В условиях быстроизменяющейся экономики, для стабильного экономического роста необходима высокая производительность труда, которая напрямую зависит от человеческого капитала. Поэтому во многих развитых странах человеческий капитал выдвигается на центральную позицию и увеличиваются объемы инвестирования в людей и так называемую экономику знаний. Изучая зависимость ВВП стран и ВВП на душу населения от индекса человеческого капитала, можно проследить достаточно видимую взаимосвязь. У стран с развитой экономикой, таких как США, Япония, Китай, Германия, Швейцария, Канада, индекс человеческого капитала не опускается ниже 0,7, что является высоким показателем [1]. Так, например, ВВП Японии составляет 4,23 трлн. $, а индекс человеческого капитала страны -0,8 (на 2020 год Япония была на 3 месте по индексу человеческого капитала (World Bank: Human Capital Index 2020)) [2].
Инвестирование в людей, прежде всего характеризуется поддержанием высокого уровня образования населения. Что, собственно, и происходит в настоящий момент. В сфере образования наблюдаются процессы информатизации и цифровизации, а также внедрение новейших технических решений. Учиться становится легче и удобнее, материалы становятся доступнее и качественнее.
Однако, если учитывать возрастающие потребности в высокообразованных и высококвалифицированных специалистах, можно сказать, что процесс увеличения доступности образования протекает достаточно медленно. Это происходит из-за недостатка выделяемых средств, маленького объема рынка информационных технологий, дефицита теоретических разработок, недостаточным для их применения, уровнем квалификации преподавателей и недооценкой преимуществ информационных технологий. Но в настоящее время все же происходит развитие сферы обучения, которое делает его более качественным и доступным. Компьютеры становятся все более распространенными устройствами для обучения в учебных заведениях и в домашних условиях. Так, в России большинство школ оснащено необходимой техникой. По данным МЭО, доля ПК с доступом в интернет составляет 75.5%. И это как правило изменяет условия функционирования образовательного процесса, появляется необходимость в пересмотре традиционных подходов к обучению.
Говоря про внедрение информационных технологий в сферу обучения, первое про что хочется сказать, это электронные (ЭОР) и цифровые образовательные ресурсы. Они не являются совсем чем-то новым в сфере образования, однако с развитием технологий, ЭОР становятся все более распространены в учебных заведениях. Они дополняют традиционное обучение, делая его более привлекательным для учащихся. Главные преимущества ЭОР это: доступность, навигация, производительность, моделирование, интерактивность, коммуникабельность, экономия времени и ресурсов. Благодаря своему разнообразию, ЭОР делают образование более интересным и наглядным, повышают мотивацию к обучению. В основном, обычный образовательный процесс подразумевает пассивное обучение: монотонное озвучивание материала, чтение учебников, выполнение одинаковых заданий, что отбивает желание к получению новых знаний у поколения зумеров, тогда как постоянное разнообразие источников теории и практики (видеоуроки, фильмы, анимации, симуляции, интерактивные задания и тесты) повышают заинтересованность. С распространением ЭОР, становится легче заниматься самообразованием, появляется возможность дистанционного обучения. ЭОР всесторонне оптимизируют процесс обучение и самообразования, благодаря высокому уровню доступности учебных материалов и инструментов для организации учебного процесса.
Продолжая тему дистанционного обучения, нельзя не сказать про темпы его распространения. В России после пандемии 2020 года, данный вид образования стал очень популярным. На данный момент в Интернете существует множество платформ для коммуникации и совместной работы онлайн (Zoom, Google Meet, «Google Таблицы» и прочие). Также в Высших учебных заведениях активно используются системы LMS и СДО. Онлайн обучение дает возможность учиться не в зависимости от вашего места положения. Так, например, согласно данным американской онлайн-платформы Coursera, на данной платформе одномоментно обучается более 124 млн. человек из 100 стран мира, и число пользователей растет. За 2022 год в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока и Северной Африки число студентов выросло на 40%, а в Европе и Латинской Америке на 28% [3]. Это еще раз подчеркивает значимость дистанционного обучения для нового поколения.
Внедрение ЭОР характеризует информатизацию образования, однако раннее говорилось и про цифровизацию данной сферы. Отличие данных понятий в том, что цифровизация - это более усложненный уровень информатизации. Рассматривая данную область, обратим внимание, что самым ярким примером является внедрение искусственного интеллекта. Буквально за последние 1-2 года он набрал огромную популярность. Chat GPT, который появился в начале 2022 года за считанные месяцы нашёл применение в самых различных сферах. Искусственный интеллект не только помогает учащимся в поиске ответов на задания, он способен генерировать различные тексты, тесты, задания, что облегчает процесс обучения, делает его более разнообразным. Также он способен оценивать уровень знаний человека и создавать персональную программу обучения. Интересным примером является совместная новейшая разработка в МГТУ им. Н.Э. Баумана совместно с Московским физико-техническим университетом, которые создали первого в России виртуального преподавателя информатики. Данная разработка представляет собой сервис, работающий за счет искусственного интеллекта. На нем имеется более 7 тысяч задач по программированию по 30 разным темам. Алгоритм анализирует код ученика на сложность и правильность, а также на количество попыток, и затем выводит уровень знаний ученика и подбирает ему индивидуальную программу. В данный момент сервис находится на этапе тестирования, однако в ближайшее время планируется расширение его возможностей и распространение в вузы страны [4].
Если говорить про доступность образования, можно выделить нейросети способные давать возможность обучаться людям, имеющим проблемы со здоровьем. Например, существуют программы, которые преобразуют текст в речь, что помогает слабовидящим студентам.
В учебных заведениях начинает появляться еще один тренд – технологии виртуальной и дополненной реальности, которые тоже являются частью цифровизации. Они помогают по-новому смотреть на образовательный процесс, делая его более объемным и интересным. Данные технологии расширяют границы восприятия материала, делают его более наглядным, соединяют теорию и практику воедино.
Существует еще достаточное количество технологий, которые постепенно внедряются в сферу образования, однако по приведенным примерам, можно уже сделать вывод. В настоящее время происходит распространение новых технологий. Благодаря этому образование становится доступнее, качественнее, разнообразнее, материалы более интересными и наглядными. В учебных заведениях повышается мотивация и заинтересованность обучающихся. Также благодаря информатизации и цифровизации обучения, самообразование популяризируется и начинает быть неотъемлемой частью жизни многих людей. Несмотря на то, что область образования развивается не с той скоростью, с которой того требует развитие технологий и потребности в высококвалифицированных специалистах, прогресс все же виден. Образование и является главной частью человеческого капитала, поэтому правительству необходимо способствовать его развитию. Понимание и учет роли человеческого капитала помогает строить устойчивую экономику и ускорять экономический рост страны.
Список литературы
Рейтинг стран мира по Индексу человеческого капитала // Гуманитарный портал URL: https://gtmarket.ru/ratings/human-capital-index (дата обращения: 05.12.2023).
Рейтинг стран мира по уровню валового внутреннего продукта // Гуманитарный портал URL: https://gtmarket.ru/ratings/gross-domestic-product-ranking#singapore (дата обращения: 05.12.2023).
Число пользователей Coursera превысило 100 млн. // Skillbox Media URL: https://skillbox.ru/media/education/chislo-polzovateley-coursera-prevysilo-100-mln/?utm_source=media&utm_medium=link&utm_campaign=all_all_media_links_links_articles_all_all_skillbox (дата обращения: 08.12.2023).
Нейросеть обучит программистов // Коммерсантъ URL: https://www.kommersant.ru/doc/6381943 (дата обращения: 10.12.2023).