Проблема обеспечения граждан доступным и достойным жильем в любой стране является одной из наиважнейших задач социально-экономической политики, и уровень, на котором эта проблема решается, непосредственно отражает заботу власти о благосостоянии граждан и общества в целом. Так как не все граждане имеют возможность самостоятельно реализовывать данную потребность, у государства появляется необходимость в реализации жилищной политики. И, как уже было сказано, что для обеспечения граждан жильем, необходимо такое направление в данной области как жилищное строительство. Именно поэтому, каждая срана реализует данное направление в рамках жилищной политики.
Практика разных стран показывает различия в формировании и реализации государственной политики жилищного строительства. Чаще всего эти различия проявляются в интенсивном вмешательстве государства в данную область или в его отсутствии.
Зарубежная практика свидетельствует, что в устойчиво развивающемся государстве на обеспечение граждан жильем расходуется не более 25 % внутреннего валового продукта. Примерно треть от этих расходов направляется на жилищное строительство, треть – на эксплуатационные и иные текущие расходы, треть – на амортизацию или оплату банковских кредитов. При этом жилищные расходы могут осуществляться по двум схемам: государство собирает больше налогов и потом дотирует жилищные расходы граждан; государство не увеличивает налоги (оставляет больше денег гражданам) и дотирует конкретные семьи при наличии особых обстоятельств. Второй способ эффективнее, так как в этом случае расходы на удовлетворение жилищных потребностей оказываются на 20–30 % ниже [2, с. 58].
Во всех странах законодательно закреплено существование социального жилья, предназначенного для предоставления на льготных условиях отдельным категориям граждан, которые в официальном порядке признаются неспособными решить свою жилищную проблему самостоятельно. К таким категориям граждан относятся семьи с низкими доходами, многодетные семьи, одинокие матери, престарелые и инвалиды. Таким образом, собственное жилье в зарубежных странах доступно только людям со средними и высокими доходами.
Государственная политика жилищного строительства в Великобритании осуществляется на основе большого массива нормативно-правовых актов, которые закрепляют права граждан на жилье, а также положения, качающиеся реализации жилищем граждан со стороны государства.
Сегодня, в Англии осуществления жилищной политики, а именно жилищного строительства в первую очередь направлено на улучшение сектора арендного жилья. То есть, в настоящее время, жилищное строительство направлено не на обеспечение граждан собственным жильем, а лишь на удовлетворение потребности в нем. Необходимость реализации такого направления возникла в связи с наличием большой очереди семей на получение социального жилья.
Основная цель данной политики заключается в обеспечении населения жильем, соответствующим его потребностям с точки зрения качества и стоимости.
Если говорить о деятельности государства по обеспечению населения доступным жильем, то основными ее направлениями являются предоставление социального жилья, а также жилищных пособий.
Ключевой функцией института социального жилья является обеспечение жильем населения с низкими доходами, более всего в нем нуждающегося.
В Великобритании распространена также система предоставления государственных жилищных пособий на арендную плату для лиц, имеющих низкий уровень доходов. Такие пособия могут покрывать арендную плату в полном объеме или частично, в зависимости от размеров доходов обратившегося за получением помощи лица и его жизненных обстоятельств.
Однако государственные жилищные пособия не предоставляются для оплаты отопления, горячего водоснабжения, электроэнергии или пищи.
Государственная политика жилищного строительства Испании реализуется на основе двух основных направлений деятельности: определение и обеспечение основной законодательной базы и принятие мер по поддержке финансирования жилья, как косвенных, посредством реализации налоговой политики, так и прямых, в виде принятия государственных жилищных планов и программ.
Начиная с середины ХХ века, правительство Испании впервые стало поощрять высокие годовые объемы жилищного строительства, чтобы объем возводимого жилья стал инструментом в арсенале экономической политики STABI 1 (политика стабилизации экономики в Испании), которая ориентировалась на строительную отрасль как основу экономики страны. Несмотря на большие проблемы в данной сфере: нехватка инвестиций, материалов и просчеты самих застройщиков, стране удалось положить начало массовому жилищному строительству – впервые в истории Испании увеличились общие объемы возводимого социального жилья, были эффективно привлечены в сферу социального строительства частные инвесторы и застройщики.
В начале XX века Испания была на подъеме экономического роста, социальных программ и активного развития городов. Страна достигла значительных успехов в жилищной политике в течение последних нескольких десятилетий, добившись одного из самых высоких процентов домовладения среди развитых стран Запада. К началу данного столетия социальные жилищные программы стали действительно охватывать широкие слои населения. В некоторые периоды 2000-х годов жилищная социальная политика сделала доступным жилье для 80% нуждающихся в нем с помощью различных финансовых приемов, которые предоставляли возможность претендовать заинтересованному населению на жилье VPO (Официальное Защищенное Жилье; Целью VPO является содействие приобретению или аренде достойного жилья с помощью системы поощрений граждан с низкими доходами).
В Испании современная схема вмешательства государства в сектор жилищного строительства и обеспечения граждан в жилье отличается от схем государственной жилищной политики иных государств, в том числе из-за разных подходов к концепции обязанностей, которые берет на себя государств. Испанская государственная жилищная политика стимулирует новое строительство с двумя целями, с одной стороны, с целью содействия позиционированию домовладения в качестве приоритетной формы землевладения, с другой – с целью стимулирования сектора недвижимости в качестве катализатора экономического роста.
На сегодняшний день, одним из последних документов, которые были разработаны в рамках жилищной политики Испании – это Государственная жилищная программа 2018-2021 гг. Политика жилищного строительства Испании в большей мере ориентирована на молодежь, пожилых людей без собственного жилья, граждан в тяжелом экономическом положении и собственников простаивающего жилья. В последнем случае речь идет о старых квартирах без ремонта, которые не пользуются популярностью в Испании [1].
Так как целью закона является защита малообеспеченных слоев населения, то для получения льгот необходимо отвечать следующим требованиям. Быть младше 35 лет или старше 65, во-первых.
Если говорить о лицах младше 35 лет, то требования, следующие:
– общий доход семьи не должен превышать три минимальные оплаты труда, то есть годовой доход должен быть менее 22558,77 евро без вычета налогов;
– ходатайствующий не может иметь в собственности другую квартиру, кроме случаев, когда жилье появилось в собственности не по его воле (наследство, развод, т.д.).
В случае с пенсионерами старше 65 лет, то у них либо не должно быть собственной квартиры, либо квартира не может превышать стоимость 100 000 евро.
В жилищной программе присутствуют различные льготы для приобретения жилья:
– льготы на аренду для молодежи:
государство может покрывать 50% стоимости от аренды квартиры. При этом квартира не должна стоить более 600 евро в месяц, в отдельных случаях до 900 евро в месяц;
можно получить и помощь от государства на покупку собственного жилья. Государство готово оплатить до 10800 евро, при этом это не должно превышать 20% от стоимости от квартиры. Одно из главных требований – прожить в этой квартире не менее пяти лет.
– помощь пенсионерам:
если собственная квартира отсутствует, то они могут воспользоваться той же помощью, что и для молодых при аренде жилья, и платить ровно половину. Условия те же самые – максимальная стоимость аренды 600 евро в месяц, длительность льготы 3 года.
если есть квартира в собственности стоимость до 100000 евро в месяц, которая не используется в качестве инвестиции. В этом случае государство готово оплатить до 200 евро в месяц в счет коммунальных платежей и на содержание жилья.
– помощь владельцам квартир: у кого есть квартира без ремонта в Испании, которую граждане хотели бы продать. В рамках новой программы они могут получить помощь для ремонта жилья. Деньги будут выделены, в том числе на улучшение энергосбережения и доступности жилья для лиц с ограниченными двигательными возможностями. От государства можно получить помощь в размере 2000 евро до 6000 евро в отдельных случаях.
Максимальная стоимость социального жилья зависит от режима защиты, к которому оно относится, от его месторасположения и времени, когда оно прошло предварительную проверку на стадии проекта.
Нужно учитывать, что на формирование окончательной стоимости социального жилья оказывают влияние такие факторы, как количество членов семьи покупателя, а также другие условия, которые может устанавливать организация, осуществляющая продажу данного жилья.
Но, несмотря на большую поддержку граждан со стороны государства в области жилищного строительства, в Испании, как во многих других государствах реализуется ипотечное кредитование по низким процентным ставкам. Лишь за последний год, в следствии нестабильно экономической системы во всем мире, процентная ставка по ипотеке была увеличена. Если в начале 2021 года они варьировались в пределах 0,8-1%, то сейчас для новых договоров составляют 1,5-2%. Это предполагает удорожание выплат на 25-30 евро в месяц и на 300-360 евро в год по сравнению с тем, что было ранее.
Итак, можно заметить, что в Испании осуществляется государственная политика жилищного строительства за счет осуществления финансовой поддержки государства и принятия нормативно-правовых актов, закрепляющих права различных категорий граждан на приобретение жилья.
Во Франции разработана хорошая юридическая база, регулирующая жилищную сферу, применяется льготное кредитование, государство активно участвует и вносит значительный вклад в сферу жилищного строительства и реконструкцию жилья. Особое внимание уделяется сектору социального жилья, которым обеспечиваются семьи с низким уровнем дохода.
Основными целями жилищной политики во Франции является развитие жилищного строительства жилья и содействие приобретению жилья в собственность населением, а также обеспечение реконструкции уже существующих жилых объектов и повышение их качества.
Для реализации данных целей жилищной политики во Франции развиваются следующие направления:
– государственное субсидирование жилья и предоставление арендного жилья;
– государственная поддержка строительного сектора, ориентированного на социальное жилье путем предоставления налоговых льгот и прямой финансовой поддержки строительных организаций;
– организация системы государственного контроля за проведением сделок аренды жилья, с целью обеспечения их прозрачности;
– обеспечение защиты арендаторов путем принятия мер по борьбе с предоставлением некачественного жилья, повышения ответственности арендодателей, не содержащих жилые помещения в должном состоянии, особенно в трущобных районах.
Что касается механизмов решения жилищной проблемы для граждан Франции, достаточно распространенным является предоставление нуждающимся на льготных условиях жилья в социальный наем. Помимо этого, активно разрабатываются и совершенствуются схемы ипотечного кредитования, основанные на выдаче субсидий на приобретение собственного жилья. Доступность ипотечной ссуды для некоторых категорий населения достигается путем снижения процентных ставок по кредиту, предоставлением прямых субсидий и налоговых скидок.
Основными видами пособий, на сегодняшний день, являются:
– пособие Aide personnalisée au logement (APL) – позволяет уменьшить стоимость аренды или сумму ежемесячных выплат по ипотеке. При принятии решения о его предоставлении учитывается довольно много критериев: доход и состав семьи, место нахождения жилья, статус занятости.
– жилищное семейное пособие Allocation de logement familiale (ALF) является финансовой помощью, предназначенной для уменьшения количества месячных выплат по аренде или ипотеке для семей с малым достатком.
– Allocation de logement sociale (ALS), на которое имеют право люди с малым достатком, по тем или иным причинам не получающие APL или ALF. Размер выплат зависит от типа жилья и состава семьи.
Ипотечное кредитование во Франции также развито, но ставки там выше, чем в Итальянских банках, и в среднем составляет около 4-5% в год.
Но, даже несмотря на существующие меры поддержки, получение социального жилья (HLM – жильё за умеренную плату) занимает много времени, а частное жилье нередко остается недоступным, несмотря на различные пособия и льготы. При этом, отмечается, что жилищное строительство, которое находится во власти органов власти, чаще всего происходит на окраине городов, в так называемых рабочих районах.
Так, анализ государственной жилищной политики Франции, позволил сделать вывод о том, что существующих мер недостаточно для большинства граждан для приобретения собственного жилья. При этом, на территории франции заметно интенсивное государственное вмешательство, но отсутствие различных государственных программ. На текущий момент, в жилищной сфере действуют отдельные законы, регулирующие возможные социальные пособия для малоимущих граждан, нуждающихся в жилье.
Жилищная политика США наиболее развита и включает как государственное, так и частное инвестирование в область жилищного строительства [3, с. 194].
На современном этапе, начиная с 1937 года, на территории США реализуется программа муниципального жилищного строительства (МЖС), направленная на обеспечение жильем малоимущих и неимущих слоев населения (пожилым и инвалидам). В отличие от России, в США домохозяйства не получают деньги на руки, жилищные пособия выплачиваются напрямую домовладельцам. Эту федеральную программу выполняют созданные местными властями управления МЖС, которые приобретают многоквартирные жилые дома, малоэтажные строения, а в некоторых случаях и односемейные дома, тремя способами:
– покупают землю, заказывают разработку проектной документации и на конкурсной основе привлекают строительную фирму, которая предложила строить спроектированный жилой дом за наименьшую цену;
– покупают новые жилые дома у частной строительной фирмы или фирмы-билдера, специализирующейся на строительстве жилья на своих земельных участках для последующей продажи;
– берут в аренду у владельца законченный строительством жилой дом и от своего имени сдают квартиры семьям с низкими доходами. Малоимущие платят за жилье не более 30% своего дохода. Если квартира обходится управлению дороже, то разница покрывается за счет правительственных дотаций.
Снимать квартиру в муниципальном доме имеют право лишь семьи с ограниченными доходами. Размер этого ограничения устанавливается местными управлениями МЖС и зависит от сложившегося в данном районе среднего размера заработной платы.
Федеральные программы в США, направленные на решение жилищной проблемы, ставят своей целью либо изменение условий предложения жилья, либо повышение спроса на него со стороны семей с низкими доходами. Можно отметить три типа таких программ. Первый тип может быть определен как жилищная помощь: это различные меры для улучшения жилищных условий и снижения себестоимости жилья для семей с низкими доходами. Второй тип – это программы поддержки усилий местной администрации по улучшению качества жилья и оживлению заброшенных микрорайонов. Третий тип – это государственная политика ограничения максимальной квартплаты [5, c. 253].
Исходя из этих программ, местные органы власти могут строить и обслуживать социальное жилье для семей с низкими доходами. Участие государства при этом осуществляется четырьмя путями:
– капитальные субсидии. Государственное жилье может строиться за счет выпуска ценных бумаг, освобожденных от налогообложения. После оплаты этих бумаг правительством жилье становится собственностью местной администрации;
– субсидии по эксплуатации жилья, покрывающие разницу между квартплатой и фактическими затратами его эксплуатации.
Эти субсидии могут быть установлены таким образом, чтобы семья платила за жилье не больше 30% своего дохода;
– субсидии на ремонт. Правительство может выделить субсидии на ремонт и обновление старых домов;
– отбор жильцов. Правительство устанавливает ограничения (сверху) дохода жильцов, которые имеют право пользоваться государственным жильем.
В качестве альтернативы строительству государственного жилья выступает субсидирование частного жилья. Для этого реализуются две возможные программы: субсидирование сдаваемого внаем нового жилья лицам с низкими доходами и субсидирование уплаты процентов при покупке домов лицам этой категории. Обе программы предусматривают субсидии домовладельцам, строящим новое жилье и сдающим его семьям с низкими доходами [4, с. 144]. Согласно первой из этих программ правительство заключает договор с частным застройщиком о строительстве жилья для семей с низкими доходами.
Таким образом, подводя итог анализу зарубежной практики реализации государственной политики жилищного строительство можно отметить, что в рассматриваемых странах с развитой экономической системой реализуется несколько направлений по поддержке граждан, нуждающихся в жилье. Однако, жилищная политика каждой страны имеет свои отличительные черты в связи с национальными особенностями и возможностями бюджета. При этом видно, что внимание к жилищной политики увеличивается, так как повышаются требования к качеству жизни, в том числе и к комфортности жилища, что в целом делают жилищную политику одним из приоритетных направлений политики стран.
Список использованных источников
Жилищная политика в Великобритании, Франции, Испании. – Текст : электронный // Научные статьи, доклады, лекции, эссе преподавателей и студентов России. – URL: https://vuzru.ru/zhilishhnaya-politika-v-velikobritanii-frantsii-ispanii/ (дата обращения: 09.08.2022).
Зимина И. А. Модели развития жилищной сферы за рубежом / И. А. Зимина. – Текст : непосредственный // Вестник московского государственного лингвистического университета. – 2011. – № 629. – С. 51–70.
Коняхин Г. В. Опыт решения жилищной проблемы в США / Г. В. Коняхин. – Текст : непосредственный // Социально-гуманитарные знания. – 2011. – № 3. – С. 193–205.
Семенов А. В. Опыт зарубежных стран в решении проблем управления жилищным фондом в России // А. В. Семенов, Д. Г. Золотозубов. – Текст : непосредственный // Master`s journal. – 2017. – № 1. – С. 142–150.
Ускова Т. В. Экономическое развитие крупного города: состояние, проблемы, перспективы : монография / Т. В. Ускова, А. Н. Чекавинский, Е. В. Лукин. – Вологда : ИСЭРТ РАН, 2013. – 128 с. – ISBN 978-5-93299-247-0. – Текст : непосредственный.