РОЛЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЕ И РАЗВИТИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

РОЛЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЕ И РАЗВИТИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Гасанов А.М. 1, Глинский А.А. 1, Кузина М.А. 1, Василенко М.А. 2
1Российский университет транспорта РУТ (МИИТ)
2Ростовский государственный медицинский университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Российские железные дороги, являясь одной из крупнейших транспортных систем мира, занимают третье место по общей длине эксплуатационных сетей (85,6 тыс. км), уступая лишь США и Китаю по этому показателю, первое место по протяженности электрифицированных сетей (43,3 тыс. км) и обеспечивают более 20% грузооборота и 10% пассажирооборота мировых железных дорог. Являясь неотъемлемой частью евразийской железнодорожной сети, российские железные дороги связаны с железнодорожными системами Европы и Восточной Азии и через порты осуществляют взаимодействие с транспортными системами Северной Америки [2]. К материально-технической базе железнодорожного транспорта относят путь и путевое хозяйство, вагоны и вагонное хозяйство, локомотивы и локомотивное хозяйство, станции, грузовые дворы, товарные конторы, грузовое и весовое хозяйство и др [7].

Рассмотрим некоторые элементы железнодорожного транспорта, с которыми взаимодействуют снабженческие и сбытовые органы. Вагонный парк состоит из пассажирских и грузовых вагонов [4, 9]. Грузовые вагоны подразделяют на универсальные (крытые полувагоны, платформы, цистерны) и специализированные приспособленные для перевозок определенного вида груза (изотермические, цементовозы, кислотные и др.) [5]. Каждый тип вагона характеризуется грузоподъемностью и вместимостью, массой тары и другими показателями [8].

Железнодорожный транспорт обеспечивает более 40% общего грузооборота страны и более 87% без учета трубопроводного транспорта, осуществляя перевозку всех основных категорий массовых грузов. В таблице 1 представлены данные об объемах перевозок грузов и грузообороте по различным видам транспорта за период 2022–2023гг.

Таблица 1 – Перевозки грузов и грузооборот по различным видам транспорта за период 2022–2023гг

(миллионов тонн)

 

I полугодие 2022 г.

I полугодие 2023г.

I полугодие 2023г. в % к I полугодию 2022 г.

Транспорт всех отраслей экономики

3 621,0

3 611,3

99,7

в том числе:

     

транспорт отраслей Минтранса России

3 046,9

3 056,6

100,3

железнодорожный

633,3

615,6

97,2

автомобильный

2 364,9

2 390,4

101,1

морской1

10,5

11,9

113,3

внутренний водный1,2

37,5

38,3

102,0

воздушный3

0,682

0,344

50,4

транспорт других министерств и ведомств

     

трубопроводный

574,1

554,8

96,6

В структуре грузооборота железнодорожного транспорта по итогам 2023года 57,4% -приходилось на внутрироссийские перевозки, 34,8% - на экспорт, 5,4% - импорт, 2,4% - транзит, при этом средняя дальность перевозок во внутрироссийском сообщении составила - 1215 км, в международном - 2158 км.

По данным ОАО «РЖД» в 2023году грузооборот железнодорожного транспорта уменьшился на 0,1% по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года, составив 2635,7 млрд. т-км. Изменения также затронули показатели погрузки грузов. В 2023году ее объем составил 1,234 млрд. тонн, что на 3,8% ниже показателя 2022 года, при сохранении тенденции существенного преобладания доли сырьевых товаров в общей структуре погрузки.

Динамика коммерческого грузооборота по видам транспорта в I полугодии 2023г. представлена на рисунке 1.

Рис. 1. - Динамика коммерческого грузооборота по видам транспорта в I полугодии 2023г.

Рост показателей отмечается по погрузке строительных грузов (5,7%), при этом наблюдается падение объемов погрузки каменного угля (-4,6%), нефти и нефтепродуктов (-0,7%); лесных грузов (-24,8%), цветной руды и серного сырья (-4,0%), химических и минеральных удобрений (-6,9%). На фоне общего увеличения объемов погрузки с осени 2023года зафиксировано замедление темпов роста погрузки почти по всем видам грузов, за исключением каменного угля, нефти и нефтепродуктов, и общее падение ее объема на 3,7% в декабре 2023года.

Грузооборот железнодорожного транспорта за период I полугодия 2022 г. I полугодия 2023 г. представлен на рисунке 2.

Рис. 2. - Грузооборот железнодорожного транспорта за период I полугодия 2022 г. I полугодия 2023 г. (млн. т)

Работа пассажирского комплекса железнодорожного транспорта направлена на обеспечение потребности в перевозках пассажиров, повышение эффективности и качества пассажирских перевозок [1]. В структуре пассажирооборота страны доля железнодорожного транспорта по итогам 2023года составила 27,8% (31,5% без учета городского электрического транспорта), наибольший удельный вес в структуре пассажирооборота в зависимости от вида сообщения железнодорожные пассажирские перевозки занимают в пригородном сообщении – 59,9% и международном сообщении – 58,4%.6 В таблице 2 представлены данные о количестве перевезенных пассажиров и пассажирообороте по видам транспорта за период 2022–2023гг.

Таблица 2 – Перевозки пассажиров и пассажирооборот по различным видам транспорта за период 2022–2023гг

(миллионов человек)

 

I полугодие 2022 г.

I полугодие 2023г.

I полугодие 2023г. в % к I полугодию 2022 г.

Транспорт отраслей Минтранса России

4 530,7

4 620,9

102,0

в том числе:

     

автомобильный (автобусный)1

3 974,4

4 038,4

101,6

морской2

1,949

1,485

76,2

внутренний водный2

3,136

3,110

99,2

воздушный3

44,1

40,4

91,7

из него внутренние перевозки

38,2

33,0

86,4

железнодорожный

507,1

537,4

106,0

из него пригородные
(включая внутригородские) перевозки

464,7

490,0

105,4

      1. Таблица 3 - Пассажирооборот по видам транспорта

(миллиардов пассажиро-километров)

 

I полугодие 2022 г.

I полугодии 2023г.

I полугодие 2023г. в % к I полугодию 2022 г.

Транспорт отраслей Минтранса России

180,7

189,6

104,9

в том числе:

     

автомобильный (автобусный)1

43,1

42,4

98,2

морской2

0,013

0,010

72,6

внутренний водный2

0,138

0,168

122,2

воздушный3

91,1

94,7

104,0

из него внутренние перевозки

71,1

69,6

97,8

железнодорожный

46,3

52,3

112,9

из него пригородные
(включая внутригородские) перевозки

14,0

14,7

105,7

1 Без учета объемов, выполненных по заказам и туристско-экскурсионным маршрутам.

2 По данным Росморречфлота.

3 По данным Росавиации.

Перевозки пассажиров по железной дороге в России в 2023году выросли год к году на 7,8% до 1,136 млрд. человек. Но они так и не достигли показателей допандемийного 2019 года, снизившись относительно пика трехлетней давности на 5,3%. Это следует из оперативных данных РЖД, раскрытых компанией 11 января 2023 года.

Динамика пассажирооборота по видам транспорта в I полугодии 2022 г. представлена на рисунке 3.

Рис. 3. - Динамика пассажирооборота по видам транспорта в I полугодии 2022 г.

С учетом усиливающейся конкуренции со стороны воздушного и автомобильного транспорта выявлены преимущества и недостатки железнодорожного транспорта в сравнении с другими видами транспорта, характеризующие его конкурентные возможности, эксплуатационно-технические и экономические особенности и условия работы [6, 3]. Несмотря на наличие факторов, выступающих сдерживающим элементом для развития конкурентных преимуществ железнодорожного транспорта по сравнению с другими видами транспорта, необходимо признать его ведущую роль в обслуживании реального сектора экономики, особое значение в обеспечении потребности в массовых и социально-значимых перевозках (особенно в пригородном и межрегиональном сообщении), что в свою очередь обуславливает особую роль и место железнодорожного транспорта в развитии экономики, обеспечении обороноспособности, безопасности и целостности страны.

Список литературы и источников:

  1. Василенко М.А., Кузина Е.Л. Влияние опережающего маркетинга на стратегию системы природопользования на железнодорожном транспорте // Транспортная инфраструктура Сибирского региона. Т.2. – Иркутск, 2015 г. - С.47-52

  2. Василенко М.А., Дроздов Н.А., Тагильцева Ю.А., Кузина Е.Л. Оценочные показатели в планировании экономической эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятий железнодорожного транспорта //

  3. Василенко М.А., Кузина Е.Л., Тагильцева Ю.А., Дроздов Н.А. Обоснование необходимости исследования влияния транспортных факторов на экономику страны в условиях опережающего маркетинга // Качество. Инновации. Образование. – 2018. - № 5 (156). С.161-169 // URL:https://delpress.ru/

  4. Дроздов Н.А., Шлыков Е.Е., Василенко Е.А., Василенко М.А. Практические подходы к повышению эффективности производственных процессов на предприятиях транспорта // Основные тенденции развития экономики и управления в современной России. Материалы VIII Всероссийской научной конференции студентов и молодых ученых. – Карачаевск: КЧГУ, 2019г. - с. 218-221.

  5. Кузина Е.Л., Василенко М.А., Тагильцева Ю.А., Дроздов Н.А. К вопросу о подходах к принятию безопасных управленческих решений // Научно-практический журнал «Качество. Инновации. Качество. Инновации. Образование. – 2018 - № 6 (157). С.174-181 // URL:https://delpress.ru/Образование» - 2017 -№ 8 (147). С. 70-77

  6. Кузина М.А., Ерощенков А.А., Василенко М.А. Подходы к управлению качеством пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте // Труды XI международной научной конференции «Студенческий научный форум 2019» URL:

  7. https://scienceforum.ru/2019/article/2018016359

  8. Митрохина Е.В., Юданова П.Е., Василенко М.А. Подходы к оценке конкурентоспособности предприятия // Современное состояние, проблемы и перспективы развития отраслевой науки: Материалы Всероссийской конференции с международным участием. Москва, Российский университет транспорта (МИИТ), – М.: Издательство «Перо», 2019. – 65-70 с.

  9. Тагильцева Ю.А., Василенко М.А., Дроздов Н.А., Кузина Е.Л. Оценка экономических результатов и затрат в производственно-хозяйственной деятельности предприятий железнодорожного транспорта // Качество. Инновации. Образование. – 2018. - № 5 (156). С.152-160 // URL:https://delpress.ru/

Просмотров работы: 668