ДЫХАНИЕ И ВЫНОСЛИВОСТЬ В ХОРЕОГРАФИИ (КУРСОВАЯ РАБОТА) - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

ДЫХАНИЕ И ВЫНОСЛИВОСТЬ В ХОРЕОГРАФИИ (КУРСОВАЯ РАБОТА)

Захарова В.М. 1, Есина В.А. 1
1ОГБПОУ "Ульяновский колледж культуры и искусства"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Понятие искусство в своей целостности очень широкое и необъятное - это отражение действительности в образах. Искусство танца - это филигранная передача образа посредством движений тела.

Хореография очень многогранное искусство, которое сочетает в себе не только танец, но и мимику. В процессе хореографии формируется способность передавать движениями тела определённые эмоциональные образы, чувства, страдания переживания, настроения.

Хореография - это не просто искусство, это жизнь, и как жизнь она сложна и интересна, ставит иногда, кажется не предсказуемые задачи, но в тоже время воспитывает и укрепляет терпение, трудолюбие, дисциплину, самоотдачу и многое другое. Это то искусство, которое не терпит прерывания, стоит только остановиться, и уже сложно вернутся на прежний уровень. Хореографии необходимо уделять массу усилий и душевных сил. Несмотря на все сложности в своем воплощении, танцы дарят прекрасное ощущение свободы, гибкости, грациозности.

Для исполнителя в хореографии главным инструментом творчества и самовыражения служит его тело, тонкие и очень сложные двигательные навыки, которого развивает и тренирует система хореографического образования. Это требует предельно высокой работоспособности организма, для достижения которой необходима мобилизация всех систем организма, в том числе и дыхательной.

Актуальность темы. Хореография - это искусство, которое обладает неисчерпаемыми возможностями и отражает в себе полноценное эстетическое совершенство. Хореография, сочетает в себе гармоничность духовного и физического развития. Все это, неразрывно связанно с внесение глубокого дыхания в правильные фазы движений которое позволяет придать танцу естественную пластику.

Объект исследования – понятия Дыхание и Выносливость.

Предмет исследования – дыхание и выносливость в хореографии.

Цель курсовой работы: изучить особенности дыхания и выносливости в хореографии и роль дыхательной гимнастики в хореографии.

Для успешного достижения цели мною был поставлен ряд задач:

- Дать общее понятие, что такое дыхание и выносливость;

- Выяснить роль дыхания и выносливости в хореографии;

- Изучить дыхательные практики в хореографии;

- Изучить способы развития выносливости;

Структура курсовой работы состоит из содержания, двух глав, заключения, приложений, списка использованных источников, состоящих из наименований.

ГЛАВА I. ДЫХАНИЕ И ВЫНОСЛИВОСТЬ В ХОРЕОГРАФИИ

1.1 Что такое дыхание? Дыхательная система

Одной из важнейших функций организма является дыхание, которое наряду с движением, умственной деятельностью, мышлением, пищеварением обеспечивает нормальную жизнедеятельность организма. Основная функция дыхания - насыщение клеток организма кислородом. Этот составной элемент воздуха является жизненно необходимым для нормального функционирования организма человека, как в покое, так и в движении. В силу бессознательности дыхания, мы недооцениваем значение, которое оно имеет в жизнедеятельности человека, а особенно при выполнении активных физических упражнений.

Правильное дыхание - основа обменных процессов, происходящих в организме человека. При поверхностном и частом дыхании в легкие попадает лишь половина вдыхаемого воздуха. Для постоянного обновления легочной атмосферы этого недостаточно, а в сочетании с физической нагрузкой это может привести к отрицательным последствиям: нарушениям сердечного ритма, скачкам артериального давления, головокружению, кратковременной потере сознания. При выполнении физических упражнений в сочетании с неправильным дыханием ухудшается снабжение крови и клеток кислородом, повышается утомляемость, появляются боли в боку. Наиболее эффективное дыхание - дыхание животом (диафрагмой), то есть нижней, наиболее объемной, частью легких. Во время занятий физическими упражнениями старайтесь дышать носом. Таким образом, воздух успевает согреться и увлажниться перед тем, как поступить в легкие. Часто, когда мы дышим ртом, воздух сразу попадает в носоглотку, что может привести к тому, что пыль и микробы частично осядут на миндалинах, и частично проникнут в трахею и бронхи. Загрязнение и переохлаждение дыхательных путей нередко вызывают простудные и инфекционные заболевания, которые негативно могут отразиться на состоянии здоровья и достижении спортивных результатов. Необходимо знать и помнить, что для каждого вида физических нагрузок есть свой тип дыхания. Техника правильного дыхания помогает улучшить качество тренировки органов и систем организма. В процессе дыхания кислород направляется в те области организма, которые испытывают нагрузку, вследствие чего в них ускоряется обмен веществ, жир сгорает и отдает энергию организму. Дыхание играет важную роль при выполнении физических упражнений при занятиях спортом и танцами.

Органами дыхания являются: наружный нос, полость носа с околоносовыми пазухами, глотка, гортань, трахея, бронхи, лёгкие.

Дыхательные пути обеспечивают связи окружающей среды с главными органами дыхательной системы - лёгкими. Лёгкие расположены в грудной полости в окружении костей и мышц грудной клетки. Газообмен осуществляется в альвеолах лёгких, и в норме направлен на захват из вдыхаемого воздуха кислорода и выделение во внешнюю среду образованного в организме углекислого газа. Обычный спокойный вдох связан с деятельностью мышц диафрагмы и наружных межрёберных мышц. При вдохе диафрагма опускается, рёбра поднимаются, расстояние между ними увеличивается. Обычный спокойный выдох происходит в большой степени пассивно, при этом активно работают внутренние межрёберные мышцы и некоторые мышцы живота. При выдохе диафрагма поднимается, рёбра перемещаются вниз, расстояние между ними уменьшается. У человека 2 лёгких: правое и левое. Правое делится на 3 доли (верхняя, средняя, нижняя) с помощью горизонтальной и косой щелей, в то время как левое - лишь на 2 (верхняя и нижняя доли).

Что такое правильная техника дыхания? Дыхание процесс бессознательный. Про дыхание вспоминают только тогда, когда начинают задыхаться. Вот и получается, что на занятия дети непроизвольно переносят тот способ дыхания, который обычно практикуют в состоянии полного физического покоя. Пронаблюдав за ребенком, когда он смотрит телевизор, можно заметить, что при вдохе у него вздымается грудь. Это так называемое грудное дыхание, при котором организм расходует минимум своих сил. Когда человек дышит грудью, вдох поневоле получается неглубоким, поскольку воздух циркулирует только в верхней части легких. Такое дыхание называется поверхностным. А поверхностное дыхание - враг любого танца и причина быстрой усталости.

На занятиях хореографией дети продолжают по привычке дышать грудью. В итоге легкие работают едва ли на треть своего потенциального объема. Понятно, что такое дыхание почти сразу создает дефицит энергии, поскольку организму отчаянно не хватает кислорода. В ответ организм пытается сделать дыхание более частым – ускоряет сердечный ритм. В итоге пульс учащается. А все это - стресс для организма.

Правильное дыхание - основа любого танца. Особенно, если это танец с хорошей физической нагрузкой.

Кислород необходим нашим клеткам и затруднения при поступлении его в организм приводят к самым негативным последствиям.

Умение дышать животом, необходимо довести до автоматизма. Под нагрузкой думать о дыхании некогда. Это первый шаг на пути к правильному дыханию. Далее нужно научиться соизмерять дыхание с движением.

Если сделать глубокий вдох и выдох носом, а затем открытым ртом, можно заметить, что дыхание носом более глубокое и полное. Когда человек в опасности, он открывает рот! Это неглубокое дыхание, и воздух достигает только верхних долей легких. Такое дыхание прекрасно подходит для анаэробных упражнений или спринта, но не для танца.

Носовое дыхание глубже, медленнее, и благодаря ему кислород поступает в нижние доли легких. Это глубокое дыхание замедляет сердечный ритм, помогает доставить мозгу и мышцам больший объем кислорода, понижает тревогу и улучшает концентрацию.

Также носовое дыхание можно попрактиковать и в другое, свободное от физической деятельности время. Чем больше дышать носом, тем легче и естественнее становится это делать. Нужно стараться увеличивать время выдоха и выдыхать из легких весь воздух без остатка. Это обеспечит поступление большего объема свежего, насыщенного кислородом воздуха.

Ошибка частого дыхания именно в том, что при выдохе в легких остается много «отработанного» воздуха. Логическая цепочка очевидна: неглубокий выдох сопровождает последующий вдох, кислород которого смешивается со «старым» воздухом. Кровь разносит по организму меньший объем полезного кислорода и дышать приходится чаще.

Дыхание танцора - процесс ритмичный и медленный, подразумевающий грамотный выдох, который избавляет легкие от ненужного «отработанного» воздуха.

1.2 Дыхание в хореографии

Дыхание - настолько естественный для нас процесс, что чаще всего мы даже не замечаем, как дышим. Но стоит только перекрыть кислород - жизнь замедляется. Не меньшую роль дыхание играет во время тренировки и выступлений: ведь если научиться управлять своим дыханием, то можно значительно облегчить нагрузку.

Когда очень серьезно на чем-то сосредотачиваетесь, то напрягаете мышцы, и ваша «автоматическая» система дыхания перестает работать. Но дыхание настолько важно для качества танца, что пускать его на самотек ни в коем случае нельзя. Лучшие танцоры дышат полностью осознанно, и считают дыхание частью танцевальной техники. Танцоры советуют во время тренировки дышать шумно, заметно, полной грудью, чтобы научиться управлять своим дыханием во время танца. На разминке, во время которой расширяются кровеносные сосуды в теле, необходимо уделять не менее пяти минут. В это время необходимо медленно и глубоко дышать носом. Глубокое дыхание поможет расширить сосуды и снабдить мышцы кислородом для предстоящей тяжелой работы. Мозг составляет только 2% от общей массы тела, но он потребляет 20% всего кислорода, который оно использует! Не удивительно, что во время активного движения в напряженном состоянии не получается нормально думать. Во время танца в человеческом теле рождается множество важных реакций. Они заставляют человека действовать в режиме «сражайся или беги».

Во время движения тела человека в танце происходит:

- Ускорение сердечного ритма;

- Выброс адреналина;

- Потоотделение;

- Мышечное напряжение;

- Неглубокое дыхание или его задержка.

Важно сформировать в себе привычку дышать только через нос. Глубокое носовое дыхание идеально подходит для движений, так как обеспечивает наилучшую вентиляцию легких. Красивая и пластичная координация движений немыслима без грамотного дыхания через нос. Если включить контроль дыхания в танцевальную технику, результат не заставит себя долго ждать. В условиях танцевальных па интенсивной частоты начнется нехватка воздуха. Достаточно лишь научиться, не только глубоко вдыхать, но и выдыхать полностью.

1.3 Что такое выносливость? Виды выносливости

Выносливость - это способность организма противостоять утомлению во время физической активности. Она измеряется временем, на протяжении которого мышцы могут выполнять ту или иную задачу. Выносливость можно повысить через физическую подготовку. Различают общую и специальную физическую подготовку (СФП). Главное предназначение занятий по физической подготовке в танцах - развитие тела для достижения высокого качества исполнения, но в то же время, именно эти занятия позволяют сохранить здоровье занимающихся. Ведь укрепленные мышцы ног, корпуса и рук помогают держать суставы в нужном положении, а эластичные связки и сухожилия сложнее травмировать.

Специальная физическая подготовка (СФП) направлена на развитие физических способностей, специфичных для хореографии. СФП должна состоять из упражнений, возможно более схожих по амплитуде движений, характеру и величине мышечных усилий, нагрузке на сердечно-сосудистую систему и дыхательную систему.

Виды выносливости

Общая выносливость - это способность продолжительное время выполнять физическую работу, вовлекающую в действие многие мышечные группы. Общая выносливость служит основой специальной выносливости, без нее невозможно эффективно развивать ни один из видов специальной. Не случайно у всех танцоров высокого класса хорошая общая выносливость.

Специальная выносливость - это способность к длительному и эффективному исполнению в танце. Она связана с рациональностью, экономичностью техники. Особенно важно для спортсмена уметь продолжать работу при усталости благодаря силе воли.

К специальной выносливости относятся:
• силовая выносливость
• скоростная выносливость
• координационная выносливость,
• прыжковая выносливость.

Для танцоров особенно важна специальная силовая выносливость. Она помогает длительно поддерживать напряжение мышц, сохраняя эффективность движений.

Динамическая разновидность этого типа выносливости обеспечивает поддержание скорости, взрывного характера и силы движений в течение всего танца.

Статическая силовая выносливость помогает длительно поддерживать напряжение мышц, что важно для постоянного удержания красивых линий в танце. Каждый танцор должен знать, как развивать выносливость и какой она бывает.

Стойкость организма к нагрузкам делится на два вида:

1. Общая выносливость, или как ее еще называют - аэробная. Выражается в способности организма выполнять среднюю по интенсивности работу на протяжении долгого времени;

2. Специальная (специфическая) выносливость.Она характеризует способность человеческого организма выполнять специфический вид работ в определенном виде спорта, с заданной интенсивностью, на протяжении длительного времени.

Специальная выносливость подразделяется на три подвида:

1.Скоростная. Она выражается промежутком времени, за который человек может выполнять те или иные действия с должным уровнем темпа и скорости.

2.Координационная. Речь идет о стойкости организма к двигательной активности, которая сопровождается выполнением различных технико-тактических действий.

3.Силовая. Этот вид отражает способность организма выдерживать физические нагрузки, не теряя своей эффективности.

Как развить выносливость, методы. Чтобы развить аэробную выносливость, нужно заниматься циклическими упражнениями. При этом все группы мышц должны быть в какой-то степени задействованы в работу. Здесь на помощь приходят такие виды физической активности, как ходьба, плавание, езда на велосипеде, лыжный спорт и даже простая рубка дров.

Для развития специфических видов выносливости нужны, как правило, соревновательные упражнения. Итак, рассмотрим основные методы, которые применяются для решения этого вопроса:

  • Метод равномерного характера. Метод подразумевает непрерывную работу с соблюдением постоянной скорости, ритма и амплитуды.

  • Переменный метод. Здесь происходит последовательная смена нагрузки, скорости, или амплитуды.

  • Метод повторов. В этом случае упражнение выполняется очень быстро (до 20 секунд), затем последует отдых и вновь нагрузка.

  • Круговой метод. То же самое, что и прошлый пункт, только в каждом новом подходе делается новое упражнение.

  • Игровой метод. Выносливость развивается в процессе своеобразной игры. Вместе с ней тренируется также контроль эмоций.

  • Соревновательный метод. Подразумевает выполнение тех или иных упражнений в форме состязаний.

1.4 Выносливость в хореографии

Хореография очень многогранное искусство, оно формирует способность способности передавать в движении определённые музыкальные образы, чувства, переживания, настроения. Несмотря на все сложности своего воплощения, она дарит прекрасное ощущение свободы, грациозности, полета. Такая физическая нагрузка не может быть не связана со здоровьем артиста. Для исполнителя в хореографии главным инструментом творчества и самовыражения служит его тело, тончайшие и очень сложные двигательные навыки, которого развивает и тренирует система хореографического образования. Это требует предельно высокой работоспособности, для достижения которой необходима мобилизация всех систем организма, в том числе и дыхательной.

Особенная важность дыхания распространяется на все навыки в хореографии, оно помогает, и расслабиться, и выполнить все движения на высоком уровне. Сформированные дыхательные привычки не только улучшают выносливость организма, но и способствуют развитию танцевальных навыков. Внесение глубокого дыхания в правильные фазы движений позволяет придать танцу естественную пластику.

Люди, у которых развита выносливость, добиваются больших успехов в танцах и спорте, гораздо лучше чувствуют себя в обыденной жизни.

Выносливость дает танцору возможность совершать точные и контролируемые движения в течение длительного времени, способность бороться с утомлением. Она зависит от совершенства техники, умения выполнять движения свободно, экономно, без излишних энергетических затрат, от уровня развития быстроты, силы, а также волевых качеств.

Вывод по I главе. Занятия физической подготовкой необходимы каждому танцору, который стремится добиться высоких результатов. Ведь чем лучше развито тело, тем выше понимание одного и того же движения.

ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ И ВЫНОСЛИВОСТИ

2.1 Дыхательные упражнения Стрельниковой

Дыхательная гимнастика особенно важна для подготовки детей к занятиям хореографией. Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой. Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет от многих болезней. Дыхательная гимнастика развивает ещё слабую дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма и имеет ряд преимуществ. Она основана на носовом дыхании. Поэтому не случайно йоги (люди, практикующие йогу) предупреждают: если дети не будут дышать через нос, то не получат достаточно умственного развития, так как носовое дыхание стимулирует нервные окончания всех органов, находящиеся в носоглотке.

Хотя многие знают, что упражнения для дыхания полезны, мало кто их использует на занятиях танцами. А ведь такие упражнения как минимум увеличивают выносливость, оказывают положительное влияние на сердечно-сосудистую систему. Многие дыхательные техники существенно отличаются друг от друга, но все техники хороши, просто существуют разные пути к достижению одних целей. Одним из таких видов гимнастик является гимнастика Стрельниковой А.Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой - уникальный метод естественного оздоровления всего организма, отличающийся от всех других дыхательных техник тем, что шумный, короткий (как хлопок) вдох носом делается во время движений, сжимающих грудную клетку, а не раскрывающих ее, как рекомендовалось до Стрельниковой. За счет этого тренируется внутренняя, скрытая от нас мускулатура органов дыхания.

Александра Николаевна Стрельникова - педагог, которая работала в свое время со многими московскими театрами. Занималась постановкой голосов актерам, дикторам и вокалистам. Гимнастика А.Н. Стрельниковой - единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку. Упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, бедерный пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д.) и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде.

Так как все упражнения выполняются одновременно с коротким и резким вдохом через нос (при абсолютно пассивном выдохе), это усиливает внутреннее тканевое дыхание и повышает усвояемость кислорода тканями, а также раздражает ту обширную зону рецепторов на слизистой оболочке носа, которая обеспечивает рефлекторную связь полости носа почти со всеми органами. Вот почему эта дыхательная гимнастика имеет такой необыкновенно широкий спектр воздействия, помогает при массе различных заболеваний органов и систем.

Суть методики Стрельниковой в ежесекундном резком вдохе через нос, который сопровождается рядом упражнений. Такой вдох должен быть активным, сильным и шумным. Выдох - незаметный, происходит сам по себе.

Необходимый ряд правил методики:

  • Плечи с каждым вдохом двигаются не вверх, а вниз.

  • Ноздри должны смыкаться так, как будто на них нажимают. Они должны вас слушаться и быть под контролем.

  • Гимнастику следует проводить до тех пор, пока она не станет утомлять.

При первом занятии упражнения следует выполнять на 4, 8 или 16 резких вдохов. Отдых между упражнениями – 2- 4 секунды.

Вход только через нос, выход очень пассивен, в отличие от описанной выше методики йогов, где наблюдается выход очень активный и осуществляется через рот. В данной методике шумный выдох является недопустимым. Дыхание в данном случае способствует увеличению объема легких, что является положительным моментом и отражается на выносливости.

И методика Стрельниковой и метод йогов имеют место быть в хореографии. И, конечно же, существует разница, у йогов форсируется выдох, а у Стрельниковой соответственно вдох. На основе этого и выбирается дыхательное упражнение, исходя из танцевального движения.

На начальном этапе сложно сконцентрироваться на дыхании в процессе танца, в связи с этим целесообразным является поэтапное внедрение дыхательных технологий. Еще одной особенностью является подключение так называемого брюшного дыхания к грудному дыханию, эта особенность присутствует во многих дыхательных практиках. Чаще всего люди используют только грудное дыхание, тогда как подключение брюшной стенки и диафрагмы к дыхательному процессу дает более интенсивное дыхание.

Методика положительно действует на все обменные функции организма, кровоснабжение органов и систем, помогает восстановить нарушенное дыхание и укрепить сосуды. (Приложение 2)

№1- Ладошки

Встаете прямо, сгибаете руки в локтях, ладонями вперед. Выполняете ритмичные вдохи носом (4 подряд), сжимая ладони в кулак. Опускаете руки, отдыхаете 4 секунды. Выдыхаете свободно ртом. 24 подхода в любой позе (лежа, стоя или сидя). При трудностях увеличиваете отдых до 10 секунд.

№ 2 - Погончики

Стоите прямо, руки прижимаете к животу, сжав кулаки. Вдыхая, резко толкаете кулаки вниз, напрягая плечи. Возвращаете руки назад до уровня пояса, расслабляете плечи на выдохе. 8 вдохов – пауза 4 сек. (12 х 8).

№ 3 - Насос

Стойка прямо, ноги на расстоянии уже плеч, руки опущены вдоль тела. Исполняете маленький наклон вперед (спина округленная, голова опущена), тянете руки к полу, не доставая его. Вдох одновременно с наклоном. Затем выдыхаете, выпрямляясь не до конца. Темп наклонов – от 100 в минуту. (12 х 8). При последствиях травм головы или спины наклоняетесь не сильно.

№ 4 - Кошка

Встаете прямо, ноги на расстоянии уже плеч. Чуть-чуть присядьте, поворачиваясь вправо и выполняя резкий вдох. Возвращаетесь в первоначальное положение. Повторяете движение влево. Колени слегка согнуты, руки выполняют хватающие движения. Спину держите прямо, поворачиваетесь в талии.

№ 5 - Обнять плечи

В положении стоя сгибаете руки в локтях и поднимаете на уровень плеч. Выполняете резкий вдох, обнимая себя за плечи, не скрещивая руки. (12 х 8). Если тяжело, исполняете по 4 движения.

№ 6 - Большой маятник

Стоите прямо, ноги расставлены уже плеч. Наклоняетесь вперед, потянув руки к полу и выполняя вдох. Затем возвращаетесь назад, обнимаете руками плечи и снова вдыхаете. (12 х 8). Возможно исполнение сидя. При болезнях позвоночника назад нельзя прогибаться.

№ 7 - Повороты головой

Стойка прямо, ноги уже плеч. Поворачиваете голову вправо – вдох, влево – вдох. Выдох между вдохами. (12 х 8)

№ 8 - Ушки

Встаете прямо, ноги уже, чем плечи. Наклоняете голову вправо, касаясь ухом плеча, – вдох, голова влево – вдох. Выдох между вдохами.(12х8).

№ 9 - Маятник головой

Стоите прямо, ноги уже, чем плечи. Наклоняете голову вперед, глядя в пол, – вдох, назад (глядя вверх) – вдох. Выдох между вдохами. (12 х 8).

№ 10 - Перекаты

Встаете ровно, левая нога – вперед, правая – назад. Переносите вес тела на левую ногу, правую сгибаете и ставите на носочек. Приседаете на левой ноге при сильном вдохе. Выпрямляете ногу и переносите вес на правую. Приседаете на правой ноге, вдохнув. (12 х 8).

№ 11 - Шаги

Шаг передний. Стойка прямо, ноги на расстоянии уже плеч. Поднимаете левую ногу, согнув ее в коленке, до живота (носок тянется вниз). Приседаете на правой ноге при шумном вдохе. Принимаете исходное положение. Повторяете с другой ногой. 8 раз по 8 вдохов. Шаг задний. Сгибаете левую ногу в колене, доставая пяткой ягодицы. Приседаете на правой ноге, сделав вдох. Повторяете другой ногой. 4 раза по 8 вдохов. При травмах конечностей, тромбофлебитах, сердечных болезнях ноги поднимаете невысоко, делаете паузу по 10 секунд.

Многие профессиональные танцовщики и артисты в своей хореографической деятельности не используют полные возможности правильно дыхания, так как оно не вырабатывается автоматически, над ним нужно постоянно работать. Данный процесс является сложным, так же как и любой процесс трудоемким. Он требует своего особого изучения, осмысления и значительных временных ресурсов.

Хореография в своей целостности требует от исполнителя огромного физического напряжения, оно начинается с самых азов и продолжается весь период обучения. От физической подготовки будет зависеть, насколько легко будет артисту выступать на сцене и раскрывать необходимые сценические образы. Как бороться с переутомлением в работе исполнителей, задумывались давно. И впоследствии утверждали, что педагог – хореограф должен во время занятий четко рассчитывать нагрузку, тем самым способствовать развитию выносливости. Организм должен срабатывать и стойко переносить переутомление, тем самым, способствуя закаливанию и давая дополнительную возможность накапливать скрытые ресурсы для постепенного увеличения нагрузок.

В свое время Попова Елена Яковлевна (концертмейстер в Московском хореографическом училище) ежедневно наблюдая за занятиями юных балерин, пришла к пониманию важности и огромной пользы правильной системы дыхания, особенно для артистов балета. Попова по своей инициативе организовала в хореографическом училище дополнительные, внеурочные занятия по системе правильного дыхания для всех желающих. Это было революцией в области хореографии. Зная, как снимает утомление диафрагмальное дыхание с длинным выдохом, она не могла спокойно смотреть на облитых потом, переутомленных детей, идущих с уроков танца. Попова начала учить студентов не только музыке, но и правильному дыханию.

Дыхание, которое дает человеку отдых, снимает физический стресс, не допускает переутомления, состоит из трех фаз: выдоха, паузы и вдоха. При неконтролируемой физической нагрузке одышка, чрезмерная потливость вызываются избытком углекислоты в организме из-за активного забора воздуха, гипервентиляции легких и недостаточного выдоха углекислоты, накапливающейся в организме. Длинный упругий выдох хорошо очищает от углекислоты легочные пузырьки, вдох же после паузы заполняет их достаточным количеством кислорода. При этом сердце работает лучше, и организм человека значительно меньше утомляется. Отсюда можно сделать вывод, что при тренировках очень важно учиться длинному ровному выдоху через рот. Вдох должен быть через нос, непроизвольным, руководить им не следует. Дыхание - диафрагмальное.

Залогом успеха всегда являются занятия, непрерывные тренировки. Тренировки тончайших двигательных навыков, которые используются в процессе обучения хореографии. Все это напрямую связанно с физиологическими функциями человеческого организма: кровообращением, дыханием, нервно-мышечной деятельности. Долгое время резервные физиологические силы, заключающиеся в работе органов дыхания, использовались только интуитивно и, можно сказать, в недостаточной степени.

Дыхание один из основных физиологических процессов живого организма, и совершается этот процесс в основном автоматически, рефлекторно. Иногда артисты задерживают дыхание, «забывают» дышать. Это особенно опасно при физических нагрузках, когда организму необходим интенсивный приток кислорода. У людей с нетренированным дыханием под влиянием волнения и различных эмоций ритмичность и нормальная частота дыхания легко нарушается: дыхание становится учащённым.

Правильная организация процесса дыхания позволяет открыть значительные физиологические силы организма, уменьшает напряжение мышц, улучшает снабжение организма кислородом во время колоссальных нагрузок, повышает выносливость и работоспособность организма.

2.2 Упражнения на выносливость в хореографии

Во время одного танца продолжительностью 1,5-3 минуты танцоры испытывают такие же нагрузки, как велосипедисты, пловцы или бегуны за такое же время. Без отличного состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем достигнуть значительных успехов сегодня сложно.

Многие танцоры занимаются ежедневно по несколько часов. Эффективно тренироваться с такими нагрузками невозможно, поскольку усталость снижает концентрацию внимания и точно выполнять мелкие движения становится сложнее.

Среди лучших упражнений для укрепления организма можно выделить следующие:

1. Медленный, но длительный кросс. Его продолжительность может достигать двух часов.

2. Быстрый бег на менее длинные дистанции.

3. Чередование ходьбы и бега на протяжении нескольких часов.

4. Медленное, но продолжительное плавание.

5. Игра в футбол или баскетбол.

6. Бег на лыжах на дистанции до 15 км.

7. Прыжки со скакалкой сериями. Серия может длиться до минуты, а отдых между сериями - 2-3 минуты.

8. Езда на велосипеде в размеренном темпе на длинные дистанции.

9. Силовая гимнастика. (Приложение 3)

Как можно заметить, виды спорта, развивающие выносливость, довольно разнообразны. Поэтому каждый может подобрать для себя наиболее подходящий вариант. Отговорки здесь точно будут неуместны. Тем более что спорт, развивающий выносливость, абсолютно доступен для всех.

Правила выполнения упражнений

1. Постепенное возрастание нагрузки. В процессе занятий организм постепенно адаптируется к большим нагрузкам.

2. Систематичность. Только если упражнения выполняются систематически, они принесут пользу организму. Необходимо строго соблюдать порядок действий и повышать нагрузку на каждом новом этапе. Не стоит забыть также про отдых.

3. Размеренность. Не забывайте, что только разумный подход позволит обезопасить сердце и сосуды от переутомления и даст желаемый результат.

Наш организм способен на многое и лучший способ в этом убедиться -

развивать стойкость к нагрузкам. Человек, у которого развита сила, ловкость, выносливость и координация, меньше болеет, всегда находится в тонусе и хорошем настроении, ведь, как известно: «В здоровом теле - здоровый дух». Такое полезное свойство спорта, как развитие неутомимости, гораздо важнее, чем накачанное тело или висящие на стене медали, ведь она подразумевает здоровье сердечно-сосудистой системы.

Вывод по II главе. Таким образом, можно сказать, что данная тема важна не только для профессиональных танцоров и спортсменов, но и для тех людей, которые всегда хотят быть здоровыми, энергичными и молодыми.

Заключение

Вопрос постановки дыхания и совершенствование выносливости в хореографии сегодня приобретает все большую актуальность. Правильная организация процесса дыхания заключает в себе огромный физиологический потенциал: уменьшает напряжение мышц, улучшает снабжение организма кислородом во время повышенных физических нагрузок, повышает, улучшает выносливость и работоспособность организма. На сегодняшний день в программе подготовки будущих танцоров такой предмет, как дыхательная гимнастика не преподается.

Но так было не всегда. Известно, что в 50-80-е годы XX века в хореографических училищах Советского Союза существовал предмет «Дыхательная гимнастика». С конца 1980-х он постепенно был исключен из программы обучения. Дольше всего (до начала 2000-х годов) эта дисциплина просуществовала в Московской государственной академии хореографии.

Дыхательная гимнастика, которая преподавалась в хореографических училищах, основывалась на системе трехфазного дыхания, разработанной в XIX веке оперным певцом Леонардом Кофлером (1837-1909). В 1910-1914 годах в этой школе занималась Ольга Георгиевна Лобанова, впоследствии ставшая первым преподавателем системы трехфазного дыхания в России. В 1930-е годы у нее было много последователей и учеников. Одна из ее учениц, Елена Яковлевна Попова, музыкант по профессии, начала преподавать правильное дыхание в Московском хореографическом училище, где работала концертмейстером. Зная, как хорошо гимнастика Л. Кофлера помогает справиться с усталостью, Елена Яковлевна организовала в училище дополнительные занятия по системе трехфазного дыхания для всех желающих. Занятия имели результат, поскольку в конце 1950-х годов дыхательная гимнастика по методу Л. Кофлера была введена в программы всех хореографических училищ страны.

Современные педагоги-хореографы говорят о необходимости вернуть дыхательную гимнастику в программу обучения танцовщиков как отдельный предмет.

Выдающийся советский артист балета, педагог отечественной хореографической школы Николай Иванович Тарасов в своей книге «Классический танец: школа мужского исполнительства» (2008г.) писал: «Очень хорошо, что в некоторых хореографических училищах изучаются основы дыхания, но преподавание этих основ еще недостаточно связано с учебными приемами и практикой танца. Поэтому хочется пожелать, чтобы в хореографических училищах преподавалось не просто дыхание, а специально разработанный курс, который можно было бы назвать, например, «Дыхание танцовщика». Правильное дыхание играет огромную роль в жизни спортсменов, танцоров, а так же в жизни людей, которые не ведут активную деятельность. Но дыхание без выносливости невозможно. Самое важное - в том, что без выносливости наличие размеренного дыхания бессмысленно и наоборот. Выносливость зависит от интенсивности поступления питательных веществ в клетки, а интенсивность - от возможностей организма их вырабатывать в зависимости от режима и длительности нагрузок. Главная рекомендация - спешить медленно. Не стоит пытаться достичь всего и сразу, надо постепенно увеличивать объем - тогда нашему организму будет комфортно. Чрезмерные нагрузки ускоряют старение, снижают защитные функции организма и ведут к проблемам с опорно-двигательным аппаратом из-за высокого риска получить травмы.

Таким образом, хореографы, работающие с детскими коллективами в системе дополнительного образования, должны обращать особое внимание на постановку правильного дыхания юных исполнителей и начиная с первых лет обучения тренировать в учениках выносливость.

Список использованных источников

1. Боброва, Г.Н. Искусство грации, - М.: «Искусство», 1986г. - 115 с.

2. Блок, Л.Д. Классический танец. История и современность. - М.: «Искусство», 1987г. - 380 с.

3. Базарова, Н. П.Азбука классического танца. - Л.: «Искусство», 1964г. - 204 с.

4. Базарова, Н. П. Классический танец. – Л.: «Искусство», 1975г. – 199 с.

5. Валукин, Е.П. Проблемы наследия в хореографическом искусстве. - М.: «Издательство ГИТИС» 1992г. – 169 с.

6. Волский, М.И. Новая концепция дыхания - М.: «Юнити-Дана», 1954г. - 288 с.

7. Вербова, З.И. Искусство упражнений - М.: «Физкультура и спорт», 1967г. - 86 с.

8. Ваганова, А.Я. Основы классического танца: Учебник. 5-е изд. - Л.: «Искусство», 1980г. - 192 с.

9. Васильева, Е.Д. Танец. Учебник для театральных вузов: учебное пособие / Васильева, Е.Д. - М.: «Искусство», 1968г. - 247 с.

10. Захаров, Р.В. Сочинение танца: Страницы педагогического опыта. - М.: «Искусство», 1989г. - 235 с.

11. Кочеткова, И.Н. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой. - М.: «Перо», 2004г. - 64 с.

12. Коннова, О.Л. Состояние сердечно-сосудистой системы и функции внешнего дыхания в процессе формирования хореографического мастерства. - М.: 2005г. - 116 с.

13. Менхин, Ю.В., Менхин А.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика. - М.: «Феникс», 2002г. - 381 с.

14. Маргазин, В.А.Лечебная физическая культура при заболеваниях сердечно-сосудистой и дыхательной систем - М.: «Высшая школа», 2015г. - 589 c.

15. Смирнов, В. М. Физиология человека: учебное пособие / В. М. Смирнов. - М.: «Медицина», 2006г. - 367 с.

16. Собинов, Б. Г. Путь к красоте - М.: «Искусство», 1964г. - 84 с.

17. Семенова, Н. А. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой в Школе здоровья Н. Семеновой «Надежда»: учебное пособие / Надежда Семенова. - М.: «Диля», 2007. - 128 c.

18. Тарасов, Н.И. Классический танец. 3-е изд. - СПб: Издательство «Лань», 2005г. - 492 с.

19. Уральская, В. И. Природа танца. - М.: «Россия», 1981г. - 110 с.

20. Физическая культура: учебное пособие / В.А. Коваленко. - М.: «АСВ», 2000г. - 343 с.

21. Филатов, С.В. «От образного слова - к выразительному движению» - М.: «Искусство», 1993г. - 45 с.

22. Чибрикова-Луговская, А.Е. Ритмика: Ходьба. Упражнения. Игры. Танцы: учебное пособие для воспитателей, музыкальных руководителей и учителей / А. Е. Чибрикова-Луговская. - М.: «Дрофа», 1998г. - 102 с.

23. Шипилина, И.М. Хореография в спорте. - М.: «Книга», 2004г. - 195 с.

24. Щетинин, М.Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. - М.: «Физкультура и спорт», 2002г. - 127 с.

25. Янаева, Н.Н. Хореография. Учебник для начальной хореографической школы. - М.: «Релиз». 2004г. - 340 с.

Просмотров работы: 270