Введение.
Обучение в медицинском университете является достаточно трудным процессом, соответственно каждый студент ежедневно подвергается значительному уровню стресса.
Цель исследования: выявить показатели стрессоустойчивости у студентов медиков в зависимости от гендера.
Выборку нашего исследования составили 60 студентов медицинского университета в возрасте 18 - 23 лет, среди них 30 девушек и 30 парней.
Материал и методы.
В качестве психодиагностического метода исследования нами были выбраны следующие методики: «Тест самооценки стрессоустойчивости» (С. Коухена и Г. Виллиансона), «Диагностика состояния стресса» (А.О. Прохоров), анкета В. Ю. Рыбникова «Прогноз-2». Данный набор тестовых методик позволяет выявить уровень стрессоустойчивости, особенности переживания стресса (степень самоконтроля, эмоциональной лабильности) у студентов, а также определить их уровень нервно-психической устойчивости (НПУ).
Полученные эмпирические данные будут подвержены статистическому анализу.
Результаты и обсуждение.
Результаты
В данной статье нами были изучены: уровень стрессоустойчивости (УС), особенности переживания студентами стресса (ОПС), а также их уровень нервно-психической устойчивости (НПУ).
По результатам исследования по шкале УС было установлено, что у 50 % девушек наблюдается тревожный уровень стрессоустойчивости, у 13,3 % очень тревожный, 26,6 % – удовлетворительный, 6,6 % – хороший, 3,3 % отличный. В то же время среди парней наблюдаются следующие показатели: 46,6 % с тревожным уровнем, 50 % – удовлетворительный уровень, 3,3 % – хороший.
Шкала ОПС содержит следующие результаты. У девушек: 33,3 % – удовлетворительный уровень регуляции, 66,6% – высокий уровень. У парней: 76.6 % – высокий уровень, 23,3 % – удовлетворительный.
По шкале НПУ выявляется следующее: 13,3 % девушек имеют высокую НПУ, 50 % – средний уровень НПУ, 36,6 % – низкая НПУ. В выборке парней: у 33,3 % – высокая НПУ, у 46,6 % – средняя, у 20% – низкая НПУ.
Обсуждение.
Одной из главных задач в образовательном учреждении является обеспечение оптимальными условиями учебно-воспитательный процесс, а также повышение стрессоустойчивости студентов. Как известно, работа врача связана с большой ответственностью и несет в себе огромное количество различного стресса, как эустресса, так и дистресса. Следовательно обучение в медицинском университете требует от студентов определенного уровня стрессоустойчивости, так как в дальнейшем им предстоит взаимодействовать непосредственно с людьми, их здоровьем, а порой и с их жизнями.
Как известно парни и девушки переживают стресс по-разному. В ходе исследования было обнаружено, что у студенток тревожный уровень стрессоустойчивости значительно выше, чем тревожный уровень стрессоустойчивости парней. Также нами было выявлено, что среди студентов-парней уровень стрессовой регуляции превышает показатели группы девушек. Кроме того следует обратить внимание, что студенты медики в группе парней имеют более высокую НПУ, что говорит о низкой вероятности нервно-психических срывов, адекватности самооценки и оценки окружающей действительности. Возможны единичные, кратковременные нарушения поведения в экстремальных ситуациях при значительных физических и эмоциональных нагрузках.
Заключение.
Подводя итоги стоит отметить, что у студентов медицинского университета в целом достаточно высокий уровень стрессоустойчивости. Однако девушки обладают меньшей стрессоустойчивостью, чем парни. Это говорит о том, что вероятность нервно-психических срывов у девушек существенно выше.
Список литературы.
Камболова, М. Д. Исследование особенностей стрессоустойчивости у мужчин и женщин / М. Д. Камболова // Молодежь России в XXI веке : Материалы студенческой научно-практической конференции, проводимой в рамках VI Всероссийского студенческого форума "Россия - наш общий дом", Грозный, 01–03 декабря 2019 года. – Грозный: Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М.Д. Миллионщикова, 2019. – С. 121-124. – EDN ZGMKJJ.
Коухен С., Виллиансон Г. Тест самооценки стрессоустойчивости https://studfile.net/preview/5570943/page:15/
Образцова Е. В. Стрессоустойчивость женщин //Вестник магистратуры. – 2020. – №. 2-6. – С. 52.
Петренко В. П. Гендерные различия в переживании стресса // Современные задачи научной работы. Перспективы внедрения. – 2022. – С. 30.
Прохоров А. О. Диагностика состояния стресса https://studfile.net/preview/5570943/page:11/
Репина Е.Н., Рогачевская О.В. ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ // Вестник Сыктывкарского университета. Серия 2. Биология. Геология. Химия. Экология. 2019. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gendernye-osobennosti-stresso-ustoychivosti-studentov (дата обращения: 24.10.2023).
Рыбников В. Ю. Методика «Прогноз-2» https://studfile.net/preview/5570943/page:13/
Суворова, И. В. К определению понятий "стресс" и "стрессоустойчивость" / И. В. Суворова // World science: problems and innovations : сборник статей XX Международной научно-практической конференции : в 2 ч., Пенза, 30 апреля 2018 года. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2018. – С. 274-277.
Ткаченко Е. А., Пищулов К. А., Авилов О. В. Стрессоустойчивость и копинг-стратегии у студентов-медиков //Аллея науки. – 2017. – Т. 5. – №. 16. – С. 919-927.