Российские железные дороги, являясь одной из крупнейших транспортных систем мира, занимают третье место по общей длине эксплуатационных сетей (85,6 тыс. км), уступая лишь США и Китаю по этому показателю, первое место по протяженности электрифицированных сетей (43,3 тыс. км) и обеспечивают более 20% грузооборота и 10% пассажирооборота мировых железных дорог. Являясь неотъемлемой частью евразийской железнодорожной сети, российские железные дороги связаны с железнодорожными системами Европы и Восточной Азии и через порты осуществляют взаимодействие с транспортными системами Северной Америки [2]. К материально-технической базе железнодорожного транспорта относят путь и путевое хозяйство, вагоны и вагонное хозяйство, локомотивы и локомотивное хозяйство, станции, грузовые дворы, товарные конторы, грузовое и весовое хозяйство и др [7].
Рассмотрим некоторые элементы железнодорожного транспорта, с которыми взаимодействуют снабженческие и сбытовые органы. Вагонный парк состоит из пассажирских и грузовых вагонов [4, 9]. Грузовые вагоны подразделяют на универсальные (крытые полувагоны, платформы, цистерны) и специализированные приспособленные для перевозок определенного вида груза (изотермические, цементовозы, кислотные и др.) [5]. Каждый тип вагона характеризуется грузоподъемностью и вместимостью, массой тары и другими показателями [8].
Железнодорожный транспорт обеспечивает более 40% общего грузооборота страны и более 87% без учета трубопроводного транспорта, осуществляя перевозку всех основных категорий массовых грузов. В таблице 1 представлены данные об объемах перевозок грузов и грузообороте по различным видам транспорта за период 2022–2023гг.
Таблица 1 – Перевозки грузов и грузооборот по различным видам транспорта за период 2022–2023гг
(миллионов тонн)
I полугодие 2022 г. |
I полугодие 2023г. |
I полугодие 2023г. в % к I полугодию 2022 г. |
|
Транспорт всех отраслей экономики |
3 621,0 |
3 611,3 |
99,7 |
в том числе: |
|||
транспорт отраслей Минтранса России |
3 046,9 |
3 056,6 |
100,3 |
железнодорожный |
633,3 |
615,6 |
97,2 |
автомобильный |
2 364,9 |
2 390,4 |
101,1 |
морской1 |
10,5 |
11,9 |
113,3 |
внутренний водный1,2 |
37,5 |
38,3 |
102,0 |
воздушный3 |
0,682 |
0,344 |
50,4 |
транспорт других министерств и ведомств |
|||
трубопроводный |
574,1 |
554,8 |
96,6 |
В структуре грузооборота железнодорожного транспорта по итогам 2023года 57,4% -приходилось на внутрироссийские перевозки, 34,8% - на экспорт, 5,4% - импорт, 2,4% - транзит, при этом средняя дальность перевозок во внутрироссийском сообщении составила - 1215 км, в международном - 2158 км.
По данным ОАО «РЖД» в 2023году грузооборот железнодорожного транспорта уменьшился на 0,1% по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года, составив 2635,7 млрд. т-км. Изменения также затронули показатели погрузки грузов. В 2023году ее объем составил 1,234 млрд. тонн, что на 3,8% ниже показателя 2022 года, при сохранении тенденции существенного преобладания доли сырьевых товаров в общей структуре погрузки.
Динамика коммерческого грузооборота по видам транспорта в I полугодии 2023г. представлена на рисунке 1.
Рис. 1. - Динамика коммерческого грузооборота по видам транспорта в I полугодии 2023г.
Рост показателей отмечается по погрузке строительных грузов (5,7%), при этом наблюдается падение объемов погрузки каменного угля (-4,6%), нефти и нефтепродуктов (-0,7%); лесных грузов (-24,8%), цветной руды и серного сырья (-4,0%), химических и минеральных удобрений (-6,9%). На фоне общего увеличения объемов погрузки с осени 2023года зафиксировано замедление темпов роста погрузки почти по всем видам грузов, за исключением каменного угля, нефти и нефтепродуктов, и общее падение ее объема на 3,7% в декабре 2023года.
Грузооборот железнодорожного транспорта за период I полугодия 2022 г. I полугодия 2023 г. представлен на рисунке 2.
Рис. 2. - Грузооборот железнодорожного транспорта за период I полугодия 2022 г. I полугодия 2023 г. (млн. т)
Работа пассажирского комплекса железнодорожного транспорта направлена на обеспечение потребности в перевозках пассажиров, повышение эффективности и качества пассажирских перевозок [1]. В структуре пассажирооборота страны доля железнодорожного транспорта по итогам 2023года составила 27,8% (31,5% без учета городского электрического транспорта), наибольший удельный вес в структуре пассажирооборота в зависимости от вида сообщения железнодорожные пассажирские перевозки занимают в пригородном сообщении – 59,9% и международном сообщении – 58,4%.6 В таблице 2 представлены данные о количестве перевезенных пассажиров и пассажирообороте по видам транспорта за период 2022–2023гг.
Таблица 2 – Перевозки пассажиров и пассажирооборот по различным видам транспорта за период 2022–2023гг
(миллионов человек)
I полугодие 2022 г. |
I полугодие 2023г. |
I полугодие 2023г. в % к I полугодию 2022 г. |
|
Транспорт отраслей Минтранса России |
4 530,7 |
4 620,9 |
102,0 |
в том числе: |
|||
автомобильный (автобусный)1 |
3 974,4 |
4 038,4 |
101,6 |
морской2 |
1,949 |
1,485 |
76,2 |
внутренний водный2 |
3,136 |
3,110 |
99,2 |
воздушный3 |
44,1 |
40,4 |
91,7 |
из него внутренние перевозки |
38,2 |
33,0 |
86,4 |
железнодорожный |
507,1 |
537,4 |
106,0 |
из него пригородные |
464,7 |
490,0 |
105,4 |
(миллиардов пассажиро-километров)
I полугодие 2022 г. |
I полугодии 2023г. |
I полугодие 2023г. в % к I полугодию 2022 г. |
|
Транспорт отраслей Минтранса России |
180,7 |
189,6 |
104,9 |
в том числе: |
|||
автомобильный (автобусный)1 |
43,1 |
42,4 |
98,2 |
морской2 |
0,013 |
0,010 |
72,6 |
внутренний водный2 |
0,138 |
0,168 |
122,2 |
воздушный3 |
91,1 |
94,7 |
104,0 |
из него внутренние перевозки |
71,1 |
69,6 |
97,8 |
железнодорожный |
46,3 |
52,3 |
112,9 |
из него пригородные |
14,0 |
14,7 |
105,7 |
1 Без учета объемов, выполненных по заказам и туристско-экскурсионным маршрутам.
2 По данным Росморречфлота.
3 По данным Росавиации.
Перевозки пассажиров по железной дороге в России в 2023году выросли год к году на 7,8% до 1,136 млрд. человек. Но они так и не достигли показателей допандемийного 2019 года, снизившись относительно пика трехлетней давности на 5,3%. Это следует из оперативных данных РЖД, раскрытых компанией 11 января 2023 года.
Динамика пассажирооборота по видам транспорта в I полугодии 2022 г. представлена на рисунке 3.
Рис. 3. - Динамика пассажирооборота по видам транспорта в I полугодии 2022 г.
С учетом усиливающейся конкуренции со стороны воздушного и автомобильного транспорта выявлены преимущества и недостатки железнодорожного транспорта в сравнении с другими видами транспорта, характеризующие его конкурентные возможности, эксплуатационно-технические и экономические особенности и условия работы [6, 3]. Несмотря на наличие факторов, выступающих сдерживающим элементом для развития конкурентных преимуществ железнодорожного транспорта по сравнению с другими видами транспорта, необходимо признать его ведущую роль в обслуживании реального сектора экономики, особое значение в обеспечении потребности в массовых и социально-значимых перевозках (особенно в пригородном и межрегиональном сообщении), что в свою очередь обуславливает особую роль и место железнодорожного транспорта в развитии экономики, обеспечении обороноспособности, безопасности и целостности страны.
Список литературы и источников:
Василенко М.А., Кузина Е.Л. Влияние опережающего маркетинга на стратегию системы природопользования на железнодорожном транспорте // Транспортная инфраструктура Сибирского региона. Т.2. – Иркутск, 2015 г. - С.47-52
Василенко М.А., Дроздов Н.А., Тагильцева Ю.А., Кузина Е.Л. Оценочные показатели в планировании экономической эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятий железнодорожного транспорта //
Василенко М.А., Кузина Е.Л., Тагильцева Ю.А., Дроздов Н.А. Обоснование необходимости исследования влияния транспортных факторов на экономику страны в условиях опережающего маркетинга // Качество. Инновации. Образование. – 2018. - № 5 (156). С.161-169 // URL:https://delpress.ru/
Дроздов Н.А., Шлыков Е.Е., Василенко Е.А., Василенко М.А. Практические подходы к повышению эффективности производственных процессов на предприятиях транспорта // Основные тенденции развития экономики и управления в современной России. Материалы VIII Всероссийской научной конференции студентов и молодых ученых. – Карачаевск: КЧГУ, 2019г. - с. 218-221.
Кузина Е.Л., Василенко М.А., Тагильцева Ю.А., Дроздов Н.А. К вопросу о подходах к принятию безопасных управленческих решений // Научно-практический журнал «Качество. Инновации. Качество. Инновации. Образование. – 2018 - № 6 (157). С.174-181 // URL:https://delpress.ru/Образование» - 2017 -№ 8 (147). С. 70-77
Кузина М.А., Ерощенков А.А., Василенко М.А. Подходы к управлению качеством пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте // Труды XI международной научной конференции «Студенческий научный форум 2019» URL:
https://scienceforum.ru/2019/article/2018016359
Митрохина Е.В., Юданова П.Е., Василенко М.А. Подходы к оценке конкурентоспособности предприятия // Современное состояние, проблемы и перспективы развития отраслевой науки: Материалы Всероссийской конференции с международным участием. Москва, Российский университет транспорта (МИИТ), – М.: Издательство «Перо», 2019. – 65-70 с.
Тагильцева Ю.А., Василенко М.А., Дроздов Н.А., Кузина Е.Л. Оценка экономических результатов и затрат в производственно-хозяйственной деятельности предприятий железнодорожного транспорта // Качество. Инновации. Образование. – 2018. - № 5 (156). С.152-160 // URL:https://delpress.ru/