Психологическое исследование причин комплекса неполноценности в юношеском возрасте - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Психологическое исследование причин комплекса неполноценности в юношеском возрасте

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«Человек стремится туда, где он сможет компенсировать свою неполноценность».

-А.Адлер.

Изучение комплекса неполноценности заинтересовало как зарубежных учёных, таких как: А.Адлер, З.Фрейд, Э. Фромм, так и отечественных: Л.С.Выготский, Э.А. Соколова, В.М.Сорокин и другие.

Впервые комплекс неполноценности стал изучать А.Адлер, который считал, что изначально у личности формируется чувство неполноценности, автор определил его как некоторую положительную неудовлетворённость, которая продолжается до тех пор, пока потребность не будет удовлетворена. Причём данное чувство свойственно абсолютно каждой личности. Однако, если чувство неполноценности превращается в стойкое убеждение человека о собственной ущербности, слабости, человек не уверен в своих способностях, то на этой основе формируется комплекс неполноценности.

А. Адлер считал, что появлению чувству неполноценности способствует 3 условия: дети, рождённые со слабыми или несовершенными органами. Такие дети довольно рано устанавливают отличия между собой и другими с помощью дефектного органа, который может мешать в установление взаимоотношений; дети, выросшие без любви и заботы часто чувствуют себя неуверенными из-за мысли, что их никогда не будут любить и ценить. Отвержение со стороны родителей, полное пренебрежение ребёнком создаёт вокруг него некое подобие психологического вакуума, в котором он не может найти опору для выстраивания своих границ с социальным миром [1,3]; слишком избалованные дети. Такие дети зачастую боятся делать что-либо самостоятельно, что формирует у них чувство неуверенности в собственных силах [4].

Автор определил комплекс неполноценности как энергетический потенциал психической активности, вызванный переживаемым каждым человеком в раннем детстве ощущения собственной недостаточности, который в последующем индивид решит путём компенсации.

Учёный выделил конструктивный и деструктивные способы компенсации. К деструктивным относится: неполная компенсация с высоким социальным интересом. Если личность находится среди людей, от которых не чувствует отгороженности, то он будет меньше испытывать чувство ущербности, так как оно компенсируется за счёт окружающих, как правило, комплекс остаётся; неполная компенсация с низким социальным интересом. Происходит в результате, если человеку не удаётся найти своё место в обществе, и он уходит в социальную изоляцию. Личность часто становится очень тревожной, напряжённой, начинает менять своё поведение и установки и становится «как все». Иногда люди, выбирающие такой способ компенсации, способны создавать мнимый образ компенсации, на самом деле стараясь извлечь выгоду из своего комплекса, а не стремясь его убрать, тем самым получая сочувствие от окружающих. Такой подход может остановить личностный рост; гиперкомпенсация. Чрезмерное стремление к компенсации своего недостатка способствует формированию невротического комплекса власти, доминирования, господства. Люди с таким типом компенсации, используют свои знания для приобретения власти над людьми, думая лишь о своей выгоде. К конструктивному относится: полная компенсация. Личность стремится усовершенствовать, проработать свой недостаток. Люди, обладающие слабым здоровьем, развивали свои способности, тем самым компенсируя свой комплекс неполноценности.

Опираясь на свой комплекс и, стремление его преодолеть, личность формирует определённые жизненные цели, которые влияют на формирование жизненного стиля личности. Это уникальный способ для реализации жизненной цели, способствующий для приспособления и взаимодействия к жизни, обществу. Жизненный стиль включает в себя привычки и черты поведения, представление человека о себе и мире. С помощью жизненного стиля личность реализовывает и решает главные жизненные задачи: работа, дружба и любовь. По мнению А. Адлера, эти проблемы взаимосвязаны, и их решение зависит от выбранного стиля жизни.

В результате комплекс неполноценности, выбранный механизм его компенсации, жизненные цели, а также жизненный стиль способствуют формированию типу личности, которая будет либо ориентирована на социальные интересы, взаимодействие с обществом, либо, при выборе деструктивного пути развития сформируется эгоцентричная, неактивная и полностью не заинтересованная в социальных интересах личность. Важно отметить, что А. Адлер считал, что комплекс неполноценности может сформироваться на любом этапе жизни. На основе этого существует множество факторов, влияющих на формирование комплекса неполноценности личности в юношеском возрасте.

И.А. Красильников, Э.А. Соколова считают, что одной из главных причин формирования комплекса неполноценности в юношеском возрасте происходит в результате внутриличностного конфликта, заключающийся в несоответствии между желаниями личности и действительностью, которая блокирует их удовлетворение. По своим последствиям внутриличностный конфликт может быть конструктивным и деструктивным. Деструктивный протекает в форме тяжёлых переживаний, сопровождающихся специфическими состояниями, страхом, депрессиями, стрессом, может перейти в невроз. Н.П. Ансимова и Т.А. Чернова в своей статье «Роль жизненных сценариев в формирование чувства неполноценности у преподавателей юношеского возраста» описали особенности юношей с чувством неполноценности, к ним относится низкий уровень выраженности таких характеристик как самоотношение, самоинтрес, самоуверенность, отношение других и склонность к самообвинению; неверие в собственные силы, необходимые для контроля событий своей жизни, приводящее к неудовлетворенности как уже прожитыми годами своей жизни, так актуальным настоящим; высокий уровень личностной тревожности; существенный разрыв между уровнем притязанием и оценкой себя. На основе этого были описаны проживаемые юношами жизненные сценарии (по Э.Берну). Наибольшую популярность имеют такие жизненные сценарии, как «Неудачник» и «Непобедитель», характеризующиеся достижением незначительных успехов, ощущением своей неуспешности, слабости и неполной реализации.

Таким образом, жизненный сценарий, заложенный в детстве, влияет на эмоциональный настрой человека, его содержательную составляющую жизни, ее конкретный финал, без возможности собственного выбора [2]. Так как юношеский возраст характеризуется саморефлексией и выбором дальнейшего жизненного пути, то личность сможет осознать сценарий, который он использует и при необходимости сменить его на наиболее конструктивный, например, «Победитель», тем самым взяв ответственность и вернув себе авторство своей жизни. Основная роль жизненного сценария в формировании чувства неполноценности для всех юношей в целом проявляется в «провалах», которые случаются в их жизни, в неудачах и их неуспешности [5].

Результаты исследования и их обсуждение

На основе вышесказанного, мы предполагаем, что комплекс неполноценности в юношеском возрасте характеризуется такими проявлениями, как: высокая социальная тревожность, чувство социальной фрустрированности и низкой самооценки. Для подтверждения нашего исследования были получены эмпирические данные, в результате которых 78% испытуемых не лишены комплексов и небольшое количество испытуемых способны справиться со своими комплексами. На основе этого у 66% испытуемых низкий уровень самооценки. При такой самооценки человек болезненно переносит критику в свой адрес, старается всегда считаться с мнениями других и часто страдает от «комплекса неполноценности». Самооценка человека влияет на взаимоотношения с социумом, потому у 75% испытуемых сильная и очень сильная социофобия. У людей возникают трудности при установлении новых контактов, сильное напряжение при участии в некоторых социальных ситуациях, столкновение с критикой вызывает выраженный дискомфорт, внутренне может присутствовать ощущение нехватки навыков общения. На основе этого личности чувствуют социальную фрустрированность, характеризующаяся неудовлетворенностью личности на данный момент жизни собственными достижениями и положением в социальной иерархии.

Таким образом, комплекс неполноценности является частью каждого человека. Человек не может быть без комплекса неполноценности. Он может появиться в любом возрасте и при разных условиях. Комплекс неполноценности является для человека той силой, которая может способствовать либо развитию личности, либо его дальнейшему разрушению, в зависимости от того, какой тип компенсации выберет личность. Стоит отметить и то, что комплекс неполноценность также способствует формированию типа личности, что в дальнейшем определит то, как человек будет решать в дальнейшем свои жизненные цели и задачи.

Список литературы

  1. Адлер А. Комплекс неполноценности // VEcordia, 2016.

  2. Ансимова Н.П., Чернова Т.А.Роль жизненных сценариев в формирование чувства неполноценности у представителей юношеского возраста // Текст научной статьи по специальности « Психологические науки».

  3. Белова А.Ю. Комплекс неполноценности: психологические факторы возникновения и проявления // Психология труда и организационная психология, 2014.

  4. Закирова Л. Чувство неполноценности по А.Адлеру, 2017

  5. Столяренко Л.Д. Психологические особенности юношеского и студенческого возраста // Основы психологии.

Просмотров работы: 259