Проблема периодизации происхождения и истории работы с верующими военнослужащими в российской армии поднималась неоднократно в военной науке. Среди исследований последних лет можно назвать работу Е.В. Исаковой [6].
Она по степени обособленности военного духовенства от епархиального и оформления его в самостоятельную структуру определяет три периода:
Первый период (1699–1801) – со времени учреждения постоянной армии и флота, а, следовательно, и постоянной должности полкового священника, до выделения института военного духовенства в самостоятельную постоянно действующую структуру.
Второй период (1801–1890) – со времени учреждения постоянной должности Обер-священника армии и флота и до создания первого общего законодательного свода – «Положения» об институте военного духовенства как государственно-церковной структуре.
Третий период (1890–1918) – со времени введения «Положения об управлении церквами и духовенством военного и морского ведомств» 12.06.1890 г. и до расформирования института Декретом Советской власти от 16.02.1918 г.
Таким образом, исследователь охватывает историю работы с верующими военнослужащими с 1699 по 1918 г. Вместе с тем, она приводит факты предыстории этой работы, указывая на самое ранее событие в 1170 г. – прославление среди воинов Новгородской иконы Знамения Божией Матери.
Начало организованной работы с верующими военнослужащими отодвигают ко времени до Х столетия В.Н. Осташкин, В.А. Собина, Д.В. Шутько [10]. Они пишут: «Религиозный фактор учитывался и в годы языческой Руси, и после Крещения Руси» [10, с. 130]. Впрочем, никакого обоснования этому не приводят.
Как о «первой» церковной службе в войсках, произошедшей по окончании взятия Казани воинами Ивана IV Грозного, пишет В.М. Котков о молебне, совершенном протопопом Андреем, который «с животворящим крестом и псалмопением со всем собором пришёл к государю» [3].
К сер. XVII в. относит начало формирования военно-церковной структуры в армии А.И. Суровцев [12], связывая его с первым упоминанием о полковых священниках в воинском уставе «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей», изданном в 1647 г. по указу царя Алексея Михайловича. Окончанием функционирования системы автор считает события, произошедшие в 1917 г. [12, с. 87].
Начало организованной работы с верующими военнослужащими в Российской империи с именем Петра I, а ее окончание с созданием Советского государства и РККА связывают К.Г. Капков [2; 3], иером. Дорофей (Соколов) [4], В.О. Дубинин, И.А. Попов, А.А. Печёнкина [5].
Абсолютное большинство исследователей истории военно-религиозных отношений отказываются рассматривать хоть какие-то примеры работы с верующими военнослужащими в РККА и Советской Армии в период 1918–1992 гг. Вместе с тем, историки-мистики часто упоминают об «оттепели» по отношению к священнослужителям и «чудесные» молебны в годы Великой Отечественной войны (1941–1945). Как дань моде в искусстве постсоветского периода появились образы советских воинов, продолжавших, не смотря на запреты, ревностно исполнять религиозные ритуалы. Все это могло быть лишь в виде стихийных (не организованных) явлений. Например, упоминаются: молебен в Москве 22.06.1941 г., присутствие Казанской иконы на фронте в 1941 г., крестный ход в Москве 9.04.1942 г., открытие храма в Сталинграде в 1943 г., Архиерейский Собор 8.09.1943 г. и др.
Ряд авторов указывают на возрождение традиций работы с верующими военнослужащими в постсоветский период.
Е.Н. Карлова и Н.Н. Романов [8] за начало возрождения берут 1990-е гг. и связывают его с «постсекулярным» периодом в жизни российского общества, означающим «возращение религии в различные сферы общественной жизни» [13, с. 89], говорят о новом «становлении» военного духовенства [8, с. 93]. Они же, ссылаясь на российского религиоведа Д. Узланера, заключают о том, что в России «постсекулярная ситуация возникает на фундаменте, заложенном в секулярную эпоху» [8, с. 89], следовательно связана с воспитательными традициями коммунистической идеологии.
На 2009 г. в качестве начала анализируемой работы на современном этапе как отклик на Поручение Президента РФ от 2 августа № 2008 указывают Б.М. Лукичев [1] и А.И. Суровцев [7, с. 86; 11, с. 84]. Процесс он определяет, как «воссоздание штатного военного духовенства, существовавшего в Российской империи» [12, с. 86]. 1990-е гг. исследователь называет «возвратом к пониманию необходимости военно-религиозной работы в Вооруженных Силах» [12, с. 87].
Вслед за ним, «сближением после почти векового перерыва» и восстановлением института штатного военного духовенства называют 2009 г. У.И. Кулянина и Н.Н. Романов [9, с. 92].
В.О. Дубинин, И.А. Попов и А.А. Печёнкина пишут о том, что ее «восстановление формально началось с 2010 года и продолжается по настоящее время» [5, с. 106]. «Реализация потенциала религии в воспитании военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации» началась в 2009 г., а с 2010 г. «работа с верующими военнослужащими стала одним из основных направлений работы по воспитанию личного состава», – считают и В.Н. Осташкин, В.А. Собина и Д.В. Шутько [10, с. 130].
Не имеет сомнения факт того, что, в силу произошедших социальных, духовных, нравственных изменений в общественном сознании, в армии есть верующие военнослужащие, работа с ними ведется, ее развитие продиктовано современными реалиями.
Опираясь на исследования последних лет, обобщая их опыт, следует привести собственную периодизацию истории работы с верующими военнослужащими в российской армии.
1) Период стихийного проявления работы с верующими военнослужащими (с древнейших времен до XVI в.).
Работа с верующими воинами могла вестись еще в дохристианскую эпоху в VIII–IX вв. О связях древнеславянских дружин с культом бога воинов Перуна свидетельствуют такие факты, как принесение клятвы с его именем в договорах Руси и византийской империи. С культом Перуна связано начало почитания первых русских христианских мучеников Феодора и Иоанна. В «Повести временных лет» говорится, что в 983 г. в благодарность за военные успехи киевляне возжелали принести этому богу человеческую жертву. Предназначенный для этого Иоанн и его отец Феодор воспротивились ритуалу и были убиты. Самым известным из описанных обращений воинов к языческим священнослужителям в истории Древней Руси была беседа князя Олега с волхвом, предсказавшим воину «смерть от коня».
Все эти факты почерпнуты из текста летописи, написанной в XII в. уже после принятия христианства и не могут рассматриваться как абсолютно достоверные.
Обряд принятия христианства князем Владимиром в 988 г. был совершен в первую очередь над дружиной, получившей, таким образом, священническое благословение на воинскую деятельность.
Хотя на протяжении всей дальнейшей средневековой истории российского государства православная церковь выступала как наднациональная власть, ее роль в конкретных военных конфликтах проявлялась постоянно. Церковь выступала направляющей силой для воинов. Такую роль она сыграла благословив воинства Андрея Боголюбского против Булгара, Александра Невского против тевтонских рыцарей, Дмитрия Донского против полчищ Мамая и т.д.
Однако все эти случаи проявлялись стихийно, зачастую церковь могла поддержать в конфликте и ту, и другую стороны. Системы ее взаимодействия с военной организацией пока не сложилось.
2) Период накопления и систематизации стихийного опыта работы с верующими военнослужащими (XVI–XVII вв.).
Малочисленные воинские образования в русских княжества не нуждались в специально организованной работе с верующими. Религиозные потребности исполнялись воинами самостоятельно. Как было показано выше, специальное богослужение перед строем русских войск царя Ивана IV Грозного впервые было совершено после взятия Казани.
Потребность в систематизации накопленного стихийного опыта назрела после создания в Российском государстве регулярного войска и формирования первых солдатских полков в царствование Михаила Федоровича (1613–1645) и Алексея Михайловича (1645–1676) Романовых.
«Учение и хитрость ратного строения пехотных людей», изданное в 1647 г. предписывало определение в полки особых священников. Их назначение в царствование Федора Алексеевича (1676–1682) происходило при непосредственном участии царя. Все это подготовило почву для создания института полковых священников и понимания необходимости организованного духовного окормления воинов.
3) Период создания систематизированной работы с верующими военнослужащими (1699–1801).
На смену стрелецкому войску Петр I Великий (1696–1725) создает постоянную армию и флот. Только к 1700 г. им были собраны 27 пехотных полков. В каждом полку и на каждом корабле галерного типа устанавливалась должность священника. В «Воинском уставе» 1716 г. учреждалась должность полевого обер-священника, на которого возлагались обязанности руководить полковыми священниками. В «Морском уставе» руководство корабельными иеромонахами возлагалось на обер-иеромонаха.
Со временем в армии и на флоте постоянно увеличивалось число священнослужителей, система управлением работой с верующими приобретала все более сложный вид. В 1797 г. в армии появились дивизионные благочинные, 1800 г. – обер-священник армии и флота.
Институт военного духовенства получает свое оформление как разветвленная государственно-церковная структура, находящаяся в объединенном подчинении военного командования и синодальных властей.
4) Период организованной работы с верующими военнослужащими (1801–1890).
Реалии Отечественной войны 1812 г. требуют изменений в организационной системе работы с верующими военнослужащими. В 1812 г. в штат вводятся должности полевых обер-священников, корпусных священников, армейских, гвардейских и флотских благочинных, в 1815–1850-е гг. – различные обер-священнические должности. В 1889 г. военным священникам предоставляются офицерские права: главным священникам – генерал-майора и генерал-лейтенанта, протоиереям-благочинным, протоиереям и священникам-благочинным – подполковника и полковника, священникам – капитана, диаконам – поручика, штатным псаломщикам – подпрапорщика. С 1-й пол. и до кон. XIX в. устанавливается и меняется система должностных окладов для военных священников, которые приравниваются к содержанию офицеров. Священникам запрещается взимать с солдат плату за требы. По сути, в российской армии создается сложная чиновно-бюрократическая система управления работой с верующими военнослужащими.
5) Период упадка работы с верующими военнослужащими (1890–1918).
12.06.1890 г. вышло положение «Об управлении церквами и духовенством военного и морского ведомств», начавшее очередное реформирование системы. Вместо главных священников вводится должность протопресвитера (приравниваемая к генерал-лейтенанту), определяются формы совершения богослужений и религиозно-нравственного воспитания войск, военным священникам в обязанности вменяется организация образования и здравоохранения. В 1891 г. в ведомстве военного духовенства состояли 569 священно- и церковнослужителей православного, католического (капелланы), иудейского (раввины), протестантского (лютеранские и евангелические проповедники), мусульманского (муллы) вероисповедания. После Русско-японской и до Первой мировой войн шло формирование чиновно-бюрократической системы в сфере духовно-религиозного управления в вооруженных силах. К кон. 1915 г. в армии и на флоте служило ок. 2 тыс. иереев.
Вместе с тем назревает духовный кризис в обществе, авторитет церкви падает, подвергаются критике священнослужители, сраставшиеся с военно-государственным аппаратом. Нарастает конфронтация между конфессиями. В 1914 г. протопресвитер вынужден был обратиться к военным священникам с призывом: «избегать по возможности всяких религиозных споров и обличений иных вероисповеданий».
6) Период секуляризации работы с верующими военнослужащими (1918–1994).
В 1918 г. был издан Декрет об отделении церкви от государства, институт военного духовенства был упразднен. Священнослужители перестали взаимодействовать с военнослужащими. Воины РККА отныне стали атеистами, работа с верующими в армии потеряла свой смысл. Однако опыт, накопленный в этом направлении, остался востребованным. Он был взят на вооружение военно-политическими органами, комиссарами, политруками, замполитами. Коммунистическая идея в общественном сознании, по сути, заменила религию. В практике руководителей военно-политической работой использовались ритуалы «крещения» (принятие в ВКП(б)/КПСС с вручением специальных символов) в присутствии двух «крестных восприемников» (поручителей); «благословения» (принесение клятвы и исполнение гимна в присутствии секретаря партячейки); «крестного хода» (парадов и демонстраций с портретами вождей); «поклонения святыням и святым» (почитание коммунистической символики и лидеров коммунистического движения) и т.д.
7) Период возрождения работы с верующими военнослужащими (1994 – настоящее время).
14.03.1990 г. была отменена конституционная монополия КПСС на политическую власть в стране. 25.10.1990 г. утратил свою силу Декрет об отделении церкви от государства. Возникла ситуация «безвременья», когда роль коммунистической идеологии прекратилась, а какой-либо религии – не возникла. Лишь в 1994 г. этот вакуум начал заполняться. Причем, инициативу взяла на себя Русская Православная Церковь. Сегодня в Вооруженных Силах (далее – ВС) Российской Федерации (далее – РФ) ведется работа с верующими военнослужащими, исповедующими самые разные религии (исключение составили конфессии и религиозные секты с выраженной асоциальной направленностью).
Таким образом, анализ источников по истории работы с верующими военнослужащими показывает, что данная проблема в современной военно-исторической работе имеет свои традиции. Интерес к ней возник вместе с возрождением самой работы в ВС РФ в сер. 1990-х гг. На основании существующих этапов авторам статьи удалось выстроить собственную периодизацию, основанную на особенностях организации работы с верующими военнослужащими в разные исторические периоды. Предлагается рассматривать историю анализируемой работы в семи взаимосвязанных и взаимопредполагающих этапа. Каждый из них имеет свою специфику и свои особые исторические события.
Список использованных источников:
1. Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации: Приказ Министра обороны Российской Федерации от 11.03.2004 г. № 70 [Текст]. – М., 2004.
2. Александр Тихонов: Военное духовенство в строю. Интервью с Б.М. Лукичевым, нач. управления по работе с верующими военнослужащими Главного управления по работе с личным составом Вооружённых Сил РФ [Электронный ресурс] // Красная звезда. – 2012. – 30 июня.
3. Военное духовенство России: страницы истории: моногр. / В.М. Котков. – СПб.: Нестор, 2004.
4. Дорофей (Соколов), иером. История пастырского окормления военнослужащих в России [Электронный ресурс] // Вера. Культура. Образование. Цивилизационный выбор России: Научно-методический сборник. Вып. 4. – Режим доступа: http://www.pafnuty-abbey.ru/publishing/17549/, свободный.
5. Дубинин, В.О., Попов, И.А., Печёнкина, А.А. Формирование правовых основ функционирования органов военного духовенства в Российской армии [Текст] // Омские социально-гуманитарные чтения – 2018: материалы XI Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Л.А. Кудринская. – Омск: ОГТУ, 2018. – С. 105-109.
6. Исакова, Е.В. Периодизация истории института военного духовенства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://web.archive.org/web/20131008052116/http://www.pobeda.ru/content/view/1324/, свободный.
7. Капков, К.Г. Памятная книга российского военного и морского духовенства XIX – нач. XX веков: справочные материалы [Текст] / К.Г. Капков. – М.: Информ. центр «Летопись», 2008. – 737 с.
8. Карлова, Е.Н., Романов, Н.Н. Работа с верующими военнослужащими: история и современность [Текст] // Вестник Российской нации. – 2017. – № 5. – С. 87-100.
9. Кулянина, У.И., Романов, Н.Н. Религиозно-нравственное воспитание русских воинов православного вероисповедания в конце XIX − начале XX вв. [Текст] // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. – 2021. – № 4(49). – С. 92-97.
10. Осташкин, В.Н., Собина, В.А., Шутько, Д.В. Реализация потенциала религии в воспитании военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации [Текст] // Известия Российской Академии Образования. – 2021. – № 3(55). – С. 129-139.
11. Суровцев, А.И. Комплектование военного духовенства: традиции и современность [Текст] // Военный академический журнал. – 2021. – № 4(32). – С. 84-92.
12. Суровцев, А.И. Организация взаимодействия с религиозными объединениями и работа с верующими военнослужащими в Вооруженных силах Российской Федерации: опыт, проблемы, пути решения [Текст] // Военный академический журнал. – 2020. – № 3. – С. 86-95.