Географическая площадка – это специально обустроенное место с необходимым оборудованием для наблюдений и практических занятий по физической географии [7].
Географическая площадка, как в своих трудах утверждают Сухорукова А.В., Семакин Н.К. и Барышева Ю.Г., является необходимым средством обучения на уроках географии в школе. При этом Сухорукова А.В. отмечает, что на географической площадке большое внимание уделяется именно практической группе умений, т.е. созданию условий для работы с географическими приборами и инструментами. Из этого следует, что использование площадки на уроках географии способствует формированию у учащихся представлений, конкретизирует их знания в области географии, вырабатывает практические умения и навыки. Также работа на географической площадке знакомит обучающихся с методами научных исследований, что является действенным средством повышения эффективности преподавания [4, 9, 11].
На сегодняшний день существует ряд работ, авторы которых, разрабатывая свою концепцию оборудования площадок, не выделяют отдельные площадки, обязательные для школы. Например, существует модель географической площадки, на которой предлагается проводить комплексную деятельность по формированию пространственных представлений, навыков ориентирования в пространстве, наблюдению за метеорологическими и астрономическими объектами и явлениями, изучению геологических сведений, рельефа, вод суши и элементов топографии. Для решения этих задач рекомендуется использовать более 40 различных образовательных средств обучения: модели, приборы, инструменты, приспособления и т.д. [3].
Разработанная Н.К. Семакиным программа работ, выполняемых на географической площадке, еще более обширна. Для полного её оснащения он рекомендует изготовить 50 наименований только самодельного оборудования, а общее их количество составляет около 80 предметов [9].
Характер оснащения географической площадки определяется теми занятиями, какие на ней будут проводиться. Однако мы можем рассмотреть примерный перечень материального обеспечения площадки (Табл. 1) [8].
Таблица 1 – Перечень приборов школьной географической площадки и их назначение
Наименование |
Формирование умений и навыков |
Применение (уроки) |
Забор измеритель |
Определение длины шага, выработки глазомера, измерение расстояний различными способами |
Уроки на тему: «План местности», «Масштаб» Практические работы: «Измерение расстояния», «Составление плана местности» |
Столб-высотомер |
Сравнение величин предмета, высота которых не известна |
Практические работы: «Измерение высоты» |
Кубический метр |
Пространственное представление о мерах, площади и объёме, реальных представлений таких величин как столб воздуха 1м³, 1 м³ воды и т.д. |
Уроки на тему: «Состав гидросферы», «Атмосфера», «Атмосферное давление» |
Флюгер |
Определение направления ветра |
Уроки на тему: «Организация метеонаблюдений», Практические работы: «Метеонаблюдения» |
Осадкомер |
Определение количества осадков |
Уроки на тему: «Организация метеонаблюдений», Практические работы: «Метеонаблюдения» |
Метеорологическая будка: Барометр Термометр Гигрометр |
Определение атмосферного давления и влияние его изменения на смену погоды Измерение температуры воздуха, суточный и годовой ход температуры Измерение влажности воздуха |
Уроки на тему: «Организация метеонаблюдений», Практические работы: «Метеонаблюдения», «Атмосферное давление» Практические работы: «Суточный ход температуры» «Годовой ход температуры» Уроки на тему: «Водяной пар и облака» |
Гномон |
Определение полуденной линии |
Уроки на тему: «Градусная сеть» Практические работы: «Определение полуденной линии» |
Эклиметр (вертикальный угломер) |
Определение высоты солнца над горизонтом, географической широты местности по полярной звезде |
Уроки на тему: «Относительная и абсолютная высота. Горизонт» Практические работы: «Нанесение на план местности холма» |
Нивелир |
Нивелирование |
Практические работы: «План местности» |
Дальномер |
Измерение расстояний, высоты |
Практические работы: «План местности», «Определение высот», «Измерение расстояний» |
GPS-навигатор |
Определение географических координат точки с точностью до тысячных минуты; определение расстояния до нужной точки и направление на нее; определение абсолютной высоты своего положения на местности; вычерчивание пройденного маршрута в виде траектории |
Уроки на тему: «Относительная и абсолютная высота. Горизонт» Практические работы: «План местности», «Нанесение на план местности холма», «Определение высот», «Измерение расстояний» |
Колышки |
Измерение расстояний, высоты |
Практические работы: «План местности», «Определение высот» |
Компас, румбическое кольцо, астролябия |
Измерение направлений, азимут |
Практические работы: «План местности», «Определение азимута» |
Указатель Полярной звезды |
Определение местоположения Северного полюса и Полярной звезды |
Практические работы: «Ориентирование» |
Снегомерная рейка |
Определение мощности снежного покрова |
Уроки на тему: «Организация метеонаблюдений» Практические работы: «Метеонаблюдения» |
Необходимо отметить, что размещение оборудования на географической площадке в большей степени зависит от ее размеров. На плане площадки 25х15 м представленной Сухоруковой А.В. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) в восточной половине участка находится астрономо-метеорологическая часть 15х10 м, где размещены приборы для наблюдения за погодой, за звездным небом, а также приспособления для ориентирования. В западной половине расположены приспособления и сооружения для конкретизации представлений о различных формах и типах рельефа, понятий, связанных с изучением рек, работы внешних сил, различных типов береговой линии. В южной части этой территории размещают класс [1].
Кроме того, содержать площадку в хорошем состоянии и эффективно использовать ее в обучении практически невозможно без опоры на органы ученического самоуправления. С этой целью из учащихся необходимо выбирать ответственных за площадку, назначать дежурных. Они должны следить за порядком, расчищать снег, скашивать траву, по необходимости проводить ремонт ограды, приборов и прочих приспособлений площадки.
Работы, проводимые на географической площадке, способствуют формированию у учащихся представлений, конкретизируют их знания, вырабатывают практические умения и навыки, знакомят с методами научных исследований, что является действенным средством повышения эффективности преподавания.
Работа на географической площадке углубляет программный материал, развивает мышление, наблюдательность, способствует актуализации полученных знаний и умений, обогащает опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру [2].
Географическая площадка является сложной социальной системой, которая требует совместных усилий и взаимодействий между учениками и учителем. Социальная система — это комплекс социальных процессов и явлений, которые находятся в связи между собой и образуют некоторый целостный социальный объект [12].
Формирование практических умений и навыков является необходимым условием в достижении основных задач школьного образования по учебному предмету «География». Следовательно, деятельность педагога на географической площадке должна быть направлена именно на организацию практико-ориентированной деятельности учащихся с целью формирования исследовательских навыков и повышения мотивации к изучению географии, а также более эффективному усвоению учебного материала.
Процесс организации практико-ориентированной деятельности учащихся на географической площадке отображен в разработанной модели, все компоненты которой непосредственно взаимодействуют между собой (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).
Ядро модели
Главным элементом на школьной географической площадке является учитель. Его роль заключается в организации, контроле и стимулировании практико-ориентированной деятельности учащихся.
Педагог перед выполнением учащимися практической работы на географической площадке, производит теоретическое описание приборов необходимых для выполнения задания. Так, например, для метеорологических наблюдений учитель рассказывает о строении и принципе работы следующих приборов: флюгер, осадкомер, барометр, термометр, гигрометр. Также педагог информирует учащихся о технике безопасности при использовании данных приборов.
Далее педагог формулирует и сообщает учащимся задание, а также рассказывает детям о последовательности применения практических действий. Так, например, при метеорологических наблюдениях, для выполнения задания по измерению влажности воздуха при помощи гигрометра, учителю необходимо рассказать учащимся о следующем алгоритме практических действий:
начертите в тетради таблицу для записи результатов измерений и вычислений;
встаньте напротив прибора так, чтобы отметки шкалы были для вас хорошо видимы. При этом, для получения точных данных, важно не дышать на термометры;
запишите показания градусника сухого типа, который расположен с левой стороны и имеет соответствующую отметку;
снимите показания по мокрому термометру;
из показателя сухого термометра отнимите значение мокрого;
воспользовавшись таблицей, которая расположена в правой части прибора, определите относительную влажность. Нужная величина будет находиться на пересечении строк температуры по сухому термометру и разности показателей двух градусников;
запишите в тетради соответствующий вывод.
Важным элементом системы является ученик, который задействован в практико-ориентированное обучение на школьной географической площадке. Он активно участвует в процессе обучения, выполняет практические задания, обсуждает материал, задает вопросы. Ученик, работая на площадке с приборами и производя различные измерения и наблюдения, развивает диалектическое мышление, а именно, умение анализировать, конкретизировать, сравнивать, обобщать, выделять причинно-следственные связи, представлять естественно-научную картину мира.
Немаловажным элементом системы является восприятие учащимися задания и подготовка к его выполнению. Ребятам необходимо рассмотреть и прочитать раздаточный материал, распределить и записать в своих тетрадях цель и задачи, план работы, необходимое оборудование.
Непосредственное выполнение учениками практической работы на географической площадке происходит по заданному плану и алгоритму практических действий. Учащиеся в процессе работы делают соответствующие записи в своих тетрадях. Учитель в это время наблюдает за действиями учащихся.
По окончанию выполнения задания ученики должны прийти к какому-либо результату, правильность которого определяет учитель. В случае если практическая на площадке исполнена верно, то педагог сообщает новое задание для дальнейшей работы и закрепления материала. Если же работа выполнена неверно, то учитель помогает скоординировать действия ребят: происходит анализ с выявлением ошибок и устанавливается путь их устранения; организация педагогом практических действия учащихся. После проделанной работы над ошибками учащиеся заново выполняют задание на географической площадке.
Лимитирующие факторы
Опыт и эрудиция учителя — важнейшее условие педагогического мастерства. Долго сам учись, если хочешь учить других, говорил Г.С. Сковорода. При организации практико-ориентированного обучения учащихся в урочной и внеурочной деятельности с целью формирования исследовательских навыков и повышения мотивации к изучению учебного предмета «География» необходимо оценить опыт и эрудированность учителя непосредственно в данном направлении. Учитель должен обладать хорошим знанием: методики организации практико-ориентированного обучения на школьной географической площадке; методики воспитательной работы; строения и принципом работы оборудования, применяемого на площадке; методов убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста. Вместе с тем, учитель должен иметь достаточный опыт, чтобы способствовать созданию стимулирующей и поддерживающей обучающей среды, а также для того, чтобы конструктивно реагировать на любые проблемы, которые могут возникнуть во время работы на географической площадке. При недостаточном уровне опыта и эрудированности педагога существует риск неполного, либо некорректного практико-ориентированного обучения школьников на географической площадке.
Также важным фактором, влияющим на качество системы в целом, является материальная база. При её отсутствии невозможно организовать практико-ориентированную деятельность на географической площадке. Материальная база - это комплекс материальных средств и условий, на основе которых формируется социально-педагогическая среда, которая отвечает целям, задачам обучения на географической площадке, воспитания и развития учащихся [6].
Формирование материальной базы включает решение следующих задач:
обеспечение необходимым учебным оборудованием географической площадки;
формирование технологий и методик использования средств обучения;
создание системы хранения и размещения учебного оборудования;
организация использования технических средств.
Недостаточная материальная база на школьной географической площадке приводит к снижению количества методов исследования и невозможности использования тех или иных приборов, как следствие происходит снижение уровня преподавания, получаемых знаний и умений в целом.
Не стоит забывать и о таком немаловажном факторе как заинтересованность учащихся, которая являетсяизбирательной направленностью личности, обращенной к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым и более глубоким знаниям. Нужно сказать, что познавательный интерес носит поисковый характер. Именно под его влиянием у школьников постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. Как следствие, обучение на географической площадке будет протекать более эффективно и давать качественные результаты. Заинтересованность учащихся, зависит от педагога, а именно от его уровня владения учебным материалом и заданий, способных вызвать интерес обучающихся к практико-ориентированной деятельности на географической площадке. Заинтересованность является одним изважнейших мотивов обучения школьников. И задача педагога в развитии интереса у учащихся к работе на географической площадке состоит в том, чтобы быть консультантом, помощником, а не экскурсоводом в путешествии знаниями [10].
К вторичным факторам системы практико-ориентированной деятельности школьников на географической площадке можно отнести следующие факторы:
умение учителя заинтересовать учеников;
компетентность учителя;
наличие методик диагностики.
Важным фактором является умение учителя заинтересовать своих учеников, привлечь к процессу обучения. Педагог должен использовать разнообразные методы обучения: словесные, наглядные, практические, исследовательские, проблемные, игровые. Важно, чтобы учитель подбирал задания, которые соответствуют уровню знаний учеников, но при этом были сложными и интересными. Кроме того, учитель должен установить взаимодействие с учениками, чтобы они чувствовали себя комфортно и могли задавать вопросы и обмениваться мнениями. В целом, заинтересовать учащихся к работе на школьной географической площадке можно путем использования разнообразных методов обучения, привлечения учеников к работе в коллективе и создания стимулирующей атмосферы доверия и поддержки.
Также немаловажным является компетентность учителя, которая отражает профессионализм педагога, т.е. его способность выполнения профессиональной педагогической деятельности, эффективной организации практико-ориентированного обучения на географической площадке. Под компетентностью понимают характерные черты личности, способствующие качественной реализации деятельности в определенной области. Для эффективного обучения учащихся на географической площадке учителю необходимо владеть следующими педагогическими умениями и способностями [5]:
самостоятельно находить и анализировать учебный материал, определять подходящие средства и действенные методы обучения;
объяснять доступным языком, а также различными способами один и тот же учебный материал, с целью его понимания всеми учащимися;
добиваться усвоения учениками большого объема информации за относительно короткий срок обучения;
правильно планировать и организовывать различные виды занятий, совершенствуя свое педагогическое мастерство;
эффективно самообразовываться, в том числе посредством творческой переработки необходимой информации и её непосредственного использования в педагогической деятельности;
формировать у учащихся нужную мотивацию к исследовательской деятельности.
Наличие в системе методик диагностики позволит наиболее эффективно оценить качество полученных теоретических и практических навыков. Так, на географической площадке, с целью выявления у учащихся уровня сформированности знаний, умений и навыков, а также своевременной коррекционной работы рекомендуется проводить тестирование. Данная технология является одним из наиболее эффективных средств контроля подготовки учащихся. Тестовые задания педагог может применять при изучении нового материала и при повторении ранее изученных тем на площадке. Кроме того, для выявления уровня мотивации к учебной деятельности учащихся на школьной географической площадке рекомендуется провести анкетирование. Такие компоненты диагностирования, как анкетирование и тестирование, позволят направить практико-ориентированное обучение на воспитание и развитие ученика, углубление и расширение его знаний при работе на географической площадке.
Ожидаемые результаты
На основании оценки возможного влияния на методическую систему обучения школьников на географической площадке лимитирующих и вторичных факторов, итогом будет эффективное практико-ориентированное обучение учащихся в урочной и внеурочной деятельности на школьной географической площадке путем формирования исследовательских навыков и повышения мотивации к изучению учебного предмета «География».
Так, в результате обучения на географической площадке учащиеся:
приобретут практические навыки по ориентированию, измерению, наблюдению на местности;
овладеют основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
приобретут способность к глазомерному определению расстояний, сформируют пространственные представления;
расширят представления о методах научных исследований;
сформируют умения и навыки использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;
повысят мотивацию обучающихся к изучению предметов естественнонаучного цикла.
Таким образом, практико-ориентированное обучение на школьной географической площадке способствует формированию у учащихся представлений, конкретизирует их знания, вырабатывает практические умения и навыки, знакомит с методами научных исследований, что является действенным средством повышения эффективности преподавания учебного предмета «География».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Бекетова С.И. Современная школьная географическая площадка: учеб. пособие / С.И. Бекетова, С.К. Губеева. – Казань, 2012. – 32 с.
Географическая площадка. Оснащение. Методика работы // Образовательная социальная сеть nsportal.ru. – URL: https://nsportal.ru/npo-spo/geodeziya-i-zemleustroistvo/library/2016/02/10/geograficheskaya-ploshchadka-osnashchenie
Голов В.П. Средства обучения географии и условия их эффективного использования: учеб. пособие / В.П. Голов. – Москва: Просвещение, 1987. – 222 с.
Кабинет географии: пособие для учителя / Ю.Г. Барышева, Т.П. Беляева, М.Б. Вестицкий [и др.]; под ред. Ю.Г. Барышевой. – Москва: Просвещение, 1983. – 176 с.
Ким И.Н. Формирование базовых составляющих профессиональной компетентности преподавателя в рамках ФГОС / И.Н. Ким, С.В. Лисиенко // Высшее образование в России. – 2012. - №1. – С. 16-24.
Материально-техническое оснащение учебно-производственных мастерских // Студопедия. – URL: https://studopedia.ru/6_72742_materialno-tehnicheskoe-osnashchenie-uchebno-proizvodstvennih-masterskih.html
Методические рекомендации. Школьная географическая площадка // Мультиурок – проект для учителей. – URL: https://multiurok.ru/files/metodicheskie-rekomendatsii-shkolnaia-geografiches.html
Паспорт географической площадки // VIDEOUROKI. NET: сайт для учителей. – URL: https://videouroki.net/razrabotki/pasport-ghieoghrafichieskoi-ploshchadki.html
Семакин Н.К. Географический кабинет и учебная площадка в школе / Н.К. Семакин. – Москва: Просвещение, 1973. – 223 с.
Соколовская И.Н. К определению сущности «познавательный интерес» в педагогике / И.Н. Соколовская, А.А. Кивилёва // Царскосельские чтения. – 2015. – Т. 2, - №19. – С. 89 – 92.
Сухорукова А.В. Работа на географической площадке / А.В. Сухорукова. – Москва: Просвещение, 1970. – 152 с.
Школа как социальная система // Студопедия. – URL: https://studopedia.org/8-240807.html
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
План-схема школьной географической площадки
1. забор-измеритель; 2. мерная дорожка; 3. столб высотометр и ростомер; 4. площадка в 1 ар; 5. квадратный метр; 6. кубический метр; 7. гномон-шест; 8 гномон-прибор; 9. модель местного меридиана и параллели; 10. румбическое кольцо (по В.Г.Эрдели); 11. румбическое кольцо элементарное (на земле); 12. азимутометр; 13. модель часов; 14. указатель Полярной звезды; 15. шесты-указатели; 16. угломер с трубой; 17. эклиметр; 18. солнечные часы горизонтальные; 19. солнечные часы экваториальные; 20. вертикальный солнечный угломер; 21. метеорологическая будка; 22. флюгер; 23. осадкомер; 24.нефоскоп; 25. рейка снегомерная; 26. холм; 27. котловина; 28. типичные формы рельефа; 29. ящики с песком; 30. водоем; 31. реки горная и равнинная; 32. уголок выветривания; 33. горные породы; 34. образцы главных видов местных почв; 35. почвенный разрез; 36. столы и скамейки для учащихся; 37. стол и стул для учителя; 38. классная доска; 39. подставка для карты; 40. участок для измерения температуры почвы и определения глубины ее промерзания; 41. оросительная система; 42. предметы для ориентирования по местным признакам; 43. репер.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Модель системы организации практико-ориентированной деятельности учащихся на школьной географической площадке