведущих активный образ жизни и постоянно находящихся в стрессовой ситуации из-за учебы, закаливание может стать отличным способом поддержания здоровья. Учебные заведения могут организовывать специальные программы по закаливанию, включающие тренировки на открытом воздухе, закаливающие процедуры и занятия спортом. Это не только поможет студентам укрепить свое здоровье, но и научит их методам самостоятельного поддержания здорового образа жизни в будущем [1].

Формирование здорового образа жизни у студентов играет важную роль в их общем благополучии и успехе. Для того чтобы помочь студентам преодолеть проблемы, которые могут затруднять поддержание здоровых привычек, необходимо предпринять ряд мер. Во-первых, вузы и колледжи могут организовывать программы по борьбе со стрессом и депрессией, проводить тренинги по управлению эмоциями и предоставлять консультации у психологов. Это поможет студентам научиться эффективно справляться со стрессом и избегать негативных способов самолечения, таких как употребление вредных веществ. Во-вторых, важно обеспечить доступ к занятиям спортом и здоровой пище. Университеты могут предоставлять студентам бесплатные или льготные абонементы в спортивные залы, организовывать групповые занятия по йоге, пилатесу или фитнесу. Также можно создавать столовые с разнообразным и здоровым меню по доступным ценам. Кроме того, важно проводить информационные кампании о здоровом образе жизни, правильном питании и физической активности. Студенты должны быть осведомлены о том, какие продукты полезны для здоровья, какие упражнения помогают поддерживать физическую форму, и как бороться со стрессом и депрессией. Наконец, можно организовывать мероприятия, направленные на поддержание здорового образа жизни, такие как спортивные соревнования, фитнес-фестивали, лекции и мастер-классы по здоровому образу жизни [2].

Помимо этого, важно также создать поддерживающую и вдохновляющую обстановку в учебных заведениях. Это может быть достигнуто путем организации клубов и групп по интересам, где студенты смогут находить единомышленников и поддержку в своих усилиях по поддержанию здорового образа жизни. Также важно проводить мероприятия, направленные на повышение осведомленности о вреде курения, употребления алкоголя и наркотиков, а также о важности заботы о своем физическом и психическом здоровье. Поддержка здорового образа жизни среди студентов также может включать в себя создание специальных программ для тех, кто страдает от хронических заболеваний или инвалидности, чтобы им было легче поддерживать активный образ жизни. Кроме того, важно уделить внимание и поддержку студентам, которые сталкиваются с проблемами питания или расстройствами пищевого поведения [3].

В целом, поддержка здорового образа жизни среди студентов не только поможет им лучше учиться и развиваться, но также создаст основу для их будущего здоровья и благополучия. Профилактика заболеваний также играет важную роль в формировании здорового образа жизни. Учебные заведения могут проводить регулярные медицинские осмотры, предоставлять информацию о важности профилактических прививок и распространять материалы о здоровом образе жизни. Это требует совместных усилий со стороны учебных заведений, студенческих организаций, психологов и медицинских специалистов, но результаты будут стоить затраченных усилий.

Таким образом, перспективы развития формирования здорового образа жизни у студентов очень обширны. Учебные заведения имеют возможность проводить различные программы и мероприятия, которые помогут студентам получить необходимые знания и навыки для поддержания здорового образа жизни. Это важно не только для их физического здоровья, но и для успешной учебы и будущей карьеры.

Список литературы:

1. Карницкий Г. Г. Современные аспекты охраны здоровья учащихся. Ме_ 2000.

2. Купчинов Р. И. Формирование здорового образа жизни. Мн.: Национальна» институт образования, 2007.

3. Сериков С. Г. Отражение роли здоровье сбережения в подготовке специалистов по физической культуре // Теория и практика физ. культуры. 2000.>! 4 С. 15-17.

Просмотров работы: 16