Современный студенты-дизайнеры создают свои проекты в абстрактном компьютерном мире и каждое движение в нем можно выполнять точно и без усилий. Прогресс человечества на лицо…
…Но только не на ранних этапах творческого процесса, когда идет поиск художественного образа и сама идея ещё размыта и концепция окончательно не сформирована. Как только начинается творческий поиск надо игнорировать тягу к техническому прогрессу. Надо понимать, что такой подход создает иллюзию уверенности. Потому что уцепившись за одну или две идеи студенты начинают «наводить красоту», ковыряться в деталях, поддаваясь власти гаджета. В такие моменты студенты уходят от творческого поиска к проработке нескольких идей, причем часто не самых удачных. Компьютер торопит нас как можно раньше перейти к выравниванию пикселей, туда где всё построено на аккуратности, где всё выстраивается четко по сетке, накладывается любой материал или ярко раскрашивается и готово к применению.
С наброском, эскизом, клаузурой все по другому: его не жалко смять и выкинуть в мусорную корзину, к нему не испытываешь жалости. Именно поэтому процесс работы над проектом всегда надо начинается с черновых набросков концепции. Студенты-дизайнеры рисуют скетчи даже могут собрать черновой макет, а потом долго сидеть и размышлять о вариантах поиска и к чему он приведет в итоге. Если результат их не устраивает, то поиск образа начинается с нуля.
Перед началом разработки проекта со студентами важно оговорить заранее минимальное количество эскизов. Чтобы точнее попасть в тему проета они должны понимать и стараться охватить как можно большее количество открытых для развития вариантов. Важно научить студентов накидывать множество черновых вариантов и уже потом спокойно выбирать из них подходящее решение.
Карандашу должны дать дорогу пиксели, тогда у студентов появится больше пространства для применения критического мышления и доработки стоящего варианта до совершенства.
Карандаш это полная противоположность компьютера. Он предельно прост, быстр и сильно ограничен в функциональности, но вместе с тем дал миру миллионы отличных идей. Задача педагога - приучить студентов говорить на языке эскизов и набросков, то есть излагать свои мысли на бумаге.
Набросок это способ открыто поговорить с самим собой. Ведь идея зарисовки имеет такое свойство, как непредсказуемо меняться уже в процессе рисования. И часто нарисованное сильно отличается от того что изначально было в голове.
Зачастую педагог и студент при обсуждении наброска по разному видят конечный продукт, что говорит об интенсивности мыслительной деятельности. Быстрый неряшливый набросок может хорошо передать ваши идеи или помочь в поиске новых. И конечно, наброски это мощное средство коммуникации. Студенты-дизайнеры делится эскизами между собой и педагогом, чтобы свободно обсудить концепцию не отвлекаясь на визуал.
Все проекты студенты-дизайнеры должны начинать c карандаша и бумаги. Все последующие шаги развития проекта опираются на наброски. Не секрет же, что компьютер сдерживают поток творчества на старте, так как не дает столько свободы и возможностей для развития идеи. Набрасывая линии на бумаге, студенты концентрируемся на целом, на решении действительно важных задач в проекте. Наброски помогают выйти к решению быстрее. И секрет здесь в том, что не нужно рассматривать их как конечный продукт. На данном этапе студент и преподаватель думает вовсе не про красоту, а работу над концепцией.
Создание набросков и эскизов до того, как мы перейдем к компьютеру имеет много преимуществ.
Практика показывает, что именно движение от черновика помогает собрать максимальное количество идей. Эффективен мозговой штурм группы студентов задействованы в проекте, для отбора наилучшего из вариантов.
И конечно надо давать время на изнурительные исследования и открытия. Переходить на следующий уровень, к компьютеру, лучше только тогда, когда на текущем уровне уже совсем некуда двигаться.