ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, АНАЛИЗ И ОЦЕНКА - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, АНАЛИЗ И ОЦЕНКА

Василенко М.А. 1, Бозин М.М. 2, Прокопова А.М. 2, Лиманчук Л.Н. 2
1Ростовский государственный медицинский университет
2Российский университет транспорта РУТ (МИИТ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Холдинг «Российские железные дороги» (полное наименование - Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД», официальное наименование на английском языке - Joint Stock Company «Russian Railways» (JSCo «RZD») - российская государственная вертикально интегрированная компания, владелец инфраструктуры общего пользования и крупнейший перевозчик российской сети железных дорог. Образовано в 2003 году на базе Министерства путей сообщения России. 100% акций принадлежат Российской Федерации, на основании Федерального закона от 27 февраля 2003 года № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» Правительство Российской Федерации исполняет от имени государства полномочия акционера ОАО «РЖД». Главный офис находится в Москве по адресу Новая Басманная улица, дом № 2. Часть подразделений центрального аппарата (профильные железнодорожные департаменты) - Каланчёвская улица, д. № 35.

По состоянию на 2019 год компания ОАО «РЖД» входила в тройку крупнейших транспортных компаний мира и являлась крупнейшим работодателем России. По состоянию на 2019 год в компании работают 711 тыс. человек, что составляет 1,2 % от общего числа занятых в экономике России.

В 2020 году компания заняла в рейтинге глобальной конкурентоспособности второе место по грузообороту, четвёртое место - по пассажирообороту, первое место по безопасности движения, энергоэффективности и защите окружающей среды.

ОАО «РЖД» осуществляет транспортное обслуживание в 77 из 85 субъектов Российской Федерации. В 2019 году компания перевезла 1,2 млрд. пассажиров и 1,28 млрд тонн грузов. Вклад РЖД в ВВП России в 2017 году составляет 1,4 %. Доля РЖД в российских инвестициях – 3 %, в инвестициях транспорта 13,3%. На ОАО «РЖД» приходится более 27 % пассажирооборота всей транспортной системы России и более 45 % её грузооборота (без учёта трубопроводного транспорта – 87 %). По объёму выручки от реализации продукции ОАО «РЖД» в 2019 году занимает 5-е место в рейтинге крупнейших компаний России [1].

Железнодорожный комплекс имеет особое стратегическое значение для России [7]. Он является связующим звеном единой экономической системы, обеспечивает стабильную деятельность промышленных предприятий, своевременный подвоз жизненно важных грузов в самые отдаленные уголки страны, а также является наиболее доступным для населения видом транспорта [6]. Устойчивая работа железнодорожного транспорта обеспечивает жизнедеятельность и эффективное развитие всех отраслей экономики страны [4].

ОАО «РЖД», как ключевой представитель железнодорожного транспорта, является лидером по размеру вклада в экономику России. Доля ОАО «РЖД» в ВВП России в ретроспективе представлена на рисунке 1.

Место железнодорожного транспорта в транспортном комплексе страны можно определить путем сопоставления пассажирооборота по видам транспорта (рис. 2).

В рамках проведения структурной реформы на железнодорожном транспорте, с созданием условий для отделения деятельности по предоставлению услуг инфраструктуры от перевозочной деятельности и появлением конкурентной среды, с 2008 года структура компании трансформируется в вертикально-ориентированный холдинг.

 

2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022

Рис. 1. - Вклад ОАО «РЖД» в ВВП России в 2014-2022 гг, %

 

автомобильный

железнодорожный

Рис. 2. - Структура пассажирооборота по основным видам транспорта общего пользования (без учета городского и водного видов транспорта) в 2013-2022 гг., %

воздушный

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022

Железная дорога в своей структуре имеет предприятия дорожного подчинения, полигон каждой железной дороги делится на регионы. ОАО «РЖД» включает 57 филиалов - производственных подразделений. Принадлежащая ОАО «РЖД» железнодорожная сеть разделена между 16 филиалами, имеющими статус Регионального центра корпоративного управления (РЦКУ). Условная нумерация железных дорог осуществляется с запада на восток. Оказание транспортных услуг и выполнение работ в ОАО «РЖД» осуществляется также через 83 дочерних и зависимых общества.

Акционерное общество «Центральная пригородная пассажирская компания» (АО «Центральная ППК») является крупнейшим перевозчиком пассажиров среди пригородных пассажирских компаний России. Основным видом деятельности Общества является организация перевозок и обслуживание пассажиров в пригородном железнодорожном сообщении.

Организационно-управленческая структура АО «Центральная ППК» приведена на рис. 3.

Рис. 3. – Организационно-управленческая структура АО «Центральная ППК»

Высшим органом управления АО «Центральная ППК» является Общее собрание акционеров. Отдел управления качеством напрямую подчиняется генеральному директору, что показывает нам особую роль данного направления в компании.

Обслуживаемые субъекты Российской Федерации: г. Москва, Московская область, Брянская область, Владимирская область, Калужская область, Курская область, Орловская область, Рязанская область, Смоленская область, Тверская область, Тульская область.

Доля АО «Центральная ППК» в пригородных пассажирских перевозках в Московском железнодорожном узле составляет более 80%, а ее доля в пригородных пассажирских железнодорожных перевозках по России - 60%.

Корпоративное управление в Обществе основывается на следующих принципах:

  1. Подотчетность. Подотчетность Совета директоров акционерам в соответствии с действующим законодательством служит руководством для Совета директоров при выработке стратегии и осуществлении руководства и контроля за деятельностью исполнительных органов Общества.

  2. Справедливость. Защита прав акционеров.

  3. Прозрачность. Общество обеспечивает своевременное раскрытие достоверной информации по всем существенным фактам, касающимся его деятельности, в том числе о его финансовом положении, результатах деятельности, структуре собственности и управления Обществом, а также обеспечивает свободный доступ к такой информации всех заинтересованных лиц.

  4. Ответственность. Общество признает права всех заинтересованных лиц, предусмотренных действующим законодательством, и способствует активному сотрудничеству с такими лицами в целях своего развития и обеспечения финансовой устойчивости.

Грамотное корпоративное управление является залогом успешного развития Общества, обеспечивает его инвестиционную привлекательность и устойчивый рост показателей экономической эффективности.

Федеральная пассажирская компания (ФПК) - российская компания, дочерняя компания ОАО «РЖД», предоставляющая услуги по перевозке пассажиров и грузобагажа железнодорожным транспортом в дальнем сообщении. Главный офис (контора) в Москве. Компания осуществляет самостоятельную хозяйственную деятельность с 1 апреля 2010 года. ФПК создана на основе имущественного комплекса, входившего в состав Федеральной пассажирской дирекции - филиала ОАО «РЖД».

Федеральной пассажирской компании переданы в собственность пассажирские вагоны, принадлежавшие ОАО «РЖД». Услуги локомотивной тяги и диспетчеризации по-прежнему предоставляются РЖД.

Учредителями компании АО «ФПК» являются: ОАО «РЖД» - 100 % минус одна акция, ОАО «Баминвест» - одна акция.

Компания осуществляет следующие виды деятельности:

  1. перевозку пассажиров в дальнем следовании во внутригосударственном сообщении в регулируемом и дерегулируемом сегменте [5];

  2. перевозку пассажиров в дальнем следовании в межгосударственном сообщении;

  3. перевозку багажа и грузобагажа в дальнем следовании;

  4. обслуживание пассажиров;

  5. техническое обслуживание и ремонт подвижного состава;

  6. прочие виды деятельности.

На подавляющем большинстве направлений дальних пассажирских перевозок на внутренних маршрутах в России ФПК является монополистом.

Уставный капитал составляет 148 млрд. рублей (31.12.2012).

Структура ФПК включает 15 региональных филиалов, 96 структурных подразделений (38 пассажирских вагонных депо, 36 вагонных участков, 15 железнодорожных агентств, 2 дирекции багажных перевозок, 4 дирекции по организации питания) и 3 дочерние компании (ООО «НТС», ООО «РЖД Тур», ОАО «ФПК-Логистика»).

Подвижной состав составляет около 24 000 пассажирских вагонов. В 2010 ФПК арендовало локомотивы вместе с локомотивными бригадами у ОАО «РЖД» за 3,05млрд. рублей в месяц (без НДС) [2]. В период с 2018 до 2025 год ФПК закупит 5000 новых пассажирских вагонов [3].

Динамика финансовых результатов по пассажирским перевозкам и по прочим видам деятельности приведена на рисунках 4, 5, 6, 7 и 8.

Рис. 4. -Динамика доходов от основной деятельности АО «ФПК» за 2020-2022 гг.

Рис. 5. - Динамика расходов по основной деятельности АО «ФПК» за 2020-2022 гг.

Рис. 6. – Динамика операционного результата от основной деятельности АО «ФПК» за 2020-2022 гг.

Рис. 7. – Динамика показателей прибыли АО «ФПК» за 2020-2022 гг.

Рис. 8. – Динамика показателей рентабельности АО «ФПК» за 2020-2022 гг.

Таким образом, проведенный анализ финансовых результатов работы АО «ФПК» показал, что кампания испытала значительные затруднения в работе в 2021 году и ситуация еще не выровнялась в 2022 году. Об этом свидетельствует убыток до налогообложения в 2021 году (-43,4 млрд. руб.) и в 2022 г. (7,0 млрд. руб.). Следует обратить внимание на сокращение доходов от основной деятельности, рост расходов по основной деятельности и уменьшения показателей рентабельности по EBITDA c учетом субсидий и по чистой прибыли. Поэтому повышение качества транспортного обслуживания по пассажирским перевозкам необходимо для обоснованного улучшения финансовых результатов.

Список литературы и источников:

        1. Официальный сайт ОАО «РЖД». URL: WWW.rgd|.ru

        2. fpc.ru — официальный сайт Федеральная пассажирская компания

        3. Цифра дня. Гудок (28 мая 2018). Дата обращения: 03 декабря 2022.

        4. Kuzina M.A., Tagiltseva J.A., Kuzina E.L. Priorities in the provision of interstate 'balance of interests' in international relations // Proceedings of the 2017 International Conference «Quality Management, Transport and Information Security, Information Technologies», IT and QM and IS. – 2017. – Vol. 1. – pp. 536–538.

        5. Беляев, С.Ю. Управление качеством: Учебное пособие для бакалавров / С.Ю. Беляев, Ю.Н. Забродин, В.Д. Шапиро. - М.: Омега-Л, 2020. - 381 c.

        6. Кузина Е.Л., Василенко М.А. Устойчивое развитие транспортной системы в решении задач экологической безопасности общества // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2021. № 12 (139).С. 7-11.

        7. Рахаев В.А., Кузина Е.Л., Василенко М.А. Планирование пассажирских перевозок дальнего следования. Эконометрическое моделирование // Компетентность. 2022. № 3. С. 30-34.

Просмотров работы: 238