Постановка проблемы: Развитие творческих способностей необходимо, так как наша жизнь просто изобилует различной высокотехнологичной техникой. Ее знание открывает перед подрастающим поколением массу возможностей и сделает дальнейшее развитие технологий более быстрым.
Объект: процесс обучения робототехники.
Предмет: особенности творческого развития учащихся на занятиях робототехники.
Цель статьи: развитие творческих способностей в процессе конструирования и изучения робототехники.
Гипотеза: успешное развитие творческих способностей школьников станет возможным, если грамотно организовать совместную деятельность учащихся.
Актуальность направления состоит в том, что конструирование и робототехника в современном мире даёт детям технологии 21 века, способствует развитию их коммуникативных способностей, развивает навыки взаимодействия, самостоятельности при принятии решений, раскрывает их творческий потенциал.
Изложение нового материала.
Развитие творческих способностей детей способствует не только развитию конкретной личности, но и творческого потенциала всего государства, всего общества. Сейчас творчество является необходимым критерием развития любой гармонично развитой личности, для чего не обязательно относить себя к людям искусства или науки.[2]
Творческим мышлением должен обладать любой человек, независимо от выбираемой им сферой деятельности. Творчество, в какой бы отрасли оно ни применялось, делает жизнь человека увлекательной, многогранной, стимулирует интерес к процессам, происходящим в окружающем мире, и позволяет ощущать радость открытия.
Творчество – это способность, вбирающая в себя целую систему взаимосвязанных способностей-элементов: воображение, ассоциативность, фантазия, мечтательность (Л.С.Выготский, Я. А. Пономарев, Д. Б.Эльконин, А.И.Леонтьев) [1].
Важной особенностью детского творчества является то, что основное внимание учащихся уделяется самому процессу, а не результату. Важна сама творческая деятельность. Вопрос ценности созданной ребенком модели отступает на второй план. Однако дети испытывают большой душевный подъем, если взрослые отмечают оригинальность и самобытность работы.
Для развития творческих способностей учащихся необходимо иметь не только фундаментальные знания в области психологии, но и понимать самого ребенка, учитывать индивидуальные различия, одни из которых надо учитывать и адаптироваться к ним, другие воспитывать, а третьи развивать в направленной деятельности.
Выделяют следующие компоненты творческих (креативных) способностей школьников:
• творческое мышление,
• творческое воображение,
• применение методов организации творческой деятельности [3].
Одним из средств развития творческих способностей, доступных в современном образовании могут быть факультативные курсы, являющиеся не обязательными предметами, выбираемыми по желанию, исходя из склонностей учащихся, и позволяющие удовлетворить познавательные интересы учащихся. Кроме того, могут быть организованы курсы в рамках дополнительного образования, которое в соответствии с новыми ФГОС являются неотъемлемой частью современного образовательного процесса. [5]
Развивать творческий потенциал детей, ввода их в мир робототехники, следует в процессе занимательной игры. Решить эту задачу помогут конструкторы LEGO WeDo, которые позволяют ребенку легко и с увлечением создавать программируемого робота. Такие устройства состоят из устройства с моторами, датчиками и микрокомпьютером, а также обычных деталей LEGO для сборки действующих роботов. [6] Дети самостоятельно составляют алгоритмы функционирования разных роботов, знакомятся с устройством механизмов, выдвигают гипотезы и проверяют их, появляется возможность планирования и создания новых конструкций.
В условиях дополнительного образования работа с конструкторами LEGO позволяет учащимся в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. Занятия робототехникой формируют специальные технические умения, развивают аккуратность, усидчивость, организованность, трудоспособность. Проведение массовых мероприятий научно-технической направленности показывает все большую представленность детских проектов по тематике «робототехника и конструирование» LEGO робототехнике.
У ребят появляется возможность поработать с современным оборудованием, поучаствовать в различных конкурсах. Формы занятий, которые необходимо использовать в процессе обучения робототехнике: лекционная - получение учащимися нового материала; самостоятельная – учащиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия, одного или нескольких занятий; проектная деятельность – реализация личных проектов; соревнования – участие детей в разнообразных мероприятиях по LEGO конструированию.
Обучение детей чаще всего в настоящее время строится с использованием конструкторов LEGO Mindstorms NXT, которые достаточно широко распространены в образовательном процессе в России и за рубежом.
Основными принципами в развитии творческих способностей являются наглядность, систематичность и последовательность обучения, а также доступность. Принцип наглядности вытекает из сущности процесса восприятия, осмысления и обобщения учащимися изучаемого материала. На отдельных этапах изучения учебного материала наглядность выполняет различные функции. Когда учащиеся изучают внешние свойства предмета, то, рассматривая предмет или его изображение, они могут сами извлекать необходимые знания. Если же дидактической задачей является осознание связей и отношений между свойствами предмета или между предметами, формирование научных понятий, то средства наглядности служат лишь опорой для осознания этих связей, конкретизируют и иллюстрируют эти понятия.
Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования творческих способностей [4].
В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Учащиеся учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения творчески мыслить и проявлять креативность.
Таким образом, развитию творческого воображения детей способствует использование комплекса методов и приемов работы на занятиях по робототехнике. Эффективными являются для развития творческого воображения продуктивные виды деятельности, игровые приемы.
Список литературы
1. Акулова, Ю. В. Развитие технического творчества учащихся [Текст] / Ю. В. Акулова // Философия образования. – 2018. – No 2. –С. 86–932.
2. Богданова, Д.А. Социальные роботы и дети / Д. А. Богданова // Информатика и образование. ИНФО. - 2018. - № 4. - С. 56–60.
3. Сивоконь, Е.Е. Развитие творческих способностей учащихся на занятиях по робототехнике/ Е. Е. Сивоконь // «Науки об образовании». No 3 (137). — С. 241–244.
4. Корягин А. В., Сборник методических рекомендаций и практикумов Lego WeDo. – Москва: ДМК- Пресс, 2016. – 254с.
5. ФГОС ООО. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Просвещение, 2011
6. Хапаева, С. С. Организация квеста для знакомства учащихся с инновационным оборудованием / С.С. Хапаева, Р.А. Ганин, О.А. Пышкина // Информатика в школе. - 2019. - № 2. - С. 13–17.