В современных условиях инновационная деятельность в какой-либо степени присуща любому производственному предприятию. Даже если предприятие не является лидером на рынке инноваций, то рано или поздно оно непременно столкнется с необходимостью производить замену морально устаревших технологий и продуктов. Инновационные процессы, их воплощение в новых продуктах и новой технике являются основой экономического развития.
Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается из взаимозависимых фаз, образующих единое, системное целое.
На сегодняшний день важной составной частью государственной социально-экономической политики является инновационная политика, определяющая цели инновационной стратегии и механизмы поддержки приоритетных инновационных программ и проектов.
В мировой экономической литературе инновация интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.
В литературе насчитываются сотни определений (табл. 1). Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др.
В соответствие с Руководством Фраскати (документ принят ОЭСР в 1993 г. в итальянском городе Фраскати), инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам.
В словаре «Научно-технический прогресс» слово «инновация» (нововведение) означает результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных форм и т.д.[40,с.151]
П.Н. Завлин, А.К. Казанцев, Л.Э. Миндели и другие авторы учебника «Инновационный менеджмент» считают, что инновация – это использование в той или иной сфере общества результатов интеллектуальной (научно-технической) деятельности, направленных на совершенствование процесса деятельности или его результатов.[19, с.10]
Инновация базируется на новшестве, или нововведении, называемом новацией. Нововведение представляет собой замену старого объекта (явления) новым.
Под инновацией (англ. innovation - нововведение, новшество, новаторство) мы понимаем "инвестицию в новацию".
Новация (лат. novation - изменение, обновление) представляет собой какое-то новшество, которого не было раньше. В соответствии с гражданским правом новация означает соглашение сторон о замене одного заключенного ими обязательства другим, т. е. этот результат есть новация[1].
Инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства, труда, обслуживания и управления, включая новые конфигурации контроля, учета, методы планирования, приемы анализа и т. п.
Несмотря на кажущуюся простоту, понятие «инновация» является весьма емким, многогранным. Обзор экономической литературы показал, что в зависимости от объекта и предмета своего исследования различные экономисты рассматривают категорию «инновация» по-разному [25,с.15]. И в общем виде можно выделить четыре основных направления в исследованиях в зависимости от того, что составляет сущность инновации:
результат (П. Лемерль, Р.А. Фатхутдинов, А.С. Кулагин);
процесс (Б. Твисс, В.Г. Медынский, В.Н. Лапин);
изменение (Й. Шумпетер, Ла Пьерре, Л.С. Бляхман, А.И. Пригожин);
средство (П. Друкер).
Таблица 1
Некоторые существующие определения понятия «инновация»
Автор |
Содержания определения |
Как результат |
|
П. Лемерль |
Любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее условия для такой экономии. |
Р.А. Фатхутдинов |
Конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта. |
А.С. Кулагин |
Новая или улучшенная продукция (товар, работа, услуга) способ (технология) ее производства или применения, нововведение или усовершенствование в сфере организации и (или) экономики производства и (или) реализации продукции, обеспечивающие экономическую выгоду, создающие условия для такой выгоды или улучшающие потребительские свойства продукции (товара, работы, услуги). |
А.В. Сурин, О.П. Молчанова |
Конечный результат творческой деятельности получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции либо технологии, практически применимых и способных удовлетворить определенные потребности. Другими словами, инновация – это результат реализации новых идей и знаний с целью их практического использования для удовлетворения определенных запросов потребителей. |
Д.В. Соклов, А.Б. Титов, М.М. Шабанова |
Итоговый результат создания и освоения (внедрения) принципиально нового или модифицированного средства (новшества), удовлетворяющий конкурентные общественные потребности и дающий ряд эффектов (экономический, научно-технический, социальный, технологический). |
Как процесс |
|
Б. Твисс |
Процесс, в котором изобретение или новая идея приобретает экономическое содержание |
В.Г. Медынский |
Общественный, технический, экономический процесс, приводящий к созданию лучших по своим свойствам товаров (продуктов, услуг) и технологий путем практического использования нововведений. |
В.Н. Лапин |
Комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства для лучшего удовлетворения известной потребности людей. |
Как изменение |
|
Й. Шумпетер |
Изменение (новые комбинации) производственных факторов, мотивированное предпринимательским духом, с целью внедрения и использования новых видов товаров, новых способов и методов производства, новых источников сырья, освоения новых рынков, новых форма организации производства, новых источников сырья, освоения новых рынков, новых форм организации производства (реорганизация с целью монополизации). |
Ла Пьерре |
Любое изменение во внутренней структуре хозяйственного организма путем перехода от первоначального в новое состояние. |
Л.С. Бляхман |
Целенаправленное изменение, сознательно вносимое в процессе воспроизводства для лучшего удовлетворения имеющейся или формирования новой общественной потребности. |
А.И. Пригожин |
Нововведение сводится к развитию технологии, техники, управления на стадиях их зарождения, освоения, диффузии на других объектах. |
Как средство |
|
П. Друкер |
Особый инструмент предпринимателей, средство, с помощью которого они используют изменения как шанс осуществить новый вид бизнеса или услуг. |
Несмотря на подобное разнообразие определений термина «инновация», значительно отличающихся и по форме, и по содержанию, существует, единая общая предпосылка их возникновения.
Термин "инновация" как новая экономическая категория ввел в научный оборот австрийский (позже американский) ученый Йозеф Алоиз Шумпетер (J. A. Schumpeter, 1883-1950) в первом десятилетии ХХ в. В своей работе "Теория экономического развития" (1911) Й. Шумпетер впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций изменений в развитии (т. е. вопросы инновации) и дал полное описание инновационного процесса.
Й. Шумпетер выделял пять изменений в развитии[21,с.243]:
1) использование новой техники, технологических процессов, или нового рыночного обеспечения производства;
2) внедрение продукции с новыми свойствами;
3) использование нового сырья;
4) изменения в организации производства и его материально-техническом обеспечении;
5) появление новых рынков сбыта.
Таким образом, инновация (нововведение) - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.
Инновационная деятельность - это процесс, направленный на разработку инноваций, реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки[22,с.127]. Наиболее полную классификацию инноваций разработал известный российский ученый А.И. Пригожин на основе следующих признаков[31,с.81]:
распространенность;
место в производственном процессе;
преемственность;
ожидаемый охват доли рынка;
степень новизны и инновационный потенциал.
Внутри каждой из пяти групп он предложил следующее подразделение:
Виды инноваций по распространенности:
единичные;
диффузные;
Виды инноваций по месту в производственном цикле:
сырьевые;
обеспечивающие (связывающие);
продуктовые;
Виды инноваций по преемственности:
замещающие;
отменяющие;
возвратные;
открывающие;
ретровведения;
Виды инноваций по ожидаемому охвату доли рынка:
локальные;
системные;
стратегические;
По степени новизны и инновационному потенциалу, выделяют инновации:
радикальные;
комбинаторные;
совершенствующие.
По степени новизны для рынка инновации:
новые для отрасли в мире;
новые для отрасли в стране;
новые для данного предприятия (группы предприятий). Также, классифицировать инновации можно:
по степени воздействия на экономику;
по уровню воздействия на процесс производства;
по уровню воздействия на факторы производства;
по области применения;
по причинам возникновения;
по характеру удовлетворяемых потребностей.
Виды инноваций по уровню воздействия на процесс производства:
расширяющие;
заменяющие;
улучшающие.
Расширяющие инновации направлены на использование принципов и методов базовых инноваций в других экономических областях;
Замещающие инновации предназначены для производства операций другим, более эффективным способом;
Улучшающие инновации служат для повышения качества выполняемых работ.
По уровню воздействия на факторы производства инновации можно подразделить на комплексные и локальные. Комплексные инновации, как правило, требуют существенных изменений в оборудовании, технологии, квалификации работников и т.д.
Виды инноваций по области применения:
технологические;
организационно-управленческие;
экономические;
маркетинговые;
социальные;
экологические;
информационные.
Наибольшее применение на практике находят инновации технологического характера — продукт инновации в виде новых продуктов и процесс ввода новых технологий, оборудования и материалов. К организационным инновациям относятся разработка и внедрение новой организационной структуры управления предприятием; к экономическим -использование неприменяемых ранее систем и форм оплаты труда, методов управления издержками производства; к маркетинговым - освоение новых рынков и способов продвижения; к социальным - применение ранее неиспользуемых методов мотивации труда; к экологическим - использование новых технологий — реализация новых технологий в области охраны окружающей среды; к информационным — использование новых информационных технологий[18,с 115].
Приведенная классификация инноваций не только используется для целей статистического учета, но и позволяет позиционировать продукцию на конкурентном рынке, оценивать уровень собственной конкурентоспособности, разрабатывать стратегию развития, обосновывать меры по совершенствованию менеджмента.
В сфере услуг - услуга считается технологической инновацией, если ее характеристики или способы использования либо принципиально новые, либо значительно (качественно) усовершенствованы в технологическом отношении. Использование существенно усовершенствованных методов производства или передачи услуг также является технологической инновацией. Последнее охватывает изменения в оборудовании или организации производства, связанные с производством или передачей новых или кардинально усовершенствованных услуг, которые не могут быть произведены или переданы с использованием существующих производственных методов, или с повышением эффективности производства или передачи имеющихся услуг[14,с.177].
Кроме того, по месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить:
инновации на входе предприятия (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);
инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);
инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).
В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:
радикальные (базовые);
улучшающие;
модификационные (частные).
Внедряя инновации в практику предпринимательской деятельности, очень важно знать, какие факторы способны затормозить или ускорить инновационный процесс. Основные факторы, влияющие на развитие инновационного процесса, приведены в таблице 2.
Таблица 2
Факторы, влияющие на инновационную деятельность[13,с.44]
Группа факторов |
Факторы, препятствующие инновационной деятельности |
Факторы, способствующие инновационной деятельности |
Экономические, технологические |
Недостаток средств для финансирования инновационных проектов, слабость материальной и научно-технической базы, отсутствие резервных мощностей, доминирование интересов текущего производства |
Наличие резерва финансовых и материально-технических средств, прогрессивных технологий, необходимой хозяйственной и научно-технической инфраструктуры |
Политические, правовые |
Ограничения со стороны антимонопольного, налогового, амортизационного, патентно-лицензионного законодательства |
Законодательные меры (особенно льготы), поощряющие инновационную деятельность, государственная поддержка инноваций |
Социально-психологические, культурные |
Сопротивления переменам, которые могут вызвать такие последствия как изменение статуса сотрудников, необходимость поиска новой работы, организация новой работы, реорганизация устоявшихся способов деятельности, нарушение стереотипов поведения и сложившихся традиций, боязнь неопределенности, опасение наказаний за неудачу |
Моральное поощрение участников инновационного процесса, общественное признание, обеспечение возможностей самореализации, освобождение творческого труда. Нормальный психологический климат в трудовом коллективе |
Организационно-управленческие |
Устоявшаяся организационная структура компании, излишняя централизация, авторитарный стиль управления, преобладание вертикальных потоков информации, ведомственная замкнутость, трудность межотраслевых и межорганизационных взаимодействий, жесткость в планировании, ориентация на сложившиеся рынки, ориентация на краткосрочную окупаемость, сложность согласования интересов участников инновационных процессов |
Гибкость оргструктуры, демократичный стиль управления, преобладание горизонтальных потоков информации, самостоятельная организация работы, допущение корректировок, децентрализация, автономия, формирования целевых рабочих групп. |
Под внедрением на рынок товаров или услуг понимается проверка с помощью рыночных тестов конкурентоспособности продукции, а также целевое использование маркетингового инструментария. Фаза внедрения заканчивается успешным закреплением продукта на рынке. В качестве решающей предпосылки успешного внедрения следует рассматривать длительную подготовку рынка сбыта для новой продукции. Этого можно достичь с помощью соответствующей работы с общественностью, рекламы, консультирования клиентов, а также путем использования дополнительных маркетинговых инструментов (например, ценовой политики). При этом важен правильный расчет сроков. На крупных предприятиях перед окончательным введением новинки проводится тестирование изделия и рынка по возможности в максимально ранней фазе инновационного проекта. С помощью подобных тестов можно снизить риски, но это связано с высокими издержками. Поэтому и продуктовое, и рыночное тестирование проводится малыми и средними предприятиями лишь в редких случаях. Чаще всего они полагаются здесь на "теоретические" суждения, а также на опыт и интуицию участников инновационного процесса. [23, стр. 217]
Каждая фаза инновационного процесса наряду со временем требует довольно значительных денежных затрат. В задачи инновационного менеджмента входит управление процессом таким образом, чтобы оптимально использовать необходимые ресурсы.
В заключение следует отметить, что инновационный процесс нельзя рассматривать как следствие более или менее случайных технических изобретений или других предпринимательских идей. Скорее он требует стратегического планирования и ориентированного на рынок управления.
Основные функции инноваций и инновационных процессов: [29, с. 67]
они вовлекают в производство новые производительные силы, способствуют повышению производительности труда и эффективности производства, сокращают различного рода затраты;
повышают уровень жизни каждого человека и общества в целом за счет разнообразия и качества производимой продукции и услуг, удовлетворения потребностей населения;
помогают привести в соответствие структуру производства со структурой изменившихся потребностей, способствуют поддержанию равновесия между спросом и предложением, между производством и потреблением;
являются результатом применения творческих возможностей и знаний конкретной личности, человеческого интеллекта, что, в свою очередь, стимулирует дальнейший рост творческой деятельности.
Стратегическое планирование и управление – основа современного менеджмента в условиях постоянных изменений окружающей среды.
Управление инновационной деятельностью имеет особенности по сравнению с традиционной деятельностью. Прежде всего, это обусловлено наличием научно-исследовательских и проектных работ. Другой особенностью - является ее рискованность. На любом этапе создания новых потребительских продуктов и образцов техники возможно появление неожидаемых, не видимых ранее проблем, которые могут привести к нарушению сроков, перерасходу ресурсов, к не достижению запланированных целей или даже к закрытию инновационного проекта [28,с.278].
В процессе управления инновационной деятельностью необходимо решать технические и производственные вопросы с учетом экономической целесообразности и коммерческой выгоды, внедрять новые технологии, осваивать новые изделия и их сбыт, обеспечивать согласованность, непрерывность, динамику инновационной деятельности предприятия на всем ее протяжении - от идеи до реализованного материального продукта.
Процесс управления инновациями включает: соответствие целей управления инновациями для функционирования организации; выявление своих конкурентных преимуществ и недостатков; определение методов управления инновациями; механизм управления инновациями.
Для того чтобы организовать процесс управления инновациями, необходимо [17,с.54]:
привести в соответствие цель управления инновациями для функционирования организации в целом (например, разработать качественно новый товар для захвата определенного сегмента рынка);
выявить свои конкурентные преимущества и недостатки (например, квалифицированный опытно-конструкторский персонал, по слабая инвестиционная база);
определить методы управления инновациями (аналитические, опытно-экспериментальные, прогнозирования, экономические, социально-психологические, административные и др.);
построить механизм управления инновациями;
Механизм управления инновациями состоит из следующих элементов[16,с.14]:
прогнозирование инноваций;
планирование инноваций;
анализ ситуации;
идентификация потребности в инновации;
определение критериев выбора альтернатив инноваций;
разработка альтернатив;
установление наилучшей из них;
разработка и согласование управленческого решения;
управление реализацией;
контроль и оценка результатов.
Эти элементы находятся как в прямой, так и обратной связи, что обеспечивает наилучшее управление таким специфическим объектом управления, как инновации.
Рассмотрим элементы механизма управления инновациями более подробно.
1. Прогнозирование инноваций в организации — нахождение наиболее вероятных и перспективных путей развития в технической области. Прогнозирование инноваций дает возможность заглянуть в будущее и увидеть, какие наиболее вероятные изменения могут произойти в области применяемой техники и технологии, а также в выпускаемой продукции и как это скажется на конкурентоспособности организации. Прогнозирование инноваций включает реализацию трех основных этапов:
установление объекта прогноза;
выбор метода прогнозирования (например, метод экстраполяции, методы экспертных оценок, методы моделирования и др.);
разработка самого прогноза и его вероятностная оценка.
2. Планирование инноваций предполагает выполнение следующих принципов [24,с.412]:
приоритетность — в план необходимо включать самые важные и перспективные направления инноваций, предусмотренные в прогнозе, реализация которых обеспечивает организации значительные экономические и социальные выгоды не только в краткосрочном, но и среднесрочном и долгосрочном периодах;
непрерывность планирования — закономерность и последовательность разработки краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных планов инновационного развития;
сквозное планирование — это планирование всех этапов цикла «наука-производство»: НИОКР, технологическая подготовка производства, выпуск новой продукции и ее жизненного цикла (однако данный принцип применяют в
крупных корпорациях, которые располагают значительными внутренними инвестициями);
комплексность планирования — тесная взаимосвязь инновационного плана с разделами плана экономического и социального развития организации, производственной программой, инвестиционным планом, кадровой политикой организации, финансовым планом;
экономическая обоснованность и обеспеченность ресурсами — включение в план только экономически выгодных мероприятий, обеспеченных необходимыми ресурсами, т.е. бизнес-план инноваций организации.
3. Анализ ситуации — сбор данных о состоянии факторов прямого и косвенного воздействия внешней среды, а также о положении дел внутри организации. Затем собранную информацию классифицируют, анализируют менеджеры различных уровней. Реальные значения контролируемых инновационных параметров сравнивают с запланированными (на базе составленных прогнозов), что дает возможность выявить проблемы, требующие скорейшего решения.
4. Идентификация потребности в инновации — ее определение и правильная формулировка, которая позволит разработать комплекс мер, повышающих эффективность функционирования организации при удовлетворении потребности в инновации. Не следует забывать, что потребность в инновации тесно связана не только с рынком потребителя, но и рынком производителя (внутренняя потребность организации в повышении уровня прибыли за счет инновации). Также идентификация потребности в инновации не может быть решена только в инновационном отделе организации, требуется помощь маркетингового отдела.
5. Определение критериев выбора альтернатив инноваций — выбор критериев, по которым будут сравнивать альтернативы инноваций и выбирать наилучшую (например, затраты па инновации, жизненный цикл инновации, отдача от ее использования и т.п.).
6. Разработка альтернатив — это все возможные варианты и модификации инноваций, а также альтернативные пути их разработки и внедрения, из которых менеджер может выбрать наиболее оптимальный с точки зрения специфики организации, поставленных целей и ситуации во внешней среде.
7. Выбор наилучшей альтернативы — сравнение преимуществ и недостатков каждой из альтернатив, а также анализ вероятности их применения. Для сопоставления целесообразно иметь набор стандартов или критериев оценки. Часто результатом выбора становится компромиссный вариант, включающий в себя качества нескольких альтернатив. В современной динамической внешней среде, в которой функционируют организации, следует учесть и уровень риска (например, выбирают не самый прибыльный вариант, а тот, который обеспечит реализацию инновации с наибольшей вероятностью успеха).
8. Разработка и согласование управленческого решения относительно инновации направлены на сотрудничество инновационного отдела с другими подразделениями организации и управленческим персоналом. Специфика управления инновациями в том, что разрабатывают их, как правило, квалифицированные специалисты, а принимают решение и утверждают план внедрения менеджеры. В связи с этим в организациях, целенаправленных на инновационное развитие, принят групповой процесс принятия управленческих решений. Он позволяет в коллективе выявить несоответствия разных уровней управления и устранить их быстро и качественно.
9. Управление реализацией управленческого инновационного решения начинается с определения комплекса работ и ресурсов, исполнителей и сроков. Затем разрабатывают программу реализации управленческого инновационного решения, которую должны выполнять подразделения в соответствии с деревом целей.
10. Контроль и оценка результатов. В ходе осуществления инновационной программы задачей менеджеров разных уровней является контроль над исполнением управленческих решений. В случае необходимости оказывается управленческая помощь или помощь квалифицированных специалистов, вносятся коррективы при обнаружении ошибок. Таким образом, наблюдается обратная связь последнего элемента механизма управления инновациями с предыдущими.
Инновации — специфический объект управления, требующий значительных инвестиций, квалифицированного научно-технического персонала, масштабных маркетинговых мероприятий. Таким образом, для управления инновациями необходим системный подход, определяющий взаимосвязи и взаимозависимость между подразделениями организации, характеризующий прямые и обратные связи в структуре управления.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Гражданский кодекс Российской Федерации, Часть вторая: 26 января 1996 года №14–ФЗ. С изм. и доп. на 2022 г.
Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 07.03.22) «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Постановление Правительства РФ "Об утверждении правил оказания услуг общественного питания" № 1036 от 15 августа 1997 г.
Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" № 134-ФЗ от 8 августа 2001 г.
Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов" № 29-ФЗ от 2 января 2000 г.
Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" № 128-ФЗ от 8 августа 2001 года.
Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ (ред. от 28.07.2022) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2021).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2003 № 98 «О введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.3.2.1324-03» (вместе с «СанПиН 2.3.2.1324-03. 2.3.2. Продовольственное сырье и пищевые продукты. Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утв. Главным государственным врачом РФ 21.05.2022).
Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия.»- М.: Дело и сервис, 2012. – 298 с.
Анисимов, Ю. П. Теория и практика инновационной деятельности: Учеб. пособие / Ю. П. Анисимов, Ю. В. Журавлёв, С. В. Шапошникова. - Воронеж: Воронеж, гос. технол. акад, 2010. - 540 с.
Балабанов, И.Т. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов /И.Т. Балабанов, – СПб.: Питер, 2011. – 304 с.
Бизнес в России: инновации и модернизационный проект: Монография/Полетаев В. Э. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 624 с
Валдайцев С. В. Оценка бизнеса и инноваций - М.: Филинъ, 2012. – 195 с
14.. Васильева T.H. Методы управления инновационной деятельностью : учебное пособие / JI.H. Васильева, Е.А. Муравьева. М.: КНОРУС, 2021. -320 с.
15. Водачек Л., Водачкова О. Стратегия управления инновациями на предприятии. - М.: Экономика, 2012. – 365 с
16. Гольдштейн, Г.Я. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Г.Я. Гольдштейн, - Таганрог: ТРТУ, 2022. - 132с.
17. Гринёв В.Ф. Инновационный менеджмент: Учебное пособие.-К.: МАУП, 2012. – 187 с.
18. Дармилова, Ж. Д. Инновационный менеджмент: Учебное пособие для бакалавров / Ж. Д. Дармилова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2021. - 168 с.
19. Завлина П.Н., Казанцева А.К. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. - СПб.: Наука, 2012. -177 с.
20. Инновационный менеджмент , Ильенкова С. , Пудич В., Смирнов С.,Издательство ЮНТИ, 2012г – 156с.
21.Инновационный менеджмент. Учебник / Под ред. С. Д. Ильенковой, - М.: Юнити, 2012. – 417 с.
22.Инновационный менеджмент: Учебное пособие / А.М. Мухамедьяров. - 3-e изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 191 с.
23.Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / Под ред. Б.З. Мильнера. - М.: НИЦ Инфра-М, 2021. - 624 с.
24.Инновации: теория, механизм, государственное регулирование: Учебное пособие/Под ред. Ю. В. Яковца. — М.: Издательство РАГС, 2010 - 562 с.
25.Казанцева А.К. , Л.Э. Миндели, – СПб.: Наука, 2014. – 331 с.
26.Ковалев Г.Д. Инновационные коммуникации: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2021. - 288 с
27.Ларионов, Г.В. Инновационное формирование тенденций управления человеческими ресурсами : Монография / Г. В. Ларионов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2022. — 160 с.
28. Масленникова, Мишин: Управление инновациями: учебник, Издательство: Высшее образование, 20012 г.,- 711с.
29.Медынский, В.Г. Инновационный менеджмент: учебник. / В.Г. Медынский. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 295 с
30.Основы инновационного менеджмента. Теория и практика: Учебник /Под ред. А.К. Казанцева. Л.Э. Миндели, – М.: Экономика, 2011. – 518 с.
31.Пригожин А.И. Нововведение: стимулы и перспективы. – М., 2012.-180с.
32.Сергеев И. В. Экономика предприятий: Учебное пособие - М.: Финансы и статистика, 2010. – 135 с.
33.Смирнов Н.Н. Стратегический менеджмент: Учебное пособие/ Смирнов Н. Н. - П.: 2012 г. 128 с.
34.Стратегический менеджмент организации: Курс лекций/ Бандурин А.В., Чуб Б.А. Сайт "Корпоративный менеджмент", 2022. -180с.
35. Управление инновациями: В 3 кн. Кн. 2. Управление финансами в инновационных процессах: Учеб. пособие / А.А. Харин, И.Л. 38.Коленский, Н.Н. Пущенко, В.А. Старых; Под ред. Ю.В. Шленова. - М.: Высш. шк., 2012. - 295 с.
36.Фатхутдинов, Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 6-е изд. /Р.А. Фатхутдинов, - СПб.: Питер, 2011. – 448 с.
37. Хотяшева, О.Н. Инновационный менеджмент /О.Н. Хотяшева, - СПб.: Питер, 2021. – 384 с.
38.Шемякина, Т. Ю. Система управления инновационной деятельностью предприятия : учеб. пособие / Т. Ю. Шемякина. - 2-е изд., доп. - М.: ФЛИНТА : Наука, 2012. - 268 с. |
39.Шестаков А.В. Экономика и право: Энциклопедический словарь. - М.: Дашков и К, 2012. - 568 с.
40.Экономика инноваций: Учебник / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, Т.Г. Попадюк. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра-М, 2021. - 336 с