ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ STEAM ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ STEAM ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ

Тутун А.А. 1
1Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Постановка проблемы. Интегрирование STEAM технологии в обучении позволяет учащимся получить знания, совместимые с реальностью. Это содействует появлению не узкоинформированных специалистов, которые умеют делать что-то одно, а творческих людей, способных принимать нестандартные решения в своей профессиональной деятельности. Процесс интеграции способствует повышению качества обучения, улучшает мотивацию и познавательную активность. Это создает оптимальные условия для развития гибкости, логичности и, как следствие, содействует гармонизации личности.

Цель статьи – рассмотрение STAEM-технологии как средства развития творческой деятельности обучающегося, способствующего раскрытию его творческого потенциала.

Изложение основного материала.

В современном мире за последние десять лет появляется много инноваций, которые играют большое значение в креативной индустрии, связанной с творческой или интеллектуальной работой. Изменения претерпевают информационно-коммуникационные технологии, креативные отрасли, которые во многих странах мира выступают рычагом развития экономики государства. Все большее число молодежи хотят занять трудовую нишу, связанную с данной сферой деятельности. Естественные данные тенденции повлияли на развитие системы образования, возникает необходимость в глобальных переменах. Если ранее развивалось в основном математическое и инженерное направление, то теперь необходимо включать в образовательную программу художественные и творческие дисциплины [5, с. 58].

Так что же на данный момент может в этом помочь нам в условиях внешкольных организаций? STEAM-технологии. Именно они позволят педагогам новой формации вырастить поколение успешных исследователей, изобретателей, учёных, технологов, художников и математиков.

STEAM – новая образовательная технология, сочетающая в себе несколько предметных областей, как инструмент развития критического мышления, исследовательских компетенций и навыков работы в группе. Является развитием хорошо известной аббревиатуры STEM, за исключением того, что включается искусство. S - science, или наука. T - technology, то есть технология. E - engineering, что по-английски означает инженерия. M - maths, царица наук – математика [4]. Под искусством, новая составляющая аббревиатуры A - art, могут пониматься совершенно разные направления – живопись, архитектура, скульптура, музыка и поэзия. Добавление искусства позволяет расширить контингент учащихся, вовлеченных в проект, таким образом, ребята, не обладающие ярко выраженными способностями в проектировании и математике, могут помочь группе при эстетической реализации проекта.

Творческие способности сами по себе не гарантируют творческих успехов. Для их достижения необходим «двигатель», который запустил бы в работу механизм мышления, нужна «мотивационная основа». Именно такой основой могут стать STEAM-технологии, которые сочетают в себе творческое и креативное мышление, художественный вкус и эстетическое воспитание, идеи и тесные межпредметные связи. Такая система образования учит жить в реальном, быстро меняющемся мире, уметь реагировать на вызовы современности, критически мыслить, быть творческой личностью.

Творчество – это усиленная деятельность, направленная на поиск новизны, и в рамках этого подхода основной педагогической идеей STEAM-технологий является организация учебного процесса, способствующего развитию творческого потенциала и креативного мышления личности как будущего профессионала [7]. Творчество и инновации идут бок о бок. «Креативное мышление» может вдохнуть новую жизнь в любой научный и технологический проект, показать его еще не раскрытые возможности. Более того, те, кто способен выйти за пределы технических навыков и мыслить нестандартно, могут изобретать что-то абсолютно новое во многих других областях жизнедеятельности человека.

STEAM-учебный план основан на идее обучения учеников с применением междисциплинарного и прикладного подхода. Вместо того чтобы изучать отдельно каждую из пяти дисциплин, STEAM интегрирует их в единую схему обучения.

STEAM-образование позволяет использовать научные методы, технические приложения, математическое моделирование, инженерный дизайн. Что ведёт к формированию инновационного мышления обучающегося, умений, навыков ХХI века.

По словам педагогов, интеграция позволяет быть успешным в большинстве профессий. Практически все специалисты отмечают, что прогрессивные технологии повышают мотивацию к обучению и расширяют базовые знания в области конструирования и программирования.

Обучение в контексте STEAM учит критически мыслить, повышает общую научную грамотность и порождает новое поколение новаторов и изобретателей. Например, обучающиеся, помимо физики и математики, изучают робототехнику, программирование, конструируя и программируя собственных роботов [6]. На каждом уроке ученики планируют, разрабатывают модели современной индустрии, создают проекты, пытаются предложить собственную модель, анализируют, делают выводы, связывают ее с жизненными ситуациями, с собственным опытом. Это дает им возможность быть более уверенными в собственных возможностях, научиться идти к своей цели, преодолевать препятствия, проверять свою работу много раз, но не останавливаться перед препятствиями.

Работая в группах, ученики свободно высказывают собственное мнение, отстаивают его, учатся правильно формулировать и представлять свою работу. Чем больше они занимаются практической работой, тем больше раскрывают свои способности и больше проявляют интерес к техническим дисциплинам. Это дает возможность правильно выбрать будущую профессию, научиться понимать сложную терминологию, подготовиться к адекватному восприятию жизни.

STEAM обучение – это инновационная методика, которая позволяет выйти на новый уровень совершенствования навыков у обучающихся. С ее помощью формируется прогрессивная кадровая база, которая позволит нам стать экономически независимой и конкурентоспособной страной.

Преимущества STEAM-образования:

  1. Интегрированное обучение по темам, а не по предметам.

  2. Применение научно-технических знаний в реальной жизни.

  3. Развитие навыков критического мышления и разрешения проблем.

  4. Формирование уверенности в своих силах.

  5. Активная коммуникация и командная работа.

  6. Развитие интереса к техническим дисциплинам.

  7. Креативные и инновационные подходы к проектам.

  8. Развитие мотивации к техническому творчеству через детские виды деятельности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

  9. Ранняя профессиональная ориентация.

  10. Подготовка детей к технологическим инновациям жизни.

  11. STEAM, как дополнение к обязательной части основной образовательной программы (ООП).

Таким образом, по сравнению с традиционной системой школьного образования STEAM - подход ориентирован на проведение экспериментов, конструирование моделей, самостоятельному созданию творческих произведений, воплощению своих идей в реальности. В результате обучающиеся получают продукт своей деятельности, что для очень важно. Они видят результат своего труда. Данный учебный подход облегчает обучающимся процесс совмещения теории и практики и тем самым дальнейшую учебу в ВУЗе, поскольку будущее за технологиями.

Выводы. STEAM-образование один из основных мировых трендов. Прогрессивный подход в обучении помогает получить больше знаний, расширяет и углубляет межпредметные связи, содействует лучшему усвоению азов программирования, моделирования и конструирования. Ребенок учится видеть картину в целом. В последующем все это дает ребенку возможность создавать и презентовать свой собственный уникальный продукт, работая в команде.

Таким образом, данная технология обучения призвана формировать как профессиональные (предметные), так и социальные компетенции современной молодежи, что позволит быть востребованными именно благодаря умению комплексно решать определенные задачи, критически и креативно мыслить, находить нестандартные решения, осуществлять инновационную деятельность. В нашем понимании, STEAM-образование – это создание условий для формирования базы научно-ориентированного и гармоничного образования на основе модернизации не только естественного, но и общественно-гуманитарного образования, это широкий выбор возможностей для профессионально-личностного развития.

Список литературы

  1. Анисимова, Т. И. Подготовка педагогов для STEAM-образования / Т. И. Анисимова, Ф. М. Сабирова, О. В. Шатунова // Высшее образование сегодня. – 2019. – С. 31 - 35.

  2. Анисимова, Т.И. STEAM-образование как инновационная технология для Индустрии 4.0 / Т. И. Анисимова, О. В. Шатунова, Ф. М. Сабирова // Научный диалог. – 2018. – № 11. – С. 322-332.

  3. Морозова, О. В. STEАM-технологии в дополнительном образовании детей / О. В. Морозова, Е. С. Духанина // Баландинские чтения. – 2018. – С. 553 -556.

  4. Репин, А. О. Актуальность STEM-образования в России как приоритетного направления государственной политики / А. О. Репин // Научная идея. – 2017. – № 1. – С. 76-82.

  5. Семенова, Р. И. STEAM-образование и занятость в информационных технологиях как факторы адаптации к цифровой трансформации экономики в регионах России / Р. И. Семенова, С. П. Земцов, П. Н. Полякова // Инновации. – 2019. – №10. – С. 58 – 70.

  6. Elaine J. Hom. What is STEM Education. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.livescience.com/43296-what-is-stem-education.html (Дата обращения 21.12.2023).

  7. 15. Jolly А. Six Characteristics of a Great STEM Lesson // Education Week: Teacher. - [Электронныйресурс]. - Режимдоступа: URL: http://www.edweek.org/tm/ articles/2014/06/17/ctqjolly_stem.html (Датаобращения21.12.2023).

Просмотров работы: 86