ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Гасанов А.М. 1, Васильченко А.В. 1, Ахмадова Турадж Джалалетдиновна кызы 1, Василенко М.А. 2
1Российский университет транспорта РУТ (МИИТ)
2Ростовский государственный медицинский университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В общем смысле под ресурсосбережением понимается процесс, предполагающий формирование таких пропорций между применяемыми ресурсами, уровнем их использования в сфере производства и потребления, которые приводят к росту количества и степени удовлетворения существующих потребностей за счет увеличения количества извлекаемых полезных компонентов из применяемых ресурсов при условии безопасности страны, экосистемы, регионов, фирм, человека [6].

Применительно к деятельности предприятий железнодорожного транспорта, ресурсосбережение наиболее полно рассматривается с таких точек зрения, как процесс повышения эффективности использования и интенсификации факторов производства [1]. Рассматривая методы, при помощи которых транспортное предприятие может оказывать воздействие на факторы внутренней среды, их можно разделить на следующие виды (таблица 1).

Таблица 1. Классификация методов управления процессом организации производства на транспортном предприятии

Классификационный признак

Методы управления

организационно-распорядительные

инженерно-технологические

экономические

социально-психологические

Основной канал воздействия

Организационный

Инженерно-технологический

Экономический

Социальный

Характер воздействия

Прямой

Прямой

Косвенный

Косвенный

Мотивы поведения

Необходимость соблюдения требований к качеству и наличия ответственности за качество

Смешанные (соблюдение требований к «выходным» параметрам, материальный и моральный интерес)

Материальный интерес

Моральный (духовный) интерес

Основа выбора метода

Организационный анализ

Инженерно-технический анализ

Технико-экономический анализ

Социально-психологические исследования

Ограничения при выборе методов

Соответствие правовым нормам и требованиям в области ресурсосбережения

Возможности техники, технологии и соответствие требованиям экологии и безопасности

Соответствие экономическим законам и нормативам по ресурсосбережению

Соответствие морально-этическим нормам, правилам и требованиям

Рассмотрим методы управления процессом ресурсосбережения более подробно.

1. Организационно-распорядительные - методы, позволяющие напрямую воздействовать на управляемый объект и повышать эффективность функционирования всей системы за счет лучшей организации управления. Применительно к ресурсосбережению должно соблюдаться соответствие нормам, положениям и требованиям в сфере ресурсосбережения. Применение данных методов управления позволяет наиболее оптимально отслеживать движением финансовых потоков на предприятии и более эффективно управлять материальными ресурсами, значительно не увеличивая затраты на их приобретение.

2. Инженерно-технологические - методы, которые напрямую воздействуют на управляемый объект - использование научно-технического прогресса в целях ресурсосбережения (применение прогрессивных технологий, методов научной организации труда, механизация и автоматизация производства и прочее). Возможность использования данных методов зависит от технического оснащения предприятия, возможностей техники и технологии, а также соответствия требованиям экологии и безопасности.

3. Экономические - методы косвенного воздействия, представляющие собой совокупность приемов и способов воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов по средствам материального стимулирования, введения системы штрафов, санкций и т.д., Кроме того, к данным методам можно отнести диверсификацию ресурсосберегающих мероприятий, управление кредиторской задолженностью, экономическое обоснование страховых запасов ресурсов и т.д. При использовании данных методов необходимо соответствие экономическим законам и нормативам по ресурсосбережению.

4. Социально-психологические - методы косвенного воздействия, включающие в себя проведение обучения персонала в сфере рационального использования ресурсов, формирование организационной культуры, создание кружков качества и т.д. Кроме того, социально-психологические методы могут частично отражать экономические методы в части применения системы стимулирования работников. Применение этой группы методов должно соответствовать морально-этическим нормам и правилам.

Транспортное предприятие в праве самостоятельно выбрать любой из методов управления процессом ресурсосбережения, кроме того, наибольшего эффекта можно достичь, одновременно используя несколько методов [2].

ОАО «РЖД», является одним из крупнейших потребителей топливно-энергетических ресурсов, ежегодно расходуя около 5% всей потребленной в стране электроэнергии, а также 11% от всего расхода дизельного топлива по России. Доля затрат на топливно-энергетические ресурсы в общих эксплуатационных расходах Компании в последние годы колеблется в пределах 13-15%, поэтому вопросы энергосбережения остаются для ОАО «РЖД» одним из приоритетных направлений снижения производственных издержек. Компанией в первый же год ее существования была разработана и принята собственная энергетическая стратегия, определившая ориентиры и направления энергосбережения.

Одним из наиболее значимых и эффективных направлений оптимизации затрат является внедрение ресурсосберегающих технологий, которое сопровождается экономией топливно-энергетических ресурсов, внедрением светодиодной техники, снижением материалоемкости и др [4].

В компании ОАО «РЖД» разработан инвестиционный проект «Внедрение ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте», целью которого является внедрение на сети железных дорог наукоемких, перспективных энерго- и ресурсосберегающих технических средств и технологий, направленных на повышение технического уровня предприятий железнодорожного транспорта, снижение эксплуатационных затрат ОАО «РЖД».

Данный проект включает в себя технические средства и технологии, нацеленные на решение задач в области снижения удельного расходов топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов, снижения затрат на топливно-энергетические ресурсы в стационарной энергетике, сокращение эксплуатационных расходов за счет рационального использования материальных ресурсов, более эффективное использование трудовых ресурсов в результате применения новых безлюдных и малообслуживаемых технологий, а также современных систем диагностики. В настоящий момент проект реализован на всех железных дорогах.

За 17 лет существования данной программы в Компании внедрено более 157 тыс. единиц ресурсосберегающих средств и технологий на общую сумму инвестиций 38,7 млрд р., что позволило снизить эксплуатационные расходы на 108,8 млрд. р. По результатам деятельности 2016 года экономический эффект в размере 464,2 млн р., в том числе за счет снижения:

- удельного расхода топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов -130,5 млн р.;

- энергоемкости технологических процессов (стационарная энергетика) -258,2 млн. р.;

- материалоемкости технологических процессов - 75,5 млн. р.

В Компании ежегодно формируется и реализуется Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности в рамках реализации Энергетической стратегии ОАО «РЖД» на перспективу до 2030 года. В 2021 году начата разработка Энергетической стратегии ОАО «РЖД» на новый период до 2025 года и на перспективу до 2035 года, в которой будут актуализированы приоритетные направления развития энергетического комплекса ОАО «РЖД» и целевые показатели энергоэффективности производственной деятельности Компании [4].

Общий объем экономии топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) от выполнения мероприятий Программы энергосбережения в 2021 году составил 4 221,6 ТДж на сумму 4,0 млрд. руб.

Реализация энергосберегающих мероприятий, направленных на повышение энергоэффективности перевозочного процесса, позволила получить экономию 2,9 млрд. руб.

Экономический эффект, полученный в 2021 году от использования ресурсосберегающих технических средств, внедренных в 2020 году, составил 176,4 млн. руб., что составило 130 % от планируемых объемов. Это произошло за счет использования экологичных тяговых подвижных составов (рисунок 1).

Рис. 1. - Экологичный тяговый подвижной состав

В 2021 году в подразделениях Компании за счет реализации мероприятий Программы энергосбережения сэкономлено:

  • 460,0 млн. кВт∙ч электроэнергии;

  • 32,2 тыс. т дизельного топлива;

  • 0,8 тыс. т бензина;

  • 1,8 тыс. т мазута;

  • 8,8 тыс. т угля;

  • 8,6 млн. м³ природного газа;

  • 63,9 тыс. Гкал тепловой энергии.

Реализация энергосберегающих мероприятий, направленных на повышение энергоэффективности перевозочного процесса, позволила получить экономию 2,9 млрд. руб., в том числе 347,0 млн. кВт∙ч электрической энергии и 27,4 тыс. т дизельного топлива. Наибольшее значение экономии достигнуто в результате реализации мероприятий по совершенствованию технологии управления движением поездов (41,3%), а также в результате принятых мер по улучшению показателей использования локомотивного парка (40,4%). Реализация мероприятий по улучшению показателей систем тягового электроснабжения обеспечила экономию 23,7 млн. кВт∙ч электроэнергии на сумму 81,5 млн. руб.

Темп снижения энергоемкости производственной деятельности ОАО «РЖД» достаточно стабилен благодаря реализации инвестиционных проектов, связанных с внедрением энергосберегающих технологий (рисунок 2).

Рис. 2. - Повышение энергетической эффективности объектов теплогенерации и других объектов системы теплоснабжения

Энергетический переход задает направления изменения архитектуры энергетического комплекса, включая масштабное использование возобновляемой энергетики, развитие распределенной энергетики и просьюмеров, повсеместное применение в электроэнергетике цифровых управляемых устройств, обеспечивающих возможность реализации интеллектуального управления энергосистемами, основанного на межмашинном взаимодействии (M2M, IoT) [3]. Эти изменения окажут определяющее влияние не только на долгосрочное развитие электроэнергетики, но и на взаимосвязанные с ней отрасли, включая железнодорожный транспорт (рисунок 3).

Рис. 3. - Внедрение систем энергоснабжения на основе возобновляемых источников энергии

Образ энергетической трансформации транспортной системы складывается не только из множества возникающих энергетических технологий, но и в результате системно-инженерного ответа на перспективные инфраструктурные требования, задаваемые стратегическим видением развития транспортной системы России [5].

Конечно, во многом эти стратегические видения не новы и коррелируют с развиваемыми во всем мире энергетическими технологиями. Однако, важным представляется взаимосвязь образа энергетической трансформации железнодорожного транспорта с его стратегическим позиционированием, которая поможет каждой железнодорожной компании расставить приоритеты среди всех возможных направлений изменения технологического устройства энергетического хозяйства. Более того, оценка потенциала и порядок внедрения новых энергетических технологий становится не просто перебором или ожиданием «чужих ошибок», но программированием действий по развитию необходимых компетенций системного инжиниринга комплексных решений, по реализации комплексных пилотных проектов, демонстрирующих необходимые эффекты, и по снятию регуляторных барьеров для их масштабного применении.

Список литературы и источников:

  1. Vasilenko M.A., Kuzina E.L., Drozdov N.A., Tagiltseva J.A., Kuzina M.A. Systematic Approach And Advanced Marketing In Public-Private Partnerships // Всборнике: Proceedings of the 2017 International Conference "Quality Management, Transport and Information Security, Information Technologies", IT and QM and IS 2017. 2017. С. 27-31.

  2. Василенко М.А., Кузина Е.Л., Тагильцева Ю.А., Дроздов Н.А., Совершенствование механизма принятия управленческих природоохранных решений // Научно-практический журнал «Качество. Инновации. Образование» - 2017 -№ 9 (148). С. 51-59

  3. Василенко М.А., Кузина Е.Л., Дроздов Н.А., Тагильцева Ю.А. Планирование и оценка работы компаний в транспортной системе железных дорог // Издательство «Конверт», 2022. – 181 с.

  4. Железные дороги и экология https://baikalrail.interfax.ru/ecology.php

  5. Кузина Е.Л., Василенко М.А. Устойчивое развитие транспортной системы в решении задач экологической безопасности общества // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2021. № 12 (139). С. 7-11.

  6. Кузина Е.Л., Василенко М.А., Стифеева В.О. Подходы к оценке конкурентоспособности транспортной услуги // Современное состояние, проблемы и перспективы развития отраслевой науки: Материалы Всероссийской конференции (с международным участием). Москва, Российский университет транспорта, – М.: Издательство «Перо», 2020.- С.136-141

  7. Скичко Е.М., Кузина Е.Л., Василенко М.А. Тенденции повышения эффективности производственных процессов в транспортном обслуживании / В сборнике: Железная дорога: путь в будущее. Сборник материалов I Международной научной конференции аспирантов и молодых ученых. -М., 2022. - С. 390-394.

Просмотров работы: 47