Российская Федерация, в соответствии с действующей на данной территории Конституцией, является социальным государством, политика которого направлена на создание достойных условий для жизни граждан страны. Основной закон, в статье 40 закрепляет право граждан Российской Федерации на жилище, которое заключается в следующем: «Каждый имеет право на жилище» [5]. В соответствии с действующим курсом политики государства, органы власти должны стимулировать жилищное строительство, благодаря чему создавать условия осуществления данного права, по улучшению своих жилищных условий, а также содействовать в обеспечении жильем граждан, которые по определенным причинам, в соответствии с законодательством Российской Федерации, не могут сделать этого самостоятельно.
В связи с этим, стоит отметить, что решение жилищной проблемы граждан является одним из приоритетов государственной политики Российской Федерации.
На сегодняшний день, политика жилищного строительства не выделяется в качестве отдельного и самостоятельного направления в рамках функций государства. Так как термин «политика жилищного строительства» включается в понятие «жилищная политика». Поэтому, определений в научной литературе данному понятию практически нет. Однако, чаще можно встретить такое понятие как «жилищное строительство», которое выступает в качестве одного из направлений жилищной политики.
Гусакова Н. В. отмечает, что жилищное строительство является мощным инструментом в решении социально-экономических задач и способствует обеспечению населения жильем и созданию рабочих мест, а также влияет на демографическую ситуацию и социальную стабильность в обществе [1, c. 107].
В работах Никаевой Р. М. и Исаевой А. Ш. политика жилищного строительства рассматривается как отрасль деятельности органов власти в области строительства, охватывающая возведение жилых домов и жилых комплексов (кварталов, микрорайонов), направленная на удовлетворение одной из основных потребностей человека – в жилище [4, c. 248].
Сфера жилищного строительства является частью хозяйственного комплекса каждого субъекта Российской Федерации и объектом его социально-экономической политики. Данная сфера существенным образом влияет на формирование валового регионального продукта, что вместе с другими отраслями хозяйственного комплекса создает сильный мультипликативный эффект и является важным фактором устойчивого развития региона [3, с. 72]. Жилищное строительство оказывает значимое влияние на социально-экономические процессы, определяя качество жизни населения региона, социальный климат общества и уровень развития экономики в целом [6, c. 1235].
Для того, чтобы данная политика реализовывалась с большей эффективностью, помимо федерального уровня, существует и функционирует региональный организационный уровень управления политикой жилищного строительства. Он представляет собой систему органов власти субъекта РФ, непосредственно задействованных в вопросах ее реализации.
Реализация политики жилищного строительства в Республике Мордовия является важным элементом в реализации жилищной политики региона. Так как потребность в жилье наиболее остро стоит не только у жителей региона, но и у граждан на территории всей страны.
На сегодняшний день, на территории региона реализуется сразу несколько программ в области жилищного строительства:
– государственная программа Республики Мордовия «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства»;
– республиканская целевая программа «Жилище»;
– региональный проект «Жилье».
Именно на основе результатов реализации данных программ можно судить об эффективности и тенденциях развития жилищного строительства в регионе.
На основе некоторых данных, в данном исследовании будет проведен анализ развития сферы жилищного строительства.
На рисунке 1 представлена динамика ввода жилья в Республике Мордовия.
Данный показатель является одним из индикаторов оценки эффективности по Государственной программе Республики Мордовия «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства», который за 2016-2022 гг. показал, что за период исследования годовой ввод жилья на территории Республики Мордовия был несущественно, но увеличен с 328,5 тыс.кв. метров до 342,6 тыс.кв. метров, что не является эффективным результатом исходя из уровня расходов на реализацию данной программы.
Рисунок 1 – Динамика годового ввода жилья в Республике Мордовия за 2016-2022 гг., тыс. кв. метров
Далее, с целью анализа тенденций развития жилищного строительства на территории региона, на рисунке 2 представлена динамика обеспеченности населения жильем.
Рисунок 2 – Динамика изменения обеспеченности населения жильем в Республике Мордовия за 2016-2022 гг., кв. метров на человека
Обеспеченность граждан Республики Мордовия жильем была увеличена с 26,8 кв. метров на человека до 30,0 кв. метров на человека за 2016-2022 гг. Повышение обеспеченности населения жильем, выражаемое в увеличении числа приходящих на жителя квадратных метров жилья. На первый взгляд, может показаться, что данная динамика свидетельствует о повышении уровня комфорта и благосостояния населения в данном регионе, но на данное состояние влияет еще большое количество факторов и объем квадратных метров в данном случае не является решающим. На наш взгляд, данная динамика связана с общей динамикой снижения количества населения в Республике Мордовия. Количество населения региона, в соответствии с официальными данными статистики было снижено с 807,4 тыс. человек в 2016 году до 781,4 тыс. человек. Однако, стоит отметить, что на территории рассматриваемого субъекта активно развивается жилищное строительство. Это связано с увеличением количества застройщиков на территории Республики Мордовия и как следствие, объемом вводимых объектов жилищного строительства. Экономический рост, также является одним из факторов развития жилищного строительства, который может быть связан с развитием экономики региона и ростом совокупных доходов населения, что позволяет населению (хотя и небольшой ее доле в регионе) иметь возможность приобретения жилья.
Однако, несмотря на все положительные тенденции развития рассматриваемой сферы, на территории региона все еще сохраняется низкий уровень жизни населения и ежегодно сокращается возможность приобретения гражданами Республики Мордовия собственного жилья. Так как стоимость квадратного метра ежегодно повышается что заметно по рисунку 3, а процент по ипотеке остается все еще на высоком уровне, что продемонстрировано на рисунке 4.
Рисунок 3 – Динамика средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади первичного жилья по Республике Мордовия на IV квартал 2016-2022 гг., р. |
Рисунок 4 – Изменение ставки ипотечных жилищных кредитов за 2016-2022 гг., % |
По представленным данным видно, что средняя стоимость 1 квадратного метра общей площади первичного жилья по Республике Мордовия за 2016-2022 гг. была увеличена с 33251 р. до 64905 р., что составило темп роста 192,5 %. На повышение стоимости повлияло общее увеличение кадастровой стоимости земельных участков, а также стоимость строительных материалов. Относительно ставки по ипотечному кредитованию, за 2016-2022 гг. данный показатель был изменен с 11,4 % годовых до 7,11 % годовых. Несмотря на снижение данного показателя на 62,3 %, стоимость одного метра была увеличена на 92,5 %, что свидетельствует не только об увеличении общей суммы ипотечного кредита, а об увеличении переплаты и ежемесячного платежа.
Стоит отметить, что все результаты перечисленных программ, реализующихся в области жилищного строительства, анализируются и публикуются в открытый доступ с большой задержкой поэтому выводы о тенденциях развития могут быть сделаны лишь на основании результатов 2021 года (таблица 1).
Таблица 1– Основные результаты реализации подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия» за 2016-2021 гг.
Наименование |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
Расселяемая площадь жилых помещений, тыс. кв. метров |
28,59 |
22,9 |
11,5 |
1,03 |
8,15 |
16,9 |
Количество переселенных жителей, тыс. чел. |
2,06 |
1,64 |
0,54 |
0,06 |
0,46 |
0,9 |
Из данных таблицы можно сделать вывод о том, что реализация данной подпрограммы также не является эффективной. Так как за 2016-2021 гг. показатель по объему расселяемой площади жилых помещений снизился с 28,59 тыс. кв. метров до 16,9 тыс. кв. метров. В то же время, количество ежегодно переселенных жителей за исследуемый период было сокращено практически вдвое. В целях подтверждения сделанных выводов, на рисунке 5 представлена динамика изменения аварийного жилья в Республике Мордовия.
Рисунок 5 – Аварийный фонд Республики Мордовия за 2016-2021 гг., тыс.
Можно также сделать вывод о том, что жилищное строительство осуществляется в большей степени в «частных руках», что тормозит процесс расселения граждан за счет бюджетных средств, в связи с тем, что оказывает большую нагрузку на бюджет при покупке такого жилья у частных застройщиков. Результаты реализации жилищного строительства в Республике Мордовия можно проследить на основе данных, представленных в ежегодном статистическом сборнике Республики Мордовия. Автором был сделан анализ по следующим данным. В таблице 2 представлены показатели ввода в действие жилищного фонда в Республике Мордовия.
Таблица 2 – Основные показатели ввода жилых домов в Республике Мордовия в 2017-2022 гг., м. кв.
Показатель |
Год |
Абсолютное отклонение |
|||||
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
||
Всего |
330060 |
333575 |
348310 |
324621 |
340734 |
342578 |
-295782 |
в том числе: |
|||||||
- населением за счет собственных и заемных средств |
148151 |
165732 |
178862 |
179012 |
202718 |
217356 |
69205 |
- предприятиями и организациями |
181909 |
167843 |
169448 |
145609 |
138016 |
125222 |
-56687 |
из них за счет средств: |
|||||||
- федерального бюджета |
4190 |
5299 |
10063 |
3106 |
10716 |
7436 |
3245 |
- бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов |
30241 |
569 |
1844 |
811 |
2975 |
1222 |
-29019 |
ипотечного кредитования |
42836 |
33656 |
43331 |
19131 |
20106 |
18682 |
-24154 |
Из таблицы видно, что объем ввода жилых домов сократился на 295782 м. кв., следовательно жилищное строительство за период 2017-2022 гг. в Республике Мордовия. При этом за счет средств населения и заемных средств объем ввода жилых домов был увеличен на 69205 м. кв, а за счет предприятий и организаций сокращен на 56687 м. кв.
Также, стоит отметить, что жилищное строительство, исходя из данных по вводу жилых домов, в большей степени развивается за счет ипотечного кредитования, в меньшей степени за счет средств федерального бюджета бюджетов субъекта и местных бюджетов.
В целом, динамика по приобретению жилья гражданами региона без поддержки государства снижается ежегодно. Это связано с низким уровнем жизни граждан, а также высокой стоимостью квадратного метра жилья и удорожанием ипотечного кредитования.
Также, в процессе анализа реализации в Республике Мордовия жилищного строительства было отмечено наличие большого объема «точечного» строительства, что значительно влияет уже на имеющиеся коммуникации, оказывает нагрузку на дорожную сеть и иную инфраструктуру района застройки. Основной причиной вынуждающей застройщиков прибегать к «точечному» строительству является желание сократить свои расходы путем экономии на создании инженерной инфраструктуры.
Таким образом, на основе анализа реализации жилищного строительства в Республике Мордовия, были подведены итоги, на основе которых выделены основные тенденции развития данной области:
– площадь вводимого жилья имела незначительное увеличение за 2016-2022 гг. и составила на конец исследуемого периода 342,6 тыс. кв. метров;
– обеспеченность населения региона жильем в расчете 1 квадратного метра на человека была повышена с 26,8 до 30 кв. метров;
– среднерыночная стоимость 1 квадратного метра первичного жилья увеличена до 64905 р. в 2022 году;
– ставка ипотечного кредитования равна 7,11 %;
– расселяемая площадь жилых помещений, признанных аварийными на 2021год составила 16,9 тыс. кв. метров, что на 11,69 тыс. кв. метров меньше показателя 2017 года. Исходя из этого, на текущий момент, сохраняется большая доля аварийного жилья;
– большая часть жилищного строительства осуществляется за счет собственных средств граждан.
В рамках исследования данного вопроса, было выделено: отсутствие должного финансирования со стороны региона реализации жилищного строительства; отсутствие необходимой поддержки региональных застройщиков; повышение стоимости реализации жилищного строительства; снижение покупательской способности граждан по приобретению жилья; сложность в реализации обеспечения жилищного строительства должного уровня инфраструктурой, что приводит к повышению привлекательности для застройщика «точечного строительства»; недостаточно эффективная координация центра и региона реализации политики жилищного строительства; высокая доля аварийного фонда, требующего расселения граждан и постройки новых объектов. Эти и многие другие проблемы характеризуют особенности и тенденции реализации данного направления на территории региона. Их острота и актуальность, в сегодняшние дни, сигнализирует необходимость совершенствования данного вопроса, как с целью оптимизации процесса осуществления политики жилищного строительства в республике, так и с целью повышения обеспеченности граждан жильем, соответствующим всем законодательным нормам.
В рамках повышения эффективности осуществления жилищного строительства в Республики Мордовия, считаем необходимым:
– с целью сокращения объемов «точечного» строительства» необходимо рассмотреть вопрос о разработке генерального плана по использованию земель Республики Мордовия, на основе которого может быть разработана стратегия по жилищному строительству в регионе, а также предусматривающий объем государственной поддержки застройщиков;
– предлагается создать структурное подразделение или ввести дополнительные должности в штатное расписание Министерства строительства и архитектуры РМ, на которых будет возложено курирование такого направления направление как «государственная поддержка» жилищного строительства в регионе и систематически отслеживать результаты реализации данной области;
– пересмотреть вопрос по кадастровой стоимости земельных участков под многоэтажное жилищное строительство;
– повысить уровень финансирования данной области со стороны государства.
Список использованных источников
Гусакова Н. В. Анализ эффективности реализации региональных программ в области совершенствования жилищного строительства / Н. В. Гусакова. – Текст : непосредственный // Вестник томского государственного архитектурно-строительного университета. – 2022. – Т. 24. – № 24. – С. 106–120.
Жилищные условия. – Текст : электронный // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия: официальный сайт. – 2023. – URL: https://13.rosstat.gov.ru/folder/28363. (дата обращения:18.12.2023).
Леонов В. О. Актуальные проблемы строительства жилья в Российской Федерации / В. О. Леонов. – Текст : непосредственный // Актуальные исследования. – 2022. – № 18 (97). – С. 71–75.
Никаева Р. М. Механизмы и инструменты государственного регулирования сферы жилищного строительства / Р. М. Никаева, А. Ш. Исаева. – Текст : непосредственный // Евразийское научное объединение. – 2019. – № 12-3 (58). – С. 248–250.
Российская Федерация. Законы. Конституция Российской Федерации : Основной закон : текст с изменениями и дополнениями на 14 марта 2020 года : [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года]. – Текст : электронный // Консорциум «Кодекс» : [сайт информ. компании]. – URL: https://docs.cntd.ru/document/9004937. – Режим доступа : сеть Интернет.
Сюндюкова А. Р. Жилищная политика Российской Федерации: основные тенденции и инструменты реализации А. Р. Сюндюкова. – Текст : непосредственный // Экономика и социум. – 2016. – № 12-2 (31). – С. 1234–239.