Один из главнейших вопросов человечества, а именно «Как управлять людьми?» целенаправленно и систематически начал изучаться только во второй половине XX века. Своим формирование наука управленческих решений обязана таким дисциплинам как: этика, психология, лингвистика, социальная педагогика, менеджмент, риторика и другие, нашедшие выражение в трудах таких ученых как Б.Г. Ананьев, А.Л. Журавлев, Д.Н. Завалишин, А.Ф. Иоффе, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Д. Мартин, A.B. Филиппов и других российских и зарубежных исследователей [2].
Управление людьми – это очень сложный и тонкий процесс, требующий от управленца наличия знаний, опыта в сфере менеджмеента. Для грамотного построения деловых коммуникаций с сотрудниками руководителю необходим определенный багаж знаний и опыта. Существующее предприятие или организация несомненно подвергается ряду факторов, как внешних, так и внутренних, что оказывает на нее определенное влияние. При этом, менеджер, принимающий решения, должен учитывать эти воздействия, потому что от этого напрямую зависит эффективность управленческого решения.
Под управленческим решением понимается директивный выбор целенаправленного воздействия на объект управления, который базируется на анализе ситуации и содержит программу достижения цели [1].
Нельзя представить менеджмент без «управленческого решения». Поскольку, менеджмент подразумевает собой систему, процесс, который в совокупности формирует методы, формы и средства управления производством, приводящие к «решению».
В условиях современного управления в связи с участием большого числа специалистов в процессе разработки и принятия решений они приобретают коллегиальный характер. Это дает основание предполагать, что должно меняться соотношение усилий менеджеров, затрачиваемых на принятие решений, на организацию и контроль их выполнения. Центр тяжести в деятельности руководителя постепенно перемещается из сферы выработки решений в сферу организации и контроля их выполнения, а также поддержания непрерывности и стабильности всего процесса подготовки, принятия и реализации решений. Однако это нисколько не снижает, но, напротив, повышает ответственность менеджеров, и, следовательно, и их роль в организации.
Можно выделить следующие способы повышения эффективности принятия управленческих решений при обучении:
1) придерживаться благоразумной процедуры принятия решения;
2) ясно и четко ставить вопрос для решения;
3) обращать внимание на каждый вариант решения управленческого вопроса;
4) делать выводы из чужих промахов, недочетов;
5) применять бенчмаркинг. [3]
На принятие верных решений влияют условия, в которых они были приняты. Допустим, если велик коэффициент неопределенности, то повышается риск искажения информации, минусы в организационной политике. Неопределенность проявляется в виде разрыва взаимоотношений между структурными подразделениями. Также она может быть выражена в качестве непонимания требований, которые необходимо выполнить. Вследствие чего появляется противоречивая информация, ведущая к снижению эффективности работы предприятия.
Существует множество вариантов передачи информации, каждый руководитель индивидуально должен выбрать, что подходит именно его компании. К способам распространения информации можно отнести:
1) Отчеты сотрудников через равные промежутки времени.
2) Собрания работников как плановые, так и внеплановые.
3) Круглые столы.
4) Сайт компании.
5) Публикации в газетах.
6) Доска объявлений.
Также во внимание необходимо принять и корпоративную культуру. Благодаря которой персонал компании будет заинтересован в изменениях и улучшениях деятельности предприятия. При создании грамотной корпоративной культуры стоит ориентироваться на ценности работников и самой организации, они должны совпадать. Безусловно, необходимо повышать лояльность у сотрудников к организации, так как при таком отношении сотрудник будет заинтересован в успехах предприятия, будет прикладывать максимум усилий для достижения поставленных задач и целей. К основным элементам организационной культуры можно отнести: внедрение правил внутреннего распорядка, создание определенного стиля управления, формирование ответственности сотрудников за свою работу.
Таким образом, все перечисленные способы повышения эффективности управленческих решений взаимно дополняют друг друга. Каждый руководитель сам выбирает, соответственно, то направление, которое ему больше всего откликнулось. Чтобы организация не теряла свою прибыль и актуальность на рынке, руководитель должен постоянно внедрять новые способы повышения качества и эффективные разработки принятия решений.
Список использованных источников
1. Герасимов, Б.И. Управление качеством: проектирование: Учебное пособие / Б.И. Герасимов, Е.Б. Герасимова, А.Ю. Сизикин. - М.: Форум, 2016. - 96 c.
2. Теория и практика принятия решений по выходу организаций из кризиса/ А.Н. Асаул, И. П. Князь, Ю. В. Коротаева; под ред. засл. строит. РФ, д-ра экон. наук, проф. А.Н. Асаула. – СПб: АНО «ИПЭВ», 2007. -224с.
3. Трофимов, В. В. Методы принятия управленческих решений / В.В. Трофимов, Л.А. Трофимова. - М.: Юрайт, 2017. - 127 c