ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА РОССИЙСКИХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА РОССИЙСКИХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ

Гасанов А.М. 1, Василенко Е.А. 1, Назаров Е.А. 1, Надолинский П.В. 1
1Российский университет транспорта РУТ (МИИТ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В проекте экологической стратегии ОАО «РЖД» до 2030 года говорится о том, что железные дороги обеспечивают 23,4% пассажирских и 87,2% грузовых перевозок в стране. При этом на долю ОАО «РЖД» приходится менее 1% общего объема парниковых выбросов от всех видов транспорта. И с каждым годом российские железные дороги становятся еще экологичнее. Выбросы углекислого газа при перевозке одного и того же груза поездами и другими видами транспорта представлены на рисунке 1.

Рис. 1. – Выбросы углекислого газа при перевозке груза различными видами транспорта

Начиная с 2009 года «ОАО «РЖД» » формирует экологическую стратегию и ставит перед собой целевые показатели по экологии. Системная работа дает отличные результаты: количество перевозок растет, а загрязнения, вызванные ими, сокращаются из года в год (рисунок 2).

Рис. 2. – Снижение загрязнений окружающей среды от деятельности ОАО «РЖД» в 2007–2019 гг.

Более того, ОАО «РЖД» добровольно ликвидирует экологический ущерб от железнодорожных перевозок, накопленный с 1930-х годов. Уже ликвидировано 270 загрязнений площадью 300 000 кв. м, осталось еще 304 - их компания планирует устранить в ближайшее десятилетие.

«Зеленые» планы ОАО «РЖД» представлены в проекте экологической стратегии до 2030 года. Выполняя их, компании потребуется значительно обновить техническую базу. Прежде всего, обновится парк локомотивов.

- ОАО «РЖД» уже используют 4 000 локомотивов с умными системами управления. Они формируют оптимальный алгоритм движения с минимальными затратами энергии, что также обеспечивает сокращение вредных выбросов.

- в ближайшие годы место дизельных локомотивов постепенно займут газомоторные, которые выбрасывают в атмосферу в 5 раз меньше вредных веществ.

- электровозы вообще не создают вредных выбросов в атмосферу. Чтобы использовать их как можно шире, ОАО «РЖД» электрифицируют железные дороги. А на самих электровозах будут больше применять энергоэффективные технологии, например, рекуперацию электроэнергии.

Стационарные объекты железных дорог - станции, депо, очистные сооружения - тоже будут расходовать меньше ресурсов. Для этого ОАО «РЖД» оптимизируют режим их работы и эффективность отопления и освещения. Даже такое простое изменение, как переход на светодиодные светильники, в масштабах корпорации существенно снизит затраты энергии [3].

Чтобы уменьшить сброс загрязненных вод, ОАО «РЖД» обновит существующие очистные сооружения и построит новые, с современными технологиями водоочистки. А чтобы снизить вред от шума и вибрации, компания будет применять бесстыковые пути и упругие рельсовые скрепления, шлифовать и смазывать рельсы, высаживать вдоль путей деревья и устанавливать шумозащитные экраны [1].

При этом ОАО «РЖД» будет постоянно контролировать выбросы парниковых газов и других загрязняющих веществ, чтобы корректировать свою работу по сохранению экологического равновесия (рис. 3).

Рис. 3. – Снижение загрязнений от деятельности ОАО «РЖД» к 2030 г.

В мире сегодня активно развивается «зеленое» финансирование» инвесторы целенаправленно выбирают для инвестиций экологически чистые и значимые проекты [7]. От компании, получившей инвестиции, требуется соблюдать природоохранное законодательство, предоставлять прозрачную экологическую отчетность и сотрудничать с надзорными органами и общественниками.

ОАО «РЖД» - один из пионеров «зеленого» финансирования в России. В 2020 году компания впервые в истории страны выпустила бессрочные «зеленые» облигации на 100 млрд. рублей. До этого ОАО «РЖД» делали и другие «зеленые» размещения, 74% которых выкупили зарубежные инвесторы [5].

Привлеченные таким образом средства понадобятся компании, в том числе и на одном из главных современных проектов - реконструкции БАМа и Транссиба.

Сейчас ОАО «РЖД» реализует проект реконструкции главных железнодорожные артерий на востоке России, которые проходят через Байкальскую природную территорию (рис. 4).

Рис. 4. – Байкальская природная территория

Экологи и общественные организации опасаются, что разрешение на вырубку леса и отмена обязательной экологической экспертизы при строительстве транспортных объектов могут нанести ущерб природе [2]. Однако компания предусмотрела все возможные меры безопасности, чтобы не навредить уникальной экосистеме этих мест.

ОАО «РЖД» постоянно отслеживает влияние строительства на окружающую среду. Чтобы свести к минимуму атмосферные выбросы и сбросы загрязненных вод, компания модернизирует имеющиеся и построит новые очистные сооружения. Рубить лес вдоль путей действительно придется, но узкой полосой (10–15 м) и только там, где иначе нельзя. При этом вместо срубленных компания высадит новые деревья, а также вместе с экологическими организациями будет восстанавливать популяции редких видов растений и животных на Байкале

Компенсация ущерба окружающей среде, нанесенная ОАО «РЖД» (рис 5).

Рис. 5. – Компенсация ущерба

Реконструкция БАМа и Транссиба будет выполняться в полном соответствии с природоохранным законодательством, и все работы будут максимально прозрачными. На каждый строительный объект ОАО «РЖД» опубликуют общедоступный экологический паспорт. Туда войдет информация об объекте и связанных с ним экологических компенсациях, данные экомониторинга в районе объекта, включая контроль почвы, воздуха и вод [4]. Представители общественных и научных организаций смогут лично осматривать места строительства и контролировать, соблюдаются ли меры экологической безопасности, а граждане смогут следить за реконструкцией через систему многоканального информирования: в интернете, СМИ и соцсетях, по телефону горячей линии в Иркутске, в виде выставок на региональных вокзалах.

БАМ и Транссиб - это железнодорожный коридор между Европой и Азией. После расширения и повышения пропускной способности по нему пойдет часть тех грузов, которые сейчас доставляются морем и автотранспортом.

Железнодорожные перевозки уже сейчас экологичнее прочих. К тому же ОАО «РЖД», следуя мировым трендам, увеличивает долю экологически чистого электротранспорта и снижает объем вредных выбросов всех видов. Реконструкция железнодорожных магистралей не только станет вкладом в экономику России, но и в долгосрочной перспективе уменьшит вредное воздействие на экологию всего региона (рис. 6).

Рисунок 6 – Итоги проекта

В настоящее время научные и методологические принципы организации ресурсосберегающей и экологической транспортной системы на железнодорожном транспорте в основном соответствуют стандарту ISO 50001 - Системы энергетического менеджмента. Эффективное функционирование ресурсосберегающей и экологической транспортной системы достигается за счет нормирования и прогнозирования расхода и заданий по экономии ТЭР, формирования планов энергосберегающих организационно-технических мероприятий (далее - ОТМ) и их реализации, контроля достижения целевых показателей по расходу и экономии ТЭР, а в случае необходимости - корректировки заданий по расходу и экономии ТЭР, планов реализации ОТМ, разработки управляющих воздействий по снижению нерационального расхода ТЭР.

Тем не менее, в существующей системе управления процессами эффективного использования ТЭР на железнодорожном транспорте имеется ряд проблем и недостатков [6]. Так, при прогнозировании потребления ТЭР в производственных процессах в основном используются методы «от достигнутого уровня» и эвристические методы, что практически не позволяет учесть влияние производственных и климатических факторов на расход ТЭР и приводит к значительной погрешности, в ряде случаев превышающей 15 %. Отсутствие единых научных и методологических принципов оценки фактической эффективности организационных, технических и технологических решений, внедряемых при организации ресурсосберегающей и экологической транспортной системы железнодорожного транспорта, не позволяет достоверно оценить их фактический вклад в снижение расхода ТЭР и подготовить предложение о целесообразности их дальнейшего применения на объектах железнодорожного транспорта. Также следует отметить недостаточную эффективность существующих методов и технических средств для мониторинга и управления показателями энергетической эффективности производственных процессов на уровне линейных структурных подразделений.

Это обусловливает необходимость совершенствования научных и методологических принципов организации ресурсосберегающей и экологической транспортной системы на железнодорожном транспорте на основе современных научно обоснованных методов и алгоритмов, учитывающих влияние условий производства, уровня использования достижений научно-технического прогресса, степени внедрения мероприятий по энергосбережению и иных производственных показателей. При этом должны учитываться современные требования, предъявляемые к методам оценки энергетических показателей, к которым относятся учет случайного характера энергопотребления, необходимость оценки влияния факторов, влияющих на расход ТЭР и др.

Список литературы и источников:

  1. Drozdov N., Vasilenko M., Kuzina E., Tagiltseva Ju., Parkhomenko R., Mushegyan A., Galkin V., Barashyan V. The algorithm of organizational and technical environmental decisions development in transport organizations // Transportation Research Procedia 63: 2022. рр. 2719-2726 DOI:10.1016/j.trpro.2022.06.314

  2. Vasilenko M.A., Drozdov N.A., Tagiltseva Ya.A., Kuzina E.L. Modeling of Efficiency Assessment for Enterprises Economic Activity in Environmental System // 2017 IEEE Conference on Quality Management, Transport and Information Security, Information Technologies (IT&MQ&IS) 2017 PP 720-724, DOI: 10. ITMQIS.2017.

  3. Асонов А. М., Ильясов О. Р., Борисова Г. М., Холопов Ю. А. Эколого-экономическая эффективность современных технологий очистки поверхностных стоков железнодорожных станций и путей // Вода и экология: проблемы и решения. 2018. №4 (76). С. 42-50

  4. Василенко М.А., Кузина Е.Л. Конкурентоспособность предприятий и экологическая безопасность: проблемы и пути их решения // Инженерный вестник Дона. – 2017. - № 3 (146). (Электронный ресурс). url: http: //www.ivdon.ru/ru/magazine/archive/N3y2017/4293

  5. Василенко М.А., Кузина Е.Л. , Тагильцева Ю.А. Экономическая оценка экологизации российского транспортного комплекса // Научно-методический журнал Вопросы новой экономики № 3 (67), сентябрь 2023 с. 90–101.

  6. Кузина Е.Л., Василенко М.А. Устойчивое развитие транспортной системы в решении задач экологической безопасности общества // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2021. № 12 (139). С. 7-11.

  7. Мушегян А.О., Василенко М.А., Надолинский П.В., Кузина Е.Л. Кадровая политика транспортных компаний в социо-экологической производственной системе // Современное состояние, проблемы и перспективы развития отраслевой науки: Материалы VII Всероссийской конференции с международным участием. Москва, Российский университет транспорта. – М.: Перо, 2022, – 609 с.

Просмотров работы: 94