ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Зотикова А.Л. 1
1Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Постановка проблемы. Сегодня в образовательных учреждениях существует проблема организации эстетического воспитания учащихся, таким образом основными задачами учебных заведений по формированию у обучающихся эстетического отношения к действительности будут являться:

- формирование способности у школьника воспринимать, чувствовать, правильно понимать и ценить прекрасное в окружающей действительности и искусстве, формирование навыков использования средств искусства для познания жизни людей и самой природы;

- развитие глубокого понимания красоты природы, способности беречь эту красоту;

- вооружение знаниями, а также привитие умений и навыков в области видов искусств - музыки, пения, рисования, художественного слова, драматизации;

- развитие творческих способностей, умений и навыков у обучающихся чувствовать и создавать красоту в окружающей жизни, на занятиях, дома, в быту;

- развитие понимания красоты в человеческих отношениях, желание и умение вносить красоту в быт.

Анализ последних исследований и публикаций. Одной из принципиальных особенностей современной школы является постоянное и глубокое внимание к проблемам эстетического воспитания, приобщения молодежи к миру литературы и искусства, красоте окружающей человека действительности. На протяжении последних десятилетий все возрастающее значение эстетического воспитания не раз подчеркивалось в документах Министерства Образования РФ, важное место было отведено этой проблеме и в «Стратегии модернизации Российского образования». В прямой зависимости находится социально-экономический уровень развития нашего общества. Сегодня каждому педагогу становится ясно, что только пробуждение творческих сил и способностей человека является важнейшим условием развития, как каждого человека, так и общества в целом. Эстетическое воспитание во всем многообразии своих возможностей является на этом пути одним из факторов такого развития. Духовно-нравственные основы бытия в современном обществе подвергаются переосмыслению с позиций изменения социально-экономических и политических условий. Общество обратило внимание на искусство, поняв необходимость гуманизации. Актуальность проблем воспитания подрастающего поколения ни у кого не вызывает сомнений, тем не менее эстетическому развитию еще не уделяется должного внимания. В «Стратегии модернизации Российского образования» в числе важнейших задач предусмотрено «значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся», отмечено, что “необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. Лучше использовать в этих целях возможности каждого учебного предмета, особенно технологии, изобразительного искусства, эстетики, имеющих большую познавательную и воспитательную силу. Однако искусство в школе словно утратило свой потенциал, перестало быть действенным орудием воспитания личности.

Цель статьи исследовать особенности организации эстетических качеств обучающихся в системе учебно-воспитательного процесса
Изложение основного материала

Эстетические качества – это совокупность свойств объекта, привлекающих человеческое внимание и вызывающих эмоциональное реагирование. Они определяются такими аспектами, как пропорции, цветовые сочетания, формы, текстуры и прочее.

Эстетические качества могут относиться как к предметам материального мира, например: картина, скульптура, мебель; так и к абстрактным явлениям: музыка, словесное искусство, архитектура.

Эстетическая культура служит показателем уровня эстетического развития и воспитания обучающегося. По своей сущности человек призван творить красоту и реализовать себя через эстетическую культуру. Под эстетической культурой личности следует понимать определенный уровень потенциала, насыщенности и целенаправленности эмоционально-чувственным переживанием и духовным наслаждением, радостью человека от всех видов его жизнедеятельности [5]. Культура человека может выражаться в слове или жесте, в математической формуле или в историческом трактате. Но главным способом выражения является трудовая деятельность, так как именно в труде открываются безгранично широкие возможности для проявления всех сущностных сил человека. А также труд является фактором возвышения и развития личности. Видеть в труде созидательное начало красоты – значит творить прекрасное и в соответствии с ним преобразовывать окружающую действительность.

В учебно-воспитательном процессе, на уроке технологии, преподаватель должен обеспечить становление такой личности школьника, которая будет сочетать в себе истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.

Сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способности полноценно воспринимать и правильно понимать прекрасное в искусстве и в жизни, на выработку эстетических представлений, понятий, вкусов и убеждений, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства [7].

На занятиях технологии развиваются такие эстетические качества: изучение и приобщение учащихся к различным видам искусства – к литературе, музыке, изобразительному искусству.

Эстетическое восприятие действительности имеет свои особенности. Основным для него является чувственная форма вещей – их цвет, форма, звук [6]. Поэтому развитие требует эстетического чувства, требует большой сенсорной культуры. Сенсорное восприятие окружающего мира особенно развито у подростка. Необходимо не пропустить развитие того огромного потенциала возможностей, которым обладает ребенок в этом возрасте. Этот период благоприятен для умственного развития и характеризуется возрастной чувствительностью ребенка.

Творческая деятельность с обучающимися предполагает максимальное раскрытие их индивидуальных способностей в различных направлениях детского художественно-композиционного творчества средствами живописи, графики, скульптуры или прикладного искусства.

Школьникам доступны почти все виды художественной деятельности – литературное творчество, пение, танец, живопись, графика, лепка и др. Авторы различных современных образовательных программ предлагают структурирование содержания эстетического воспитания на основе синтеза искусств: музыки, художественной литературы и изобразительного искусства. Такой комплекс, по мнению педагогов и психологов, наиболее доступен детям, он открывает широкие возможности в плане развития их художественной культуры. В образовательных программах, построенных на основе синтеза искусств должна быть обозначена доминирующая роль одного из них, а остальные должны нести вспомогательную роль.

Среди познавательных процессов, обеспечивающих эстетическое развитие личности, особая роль отводится восприятию. Психологи выделяют следующие его свойства: непроизвольный характер, слабую дифференцированность, поверхностность, кратковременность, случайность, избирательность к восприятию всего яркого, красочного. Для воспитания художественного восприятия у школьников существенное значение имеет использование приема сравнения при изучении литературных произведений, прослушивании музыки и рассматривании картин и побуждение их к оценке этих произведений, выражению собственного отношения к их достоинствам и недостаткам. Постановка простейших вопросов, направленных на выяснение того, что детям нравится в том или ином произведении, какая картина или музыкальная мелодия лучше, обостряет их восприятие и побуждает к оценочным суждениям. [4].

Выводы

Оценивая роль эстетического воспитания в развитии студентов, в целом, можно утверждать, что оно способствует формированию их творческого потенциала, оказывая разнообразное положительное влияние на развитие различных свойств, входящих в творческий комплекс личности. Эстетическое воспитание играет большую роль в воспитании высокообразованного, культурного и нравственного человека, обеспечивает комплексный подход к развитию личности, и проявляется это в его отношении к людям, к труду, к искусству и к жизни в целом. Таким образом, эстетическое воспитание целенаправленное, систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, общественных отношениях с позиций эстетического идеала, а также испытывать потребность в эстетической деятельности.

Список использованной литературы

  1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков: учёб. пособие. / В.А. Аверин. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2014. – 379 с.

  2. Барышева, Т.А. Креативный ребенок: Диагностики и развитие творческих способностей / Серия «Мир вашего ребенка». – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 416 с.Борев Ю. Эстетика. – М.: Просвешение, 2013. – 154 с.

  3. Буров А.II. Проблемы эстетического развития личности школьника. - М.: Педагогика, 2016. - 96 с.

  4. Ковалёв, С.М. Воспитание и самовоспитание. – М.: Мысль, 2014. – 341 с.

  5. Куренкова, Р.А. Эстетика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. –М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 368 с.

  6. Легенький, Г.И. Цель и способы воспитания [Текст] / Г.И. Легенький. – М.: Тинькофф и К, 2017. – 329 с.

  7. Харламов, И.Ф. Педагогика: Крат. курс: Учеб. пособие / И.Ф. Харламов. – 2-е изд., стер. – Мн.: Выш. шк., 2004. – 272 с.

Просмотров работы: 38