Тема роли физического воспитания в преодолении проблемы малоподвижного образа жизни у студентов является актуальной и важной в современном обществе. В последние десятилетия наблюдается увеличение количества людей, в том числе студентов, сидящих большую часть дня и ведущих малоподвижный образ жизни. Это связано с различными факторами, включая прогресс технологий, работы и учебы, которые все больше требуют работать за компьютером или проводить много времени в пассивном состоянии. Однако, малоподвижный образ жизни негативно сказывается на физическом и психическом здоровье студентов. Недостаток физической активности ведет к снижению мышечной силы и выносливости, увеличению риска развития ожирения, сердечно-сосудистых и других хронических заболеваний. Также, физическая неактивность может приводить к ухудшению настроения, высокому уровню стресса и низкой самооценке. Физическое воспитание играет важную роль в решении проблемы малоподвижного образа жизни у студентов. Оно способно стимулировать физическую активность, развивать физическую подготовку, формировать навыки здорового образа жизни и способствовать улучшению общего физического и психического состояния студентов. Актуальность данной темы подчеркивается заботой о здоровье и благополучии студентов, а также необходимостью повышения уровня физической активности и формирования здорового образа жизни в молодежной среде. Преодоление малоподвижного образа жизни через физическое воспитание способно существенно улучшить качество жизни студентов и предотвратить развитие различных заболеваний, а также способствовать развитию полноценной и активной личности.
Целью данной статьи является оценка и исследование серьезности проблемы малоподвижного образа жизни студентов, а также рассмотрение роли физического воспитания в преодолении данной проблемы у студентов и выработка способов ее решения.
Материалиметоды.Малоподвижный образ жизни студентов является серьезной проблемой в наше время. Сидячая работа и учеба, длительное время проведенное перед экранами компьютера или телефона, отсутствие регулярной физической активности и неправильное питание приводят к ряду негативных последствий, таких как ожирение, снижение физической выносливости, проблемы со здоровьем и общим самочувствием.
Физическое воспитание играет важную роль в решении данной проблемы. Оно не только способствует улучшению физической формы и поддержанию нормального веса, но и влияет на общее здоровье и эмоциональное состояние студентов. Физическая культура и спорт играют важную роль в развитии интеллектуальных процессов у человека. Они способствуют повышению внимания, точности восприятия, запоминания, воспроизведения, воображения и мышления. Регулярные занятия физическими упражнениями помогают улучшить умственную работоспособность и способствуют успешному усвоению учебного материала. Здоровые и физически развитые люди реже страдают от простудных заболеваний и устают на учебе.
Физическая культура также играет важную роль в формировании личности человека. Занятия спортом и физическими упражнениями оказывают разностороннее влияние на сознание, волю, моральный облик и характер человека. Они способствуют формированию нравственных убеждений, привычек и вкусов, а также развитию духовного мира человека.
Современная молодежь часто проводит свободное время в компьютерных клубах и перед телевизором, ведя малоподвижный образ жизни. Это отрицательно сказывается на их физическом развитии и общем состоянии здоровья. Поэтому физическая культура и спорт имеют жизненно важное значение.
Физическая закалка также играет роль в дальнейшей жизненной деятельности человека. Она помогает почувствовать свою полноценность и дает уверенность в своих силах. Физическая слабость, напротив, может вызвать чувство неполноценности и развить пессимизм, робость и индивидуализм.
Физическая культура также способствует умственному развитию и формированию ценных моральных качеств у человека. Она помогает развить уверенность, решительность, волю, смелость, мужество, способность преодолевать препятствия, а также чувство коллективизма и дружбы.
Однако не все студенты осознают значение физического воспитания и ограничиваются лишь посещением обязательных уроков физкультуры. Это не может компенсировать недостаточность двигательной активности и может привести к излишней полноте, отставанию в физическом развитии и снижению умственной работоспособности. Физическое воспитание является педагогическим процессом, направленным на развитие различных аспектов личности и формирование здорового образа жизни. Оно способствует формированию ценностных ориентаций, мотивации и готовности к физической активности.
Физическое воспитание имеет социальную значимость, поскольку достигает различные результаты, которые имеют общественную значимость. Одним из таких результатов является физическая подготовленность и развитие занимающихся. Физическая подготовленность включает физическую активность, осанку, гибкость, силу и выносливость. Кроме того, физическое воспитание развивает знания, умения и навыки, необходимые для физического самовоспитания и здорового образа жизни.
Основной задачей физического воспитания является формирование устойчивых мотивов физического самосовершенствования, поскольку физическая подготовленность быстро утрачивается после завершения учебы, если не поддерживается самостоятельно. Кроме того, с возрастом мотивация занятий физическими упражнениями снижается. Поэтому необходимо создать условия и меры, которые бы поддерживали устойчивую мотивацию для занятий физической активностью.
Кроме физической подготовленности, физическое воспитание также способствует физическому и духовному оздоровлению, повышению сопротивляемости организма заболеваниям, физической реабилитации и релаксации. Таким образом, физическое воспитание оказывает положительное влияние на здоровье и общее благополучие занимающихся. В целом, спорт имеет много цельный характер и оказывает социально значимые результаты.
Необходимость физкультурного образования, как правило, признается, но студенты не получают его в достаточном объеме. В результате они оказываются не подготовленными к самостоятельному использованию средств физической культуры для самооздоровления, саморазвития, самоформирования нравственного поведения. «Физическая культура» как учебная дисциплина «выпадает» из образовательного и воспитательного пространства учебных заведений. Все это позволяет рассматривать проблему общего для всех физкультурного образования как одну из наиболее актуальных, а ориентацию физического воспитания на общее физкультурное образование – как приоритетную.Физическая культура выполняет ряд важных функций в жизни общества.
Развивающая функция заключается в совершенствовании физических сил человека, включая мышечную и нервную системы, психические процессы и способности ориентироваться в пространстве.
Воспитательная функция направлена на укрепление выносливости и морального духа человека. Занятия физической культурой должны быть связаны с высокими нравственными целями и благородными стремлениями, чтобы формировать твердость характера и коллективистскую направленность личности.
Образовательная функция заключается в ознакомлении людей с теорией и историей физической культуры, ее значением в жизни личности. Разнообразные виды физкультуры и спорта пробуждают сильные чувства и доставляют эстетическое наслаждение.
Оздоровительно-гигиеническая функция физической культуры необходима для борьбы с гиподинамией, которая развивается у многих людей из-за дефицита активного движения. Ежедневная зарядка и физкультурные паузы на работе помогают укрепить организм и повысить его сопротивляемость.
Общекультурная функция заключается в организации полезного и увлекательного занятия в свободное время. Физкультура помогает заполнить свободное время студентов полезными занятиями, способствует развитию творческих способностей и интереса к активной жизни.
Физическое воспитание имеет свои особые задачи, такие как укрепление здоровья и повышение работоспособности, формирование двигательных навыков и умений, развитие основных двигательных качеств, формирование интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание гигиенических навыков и организаторских навыков.
Методом выявления данной проблемы изучим исследование Всемирной организации здравоохранения и проведем собственный опрос среди студентов Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. По мнению авторов исследования, доля подростков, ведущих малоподвижный образ жизни, остается чрезвычайно большой, что негативно отражается на их сегодняшнем и будущем здоровье. «Требуются неотложные меры для повышения уровня физической активности, особенно среди девочек», - сказала один из авторов исследования.
Ведение физически активного образа жизни в подростковом возрасте благоприятно сказывается на состоянии сердечно-сосудистой и опорно-двигательной систем, метаболизме сердца и массе тела. Появляется все больше данных о том, что физическая активность также играет положительную роль в когнитивном развитии и социализации подростков. Известно, что многие из этих благоприятных результатов сохраняются и во взрослом возрасте. Необходимая для достижения этих результатов рекомендованная ВОЗ суточная норма двигательной активности для человека - не менее часа умеренной или интенсивной физической активности в сутки.
Авторы провели анализ данных, собранных в ходе опросных исследований уровня физической активности у школьников и студентов, чтобы оценить, какая доля не соблюдает эти рекомендации. При оценке учитывались все виды физической активности, такие как активные игры, досуг и спорт, активная работа по дому, ходьба и езда на велосипеде или другие способы активного передвижения, занятия физкультурой и регулярные физические упражнения. По мнению авторов исследования, для повышения уровня физической активности молодежи потребуется выявить и устранить многочисленные причины дефицита движения и соответствующие факторы неравенства — социальные, экономические, культурные, технические и экологические, - которые могут способствовать хроническому дисбалансу в уровне физической активности мальчиков и девочек.
Для решения проблемы недостаточного физкультурного образования необходимо уделить должное внимание учебной дисциплине "Физическая культура" в образовательных учреждениях. Также важно привлекать студентов к активной физкультурной и спортивной деятельности, организации соревнований и игр. Это поможет развить интерес и привычку к регулярным занятиям физическими упражнениями.
Для решения проблемы малоподвижного образа жизни у студентов можно применить ряд способов:
1. Включение физической активности в повседневную жизнь студентов. Регулярное занятие спортом, прогулки на свежем воздухе, активная деятельность во время перерывов между парами или работой помогут поддерживать активный образ жизни.
2. Организация спортивных мероприятий и соревнований. Стимулирующая атмосфера соревнований может быть мощным мотиватором для студентов начать и поддерживать физическую активность.
3. Привлечение квалифицированных тренеров и специалистов в области физической культуры. Это позволит разнообразить тренировки, учесть особенности каждого студента и создать эффективные программы тренировок.
4. Проведение занятий по спортивной психологии и мотивации. Важно научить студентов управлять своими эмоциями, находить внутреннюю мотивацию и преодолевать трудности на пути к активному образу жизни.
5. Включение элементов физической активности в учебный процесс. Использование активных методов обучения и организация физпауз помогут студентам не только улучшить свое физическое состояние, но и повысить интеллектуальные способности.
Роль физического воспитания в преодолении проблемы малоподвижного образа жизни у студентов является неоценимой. Правильно организованные занятия физическими упражнениями могут помочь студентам восстановить физическую форму, повысить общую жизненную энергию и снизить стресс.
Также одним из отличных способов решения данной проблемы является включение физического воспитания в учебный план студентов. Предмет "Физическая культура" должен стать обязательным для всех студентов и иметь достаточное количество часов в расписании. Это позволит создать систематичность занятий и дать возможность студентам уделить время физическим тренировкам. Данный метод уже давно введен в практику в университетах и дает положительные результаты.
Также важным способом решения проблемы малоподвижного образа жизни у студентов является создание дополнительных возможностей для занятий спортом и физической активностью. Университеты и колледжи могут предоставлять студентам доступ к спортивным залам, спортивным секциям или клубам, где они смогут заниматься в удобное для них время. Также можно проводить спортивные мероприятия и конкурсы, чтобы привлечь студентов к занятиям физической активностью.
Информационная работа также может стать эффективным способом преодоления проблемы. Студентам нужно дать понимание о важности физической активности для их здоровья и общего благополучия. Регулярные лекции и презентации на тему физического воспитания, а также распространение информации о спортивных мероприятиях и возможностях занятий спортом помогут повысить интерес студентов к физической активности.
Результатыиихобсуждение.В ходе данной работы были опрошены студенты Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. В опросе приняло участие 30 человек, которые обучаются на 1-4 курсе. Как показали результаты опроса, 46% студентов проводят более 7 часов за компьютером или телефоном, одинаковый процент опрошенных (19%) проголосовали за то, что они проводят «5-6 часов день» или «3-4 часа в день» в своих гаджетах, наименьший процент (16%) проголосовавших за вариант «1-2 часа в день». Что значит, что большинство студентов ежедневно проводят более 7 часов в день в компьютере или смартфоне, что негативно сказывается на их здоровье и физическую активность. Также в ходе опроса выяснилось, что большинство тратит время проведенное за компьютером для учёбы или просмотра фильмов и сериалов. Однако из результатов, 39% опрошенных студентов не посещают занятия физической культурой в университете, малый процент людей ответили, что посещают занятия иногда и 34% респондентов ответили, что посещают занятия. Также из результатов аналитического опроса видно, что 42% студентов не занимаются спортом помимо занятий в университете, 38% студентов отметили, что занимаются спортом и посещают фитнес залы или секции. Это может говорить о том, что большинство студентов не заинтересованы в своем физическом развитии и улучшении здоровья. Большинство проводит более 7 часов в день сидя за компьютером или смартфоном, что очень негативно сказывается на их нервную систему и нормальное функционирование организма. В ходе опроса у студентов была собрана статистика оценки своего уровня физической активности, где 42% отметили, что их уровень физической активности низкий, 31% отметили уровень физической активности, как средний и 27% отметили высокий. Из данных упомянутых выше, можно сделать вывод о том, что проблема малоподвижного образа жизни актуальна среди студентов и требует поиска методов ее разрешения. Но также стоит отметить, что некоторые все же занимаются спортом и посещают занятия физической культурой в университете и не только.
Заключение.Таким образом, роль физического воспитания в преодолении проблемы малоподвижного образа жизни студентов является крайне важной. Оно способствует развитию физических сил и выносливости, формированию навыков здорового образа жизни и повышению уровня самоощущения и самооценки у студентов. Кроме того, физическая активность способствует улучшению психического состояния, снижению стресса и улучшению качества сна.
Для решения проблемы малоподвижного образа жизни студентов необходимо проводить систематическую работу по пропаганде здорового образа жизни и активной физической деятельности. Важно создать условия для регулярных занятий физической культурой и спортом, а также организовывать различные спортивные мероприятия и соревнования. При этом необходимо учитывать интересы и предпочтения студентов, чтобы они получали удовольствие от занятий и мотивацию для их продолжения.
Особое внимание следует уделить работе с теми студентами, которые имеют низкую физическую активность или здоровье. Для них необходимо разрабатывать индивидуальные программы и подходы, а также обеспечивать дополнительную поддержку и мотивацию. Важно также включить в образовательный процесс изучение теории и истории физической культуры, чтобы студенты осознавали ее значение и понимали необходимость заботы о своем здоровье.
Таким образом, решение проблемы малоподвижного образа жизни студентов требует комплексного подхода, включающего организацию систематических занятий физической культурой, проведение спортивных мероприятий и соревнований, а также индивидуальную работу с каждым студентом. Ответственность за решение этой проблемы лежит на плечах образовательных учреждений, преподавателей и самих студентов, которые должны осознать важность физической активности для своего здоровья и благополучия.
Список литературы:
1. Платонова Валентина Александровна Роль физического воспитания в процессе образования // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. 2004. №17. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-fizicheskogo-vospitaniya-v-protsesse-obrazovaniya.
2. Черкасов, А. В. Физическая культура и ее влияние на решение социальных проблем / А. В. Черкасов // Спорт, здоровье и физическая культура, в современном обществе: перспективы развития : сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции, Курск, 20 апреля 2023 года / Курская государственная сельскохозяйственная академия имени И.И. Иванова. – Курск: Курская государственная сельскохозяйственная академия имени И.И. Иванова, 2023. – С. 392-395. – EDN DYUIMQ.
3. Всемирная организация здравоохранения / Официальный сайт [ Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.who.int/ru
4. Панюта Денис Сергеевич, Тюпенькова Галина Евгеньевна Физическая культура в жизни студента // Наука и образование сегодня. 2019. №6-1 (41). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fizicheskaya-kultura-v-zhizni-studenta-3
5. Егоров Артём Владимирович. Мотивация студентов к занятиям физической культурой // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2019. №11-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-studentov-k-zanyatiyam-fizicheskoy-kulturoy-2