Память – важнейшая, определяющая характеристика психической жизни личности. Она обеспечивает единство и целостность человеческой личности, сохранение и передачу исторического, культурного, индивидуального опыта и генетической информации. Человеческая память хранит все, и не желает расставаться ни с чем – ни с хорошими событиями жизни, ни с плохими.
Память – это психический процесс запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствования человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим. Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта.
Снижение памяти начинается в пожилом возрасте. На начальном этапе это проявляется забывчивость, рассеянностью, далее человек забывает о событиях и разговорах, которые произошли недавно. Без лечения начинает страдать и долгосрочная память: «стираются» воспоминания о важных событиях, близких, деталях собственной биографии, утрачиваются навыки, появляются проблемы с узнаванием родственников, с ориентацией в пространстве.
В настоящее время болезни пожилых людей стали актуальной проблемой для теоретической и практической медицины. Прогрессирующее уменьшение адаптационных возможностей организма, изменение его реактивности создают условия для развития патологии [4]. Уровень заболеваемости у пожилых людей (60–74 года) почти в два раза выше, а у лиц старческого возраста (75 лет и старше) — в 6 раз выше, чем у лиц молодого возраста [1].
Повышенная забывчивость является одной из наиболее распространенных жалоб у пожилых пациентов [2]. Снижение памяти может быть как следствием физиологических возрастных изменений ЦНС, так и патологическим симптомом целого ряда заболеваний головного мозга.
Целью нашего исследования является изучение нарушения памяти у пожилых людей.
В эмпирическом исследовании нами была выдвинута гипотеза о том, что в пожилом возрасте будут наблюдаться такие нарушения как:
1. Снижение объёма памяти;
2. Нарушение опосредованной памяти;
3. Нарушения динамики мнестической деятельности;
4. Дисмнезии по типу гипомнезии (снижение) функций памяти.
Задачи исследования:
1. Изучить нарушения памяти, его основные формы в трудах отечественных и зарубежных психологов;
2. Подобрать методы и методики для изучения памяти у пожилых людей.
3. Провести эмпирическое исследование и провести анализ результатов нарушений памяти у пожилых людей.
Исследование проводилось на базе ГБСУСОН Ставропольского краевого геронтологического центра в возрасте от 64 до 78 лет в количестве 10 человек.
Основными методами исследования являются теоретические (метод анализа, синтеза, обобщения и сравнения) и эмпирические (метод опроса). Использованы методики: методика «память на числа», методика "заучивание 10 слов " А.Р. Лурия, методика «память на образы», методика «пиктограмма».
В нашем исследовании мы использовали методику «Память на числа», которая предназначена для оценки кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности. Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что кратковременная зрительная память, а также объем и точность у пожилых людей снижены. С поставленной задачей не справился ни один исследуемый, что говорит о пониженной кратковременной зрительной памяти.
Методика "Заучивание 10 слов " А.Р. Лурия позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение.
Методика может использоваться для оценки состояния памяти, произвольного внимания, истощаемости больных нервно-психическими заболеваниями, а также для изучения динамики течения болезни и учета эффективности лекарственной терапии. Проанализировав полученные данные, мы увидели, что только третий испытуемый показал среднюю выраженность уровня кратковременной памяти, остальные испытуемые показали низкий уровень.
Методика «Память на образы». Предназначена для изучения образной памяти. Сущность методики заключается в том, что испытуемому экспонируется таблица с 16 образами в течение 20 с. Образы необходимо запомнить и в течение 1 минут воспроизвести на бланке.По результатам пройденной методики, мы можем сделать вывод, что образная память пожилых людей нарушена, так как с задачей справились только 2 испытуемых и показали средние значения, что говорит о нормальном уровне запоминания. Остальные 8 испытуемых показали низкие результаты.
Методика «Пиктограмма», предложенная А.Р. Лурия, представляет собой вариант опосредованного запоминания. Может быть использована для исследования больных с образованием не менее 7 классов.Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод, что опосредованное запоминание пожилых людей нарушено, так как все обследуемые показали низкий уровень.
У пожилых людей отчётливо виден низкий уровень запоминания, сохранения и воспроизведения, также у них наблюдается пониженный уровень кратковременной зрительной памяти, объёма и точности. Кроме того у стариков снижен вариант опосредованного запоминания.
По результатам проведённого исследования, нам удалось подтвердить гипотезу о том, что нарушения памяти пожилых людей проявляются в выраженном снижении объёма памяти, в нарушениях опосредованной памяти, нарушении динамики мнестической деятельности, а также в снижении функций памяти.
Список литературы:
Вёрткин А.Л., Ховасова Н.С. Коморбидный пациент Москва. 2015; Эсмо.
Дамулин И.В. Сосудистые когнитивные нарушения у пожилых. Русский медицинский журнал, т. 17, № 11, с. 2009.
Куликов П.М. Теоретические аспекты исследования функционирования памяти в пожилом возрасте. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-aspekty-issledovaniya-funktsionirovaniya-pamyati-v-pozhilom-vozraste/viewer.
Оганов Р.Г. доклад «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями — вклад государства, гражданского общества и человека», Москва, IX Всероссийский форум «Здоровье нации — основа процветания России»,2015.