ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Быстрякова А.А. 1
1Шуйский филиал ИВГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сегодня достаточно тяжело замотивировать детей на активную деятельность, поэтому учителям приходится каждый раз искать новые подходы обучения, чтобы урок был не только полезным, но и интересным. Педагог использует новые технологии, такие как онлайн-игры, видеоматериалы, интерактивные презентации и другие. Видео являются самым универсальным методическим средством обучения для любого возраста. Они помогают разрядить обстановку во время занятия, снять стресс у обучающихся, что позволяет сделать урок более эффективным.

Обучение иностранному языку преследует основную цель: развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка, то есть овладение иностранным языком как средством общения. Направление коммуникативного подхода к обучению английскому языку в методике преподавания возникло в результате научных исследований, которые велись в Европе, США, Канаде в 1970-1980-х годах. Поскольку с каждым днём Россия все больше участвует в жизни мирового сообщества, расширяются международные связи, английский язык становится действительно необходимым во всех сферах деятельности человека. Все это, несомненно, повышает статус английского языка как учебного предмета и заставляет продолжать традицию коммуникативно ориентированного подхода к обучению английского языка, т.е. готовить учащихся к использованию языка в реальной жизни[1].

В законе “Об образовании” написано, что учебному предмету “Иностранный язык” отводится существенная роль в решении важной задачи: обеспечение условий для формирования у учащихся адекватной современному уровню знаний картины мира и развитие у них интереса к мировой и национальной культурам.

Целью обучения иностранным языкам  является достижение учащимися иноязычной коммуникативной компетенции на пороговом уровне (термин Совета Европы), т. е. для успешного овладения иностранным языком учащиеся должны знать не только языковые формы (усвоение грамматики и лексики), но также иметь представление о том, как их использовать для целей реальной коммуникации.

Овладение иноязычным общением даже в ограниченных пределах – процесс многослойный, многоаспектный, а коммуникативная компетенция, выступающая в качестве искомого результата обучения, - явление сложное, многокомпонентное.

Применение видеоматериалов на уроке английского языка прежде всего характеризуется своей разнонаправленностью. Просмотр видео способствует формированию речевой компетенции обучающихся: развитию навыков аудирования и произношения. Кроме того, обсуждение просмотренного повлечёт за собой формирование навыков говорения. Объяснять грамматический материал намного проще, используя наглядные, красочные видеопримеры. Просмотр видео способствует расширению словарного запаса, а также изучению актуального лексического материала. Более того, применение видеоматериалов способствует повышению познавательной активности обучающихся, они активнее работают на уроке, если задания увлекательные, что влечёт за собой не только повышение мотивации, но и, как следствие, качества знаний обучающихся[3].

Можно выделить следующие преимущества использования видео на уроках:

  1. Видео дают возможность лучше запоминать и усваивать материал, так как одновременно воздействуют на визуальный и слуховой каналы.

  2. Просмотр видеороликов добавляет динамику и интерактивность в ход урока, превращает его в увлекательный процесс получения знаний. 45 минут пролетают быстрее, а дети не успевают заскучать.

  3. Видео может помочь «зацепить» учеников, искренне заинтересовать той или иной темой. При просмотре текста в учебнике ребенок не всегда до конца понимает суть текста, из-за чего теряет к нему интерес, когда видео помогает найти схожие черты с жизнью ребенка или открыть для него новый предмет изучения.

  4. Видеоматериалы позволяют предоставить информацию, которой нет в учебниках.

  5. Видео не только расширяет кругозор, но и словарный запас ребенка. В видео ребенок может встретить новые слова, которые он поймет по контексту и возможно запомнит, а также слова, которые он давно не использовал.

Использование видео на уроках иностранного языка может быть очень полезным и эффективным методом обучения. Вот несколько примеров, как можно использовать видео на уроках:

1. Диалоги и разговорные ситуации: Можно использовать видео, чтобы показать реальные ситуации, в которых люди на иностранном языке ведут диалог и общаются друг с другом. Это может помочь учащимся улучшить свои навыки разговорной речи, а также понять, как использовать определенные выражения и грамматические структуры.

2. Аудирование: Видео также хорошо подходят для развития навыков аудирования. Можно использовать видеоролики с носителями языка, чтобы учащиеся могли тренироваться на слушание и понимание разных акцентов и тематик.

3. Изучение культуры: Видео также могут быть полезны в изучении культуры стран, в которых говорят на иностранном языке. С помощью видео можно показать учащимся традиции, обычаи, праздники и другие аспекты культуры, что поможет им получить более глубокое понимание и оценку языка.

4. Фильмы и сериалы: Просмотр фильмов и сериалов на иностранном языке является одним из самых увлекательных и интересных способов обучения. Учащиеся могут прокачать свои навыки аудирования, понимания контекста и повышения словарного запаса, а также изучить тонкости и нюансы языка.

5. Создание собственных видеороликов: Кроме просмотра видео, учащиеся могут создавать собственные видеоролики на иностранном языке. Это поможет им практиковать написание сценариев, а также произношение и выступление перед камерой[4]. 

Также не стоит забывать, что иногда видео может навредить учебному процессу. К недостаткам использования видеоматериалов относят следующее:

  1. Видео занимает весь урок. Учитель в таком случае не может проверить понимание детей и провести рефлексию.

  2. Видео не подходит детям по уровню языка или по возрастному ограничению. Сложные и непонятные видео разрушают мотивацию учить язык.

  3. Материал не связан с изучаемой программой. Дети не понимают цели просмотра данного видео.

После отбора материала, следующим этапом работы является продумывание той деятельности, которую будут осуществлять учащиеся под руководством педагога. Создавая собственные или адаптируя уже имеющиеся упражнения, важно принимать во внимание, что видео-урок – это процесс, состоящий из трех этапов: предпросмотрового (pre-viewing), демонстрационного (while-viewing) ипостпросмотрового (post-viewing).Каждый из них включает в себя несколько видов упражнений. При планировании учитель имеет возможность выбрать наиболее подходящие, соответствующие цели и задачам его урока.

На предпросмотровом этапе необходимо познакомиться с новыми словами, которые могут повлиять на понимание, выделить цель и тему. На демострационном этапе возможно заполнение таблицы или картинок к видео. Постпросмотровой этап может включать в себя обсуждение ролика, ответы на вопросы или небольшую викторину[2].

Экспериментальное обучение, проведенное учениками 5 класса, показал, что после урока английского языка, на котором использовались видеоматериалы, учащиеся помнят больше слов.

В заключение можно отметить, что методы и приемы использования видео на уроке иностранного языка открывают уникальные возможности для учителя и обучающихся с целью формирования лингвистической и социокультурной компетенции.Помимо содержательной стороны общения, видео содержит визуальную информацию о месте события, внешнем виде и невербальном поведении участников общения в конкретной ситуации. Однако эффективность использования видеофильма при обучении иностранному языку зависит не только от точного определения его места в системе обучения, но и от того, насколько рационально организована структура урока, как согласованы учебные возможности видеофильма с задачами обучения.

Список литературы.

1. Лисогор, Э. В. Применение видеоматериалов на уроках английского языка как средство активизации познавательной деятельности / Э. В. Лисогор. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 10 (405). — С. 79-81. — URL: https://moluch.ru/archive/405/89328/ (дата обращения: 23.12.2023).

2. Галанина, Н.И. Вебинар на примере УМК Beyond, MacmillanNextMoveandCultureView/Н.И. Галанина. – 2016. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=hNdG08FlblA(дата обращения: 23.12.2023).

3. Новикова, И.Г. Использование видео на уроках английского языка как средства формирования коммуникативной компетенции/И.Г. Новикова // Педагогический портал солнечный свет.[сайт] – 2016. – URL: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/ispolzovanie-video-na-urokah-angli/?ysclid=lqi82eobj750643630(дата обращения: 23.12.2023).

4. Тихомирова, Ю.Л. Методика использования видеоматериалов на уроках английского языка/Ю.Л.Тихомирова//Открытый урок [сайт] – 2015. – URL: https://urok.1sept.ru/articles/656611?ysclid=lqi76gkza2751255868(дата обращения: 23.12.2023).

Просмотров работы: 49