В представленном исследовании проведем рассмотрение интеллектуальных транспортных систем (сокращенно ИТС). Они будут рассматриваться как ИИ (информационно-измерительный), а также УК (управляющий комплекс), которые способны обеспечить решение проблем по мониторингу и адаптивному управлению ТС (транспортные средства).
Данные ИИ и УК ставят перед собой цели, выполнение которых позволит увеличить эффективность и безопасность, организуя дорожное движение. Интеллектуальные транспортные системы, различаются с прочими методами управления движением [1] на дорогах тем, что они с высокой точностью найти место, где находится ТС. Также они способны выбрать наилучший путь передвижения, учитывая ограничения по скорости, бортовые условия, в каком состоянии находится груз и прочее. Эти достоинства достигнуты из-за того, что активные элементы интеллектуально взаимодействуют с транспортной системой, а также с ИИ и УК, которые обеспечивают увеличение производительности перемещения ТС, уменьшают затраты, повышают безопасность [2] при движении ТС.
Интеллектуальный вид поведения, который определяется по активным элементам ТС, способных изменить свое состояние. Это следствие того, что у них есть нормативные поведенческие модели с каналом, обеспечивающим обратную связь, где обрабатываются данные. Они представляются как совокупность средств измерения, а также субъектов, осуществляющих транспортную деятельность.
При помощи этой системы производится мониторинг по любому ТС. Это дает возможность определить в режиме реального времени, выявить предполагаемый уход от маршрута, устранить ошибочные действия и неправильное поведение водителей.
Актуальные данные смогут увеличить качественность техобслуживания ТС, поскольку все поломки будут устраняться за очень короткий срок. В восьмидесятые годы двадцатого века, страны Азии и в особенности Соединенные Штаты Америки, поступательно и в активном режиме занимаются разработкой интеллектуальных транспортных систем, как основного курса в создании стратегии транспортной системы.
Наибольших успехов в этой сфере добилась Япония, занимающая в ней лидирующие позиции. В начале семидесятых годов двадцатого века, японские разработчики в сфере автотранспорта, начали реализовывать свою систему, которая способна в комплексе решить основные проблемы по интеллектуальному управлению ТС.
Данные исследования составили основу программы названной "Стратегия формирования интеллектуальных транспортных систем Японии", которую ввели в работу в 2003 году. Минтранс Соединенных Штатов Америки принял несколько программ национального масштаба, и на них основано формирование интеллектуальной транспортной системы. Стратегически, развитие интеллектуальных транспортных систем Соединенных Штатов Америки, включает разработку всех планирующих уровней. Для этого создали систему национальной документации, и она всегда обновляется. Оценка положительных результатов при вводе в работу российской интеллектуальной транспортной системы, будет проводиться как на глобальном, макроэкономическом уровне, так и на микроэкономике. Учитывая эффект от ее работы по корпоративным клиентам, и отдельных потребителей. Повышение эффекта при использовании транспортной системы на уровне микроэкономики, обусловлено наличием определенных возможностей.
Во-первых, это увеличение качественности услуг в транспортной сфере, включающие в себя такие вопросы как: создание наилучших путей передвижения ТС, учитывающих то, в каком состоянии находится дорожное движение, например, есть ли пробки, заторы в разных частях сети транспорта; должны быть обеспечены условия для того, чтобы строго выполнялся график передвижения, сократилось время появления при вызове. Это позволит уменьшить временные затраты пассажиров при поездке на всех видах ТС; должен быть обеспечен контроль при исполнении заказа при осуществлении перевозок пассажиров, поставке различных товаров, вывозя отходы и мусор и прочее. Это повысит оборот ТС, снижает издержки эксплуатации, из-за контроля топливных расходов, и уменьшения рисков страхования; наличие возможности для пассажиров по выбору оптимального маршрута, учитывая графики по которым перемещается общественный транспорт, с минимальным временем по ожиданию при пересадках, учитывая также ситуацию на дорогах интенсивность движения на них; осуществление управления потоками транспорта, чтобы увеличить частоту перевозок, повышая способность к пропуску городской сети транспорта, создания информационной системы по предупреждению в зависимости от ситуаций на дорогах.
Для исполнения наибольшего объема по услугам транспортировки, затратив при этом минимум средств, людям, руководящим транспортными предприятиями нужна, актуальная информация о том, как функционирует их автопарк. Например, если оптимизировать сеть маршрутов, то это приведет к тому, что холостой пробег будет сведен к минимуму. А организовав плановое техническое обслуживание и ремонт транспорта, можно добиться баланса по загрузке ТС.
Большое значение в эффективной работе транспорта имеет хорошая трудовая дисциплина среди водителей [3, 4], а также прочих работников предприятия. Для этого, интеллектуальная транспортная система должна выполнять такие действия как: быстро определять нарушения, которые допускают водители, формировать условия для того, чтобы предупреждать нарушения. Для быстрого определения нарушений нужно обеспечить исполнение таких действий как [5]:
Определить факты, свидетельствующие о нарушении ПДД, умышленных злоупотреблений, которые совершаются для личной корысти;
Быстрое, всеобъемлющее и правильное определение того похищалось ли топливо, перевозились ли «левые» грузы» и пассажиры, осуществление погрузочных и разгрузочных мероприятий в не предназначенных для этого местах.
Кроме того, чтобы сформировать условия, позволяющие предупреждать предполагаемые нарушения, необходимо выполнить такие действия как:
Информировать водителей о разных напряженных ситуациях, возникающих при дорожном движении;
Предупреждать о том, что водители должны быть внимательны, в соответствии с прогнозом по текущим условиям движения по дорогам;
Предоставлять информацию руководству транспортных компаний, если водители нарушили ПДД, совершили умышленные злоупотребления для личной корысти;
Быстро передавать данные оперативным службам, если произошло дорожно – транспортное происшествие, а также при прочих негативных ситуациях.
Интеллектуальные транспортные системы предлагают ряд преимуществ, таких как повышение безопасности, снижение загруженности дорог, улучшение эффективности движения и сокращение негативного воздействия на окружающую среду. Однако, несмотря на это, существуют ряд проблем, но для решения их требуется сотрудничества между правительственными органами, технологическими компаниями и общественностью.
Список литературы:
1. Солодкий Александр Иванович Развитие интеллектуальных транспортных систем в россии: проблемы и пути их решения. новый этап // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2020. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-intellektualnyh-transportnyh-sistem-v-rossii-problemy-i-puti-ih-resheniya-novyy-etap (дата обращения: 03.11.2023).
2. Галенко Л. А., Николаева Р. В. Интеллектуальные транспортные системы-решение транспортных проблем //Техника и технология транспорта. – 2017. – №. 3. – С. 12-12.
3. Жанказиев С. В., Воробьев А. И., Морозов Д. Ю. Тенденции развития автономных интеллектуальных транспортных систем в России //Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике. – 2016. – №. 5 (66). – С. 26-28.
4. Львович Я. Е., Преображенский А. П., Аветисян Т. В. Оптимизация и прогнозирование состояния в транспортных системах //International Journal of Advanced Studies. – 2022. – Т. 12. – №. 3. – С. 109-124.
5. Белешев Д. А. Перспективные разработки в области интеллектуальных транспортных систем // Всероссийская межвузовская конференция «Магистерские слушания». Секция «Технология транспортных процессов». СПб.: СПбГАСУ, 2017. С. 17-22.