В XXI веке предпринимательство как экономический и социальный феномен набрало силу в результате нестабильности рынка труда и роботизации, побуждая все больше и больше людей создавать коммерческий бизнес, и эта тенденция сохраняется благодаря государственной политике. Предприниматель является катализатором и новатором экономического и социального процесса, благодаря которому удается преобразовать целые отрасли экономики [1-3].
Такая экономическая категория как социальное предпринимательство появилось в 80-х годах 20 века, одной из причин его возникновения является соединение двух концепций, которые казались антагонистичными: предпринимательство и социальная сфера. Социальное предпринимательство – это способ достижения экономического благосостояния при решении социальных проблем. Эта концепция объединяет создание экономических благ с решением различных социальных вопросов, что поощряется в государственной, частной и социальной сферах, представляя социальное предпринимательство как альтернативное решение основных проблем, стоящих перед миром [4].
Р. Кантильон сформировал первую теорию предпринимательства в 1775 году, он использовал этот термин для описания человека, который использует свою деловую активность в ситуации с высокой неопределённостью и риском для извлечения прибыли. Это определяет предпринимателя как на человека, обладающего навыками для создания и запуска бизнеса и принятия рисков инновационным способом. С тех пор термин "предприниматель" получил множество определений, однако единого подхода к определению его сущности до сих пор не существует [5].
В девятнадцатом веке Жан-Батист Сэй (1846) описывал предпринимателя как того, кто перемещает экономические ресурсы из области меньшей ценности в зону большей продуктивности и более высоких результатов, вводя концепцию создания ценности. Для этого концепция должна отвечать неудовлетворенной потребности или удовлетворять ее более эффективным способом. Создание ценности происходит в контексте свободной торговли, специализации и конкуренции, поэтому предприниматель играет важную роль в производстве и распределении товаров на конкурентных рынках [6].
В ХХ веке (1936 г.) Й. Шумпетер утверждал, что основой экономического развития являются инновации и создание новых товаров и услуг, а одной из функций предпринимателей является изменение структуры производства именно путем использования изобретений или применения новой технологической возможности для производства продукта или создания новых видов товаров. При таком понимании любой человек может быть предпринимателем, если он осуществляет новые комбинации, создающие новую ценность в экономике [7]. Предпринимательство способствует инновациям, появлению новых продуктов и услуг и может привести к созданию новых компаний и отраслей. То есть оно подчиняется не только экономической или рыночной логике, но и определенным социально-экономическим условиям [8].
Социальное предпринимательство – это явление, которое не является совершенно новым, но как концепция закрепилось в последние десятилетия в общественных, социальных и экономических программах международных организаций, правительств, компаний и университетов Одной из причин его быстрого позиционирования является связь между двумя элементами, которые казались антагонистичными: предпринимательством и социальной сферой.
Социальное предпринимательство включает в себя элементы предпринимательства, с той разницей, что смыслом его существования является внимание к социальной проблеме, понимаемой как возможность для социальных изменений, что явно выражено в его миссии. Мотивация социального предпринимательства заключается в создании социальной ценности и решении социальных проблем. Это может включать устранение барьеров, которые мешают людям участвовать в жизни общества, или решение других проблем, которые влияют на жизнь людей.
Однако социальное предпринимательство может столкнуться с проблемами, поскольку предпринимателям приходится находить способы решения социальных проблем, обеспечивая при этом финансовую устойчивость своих проектов. Они должны создавать решения, которые будут устойчивыми и эффективными, а также привлекательными для инвесторов и доноров. Одной из ключевых площадок мониторинга и поддержки социального предпринимательства в Российской Федерации является Фонд президентских грантов, который оказывает поддержку некоммерческим общественным организациям (НКО) на безвозмездной основе и софинансированнии в целях реализации наиболее значимых и важных проектов. социальная деятельность государства и Воронежской области в том числе.
Проанализируем динамику количества НКО и их деятельности в Российской Федерации в рамках социального предпринимательства. На рис. 1 представлены данные о количестве зарегистрированных и ликвидированных НКО с 2002 г. (данные Росстата).
В результате оценки изменения количества НКО за 20 лет установлено, что число зарегистрированных НКО в 2002 г. снижалось до 2008 г., а затем увеличилось к 2012 году. Однако затем наблюдалось устойчивое снижение количества зарегистрированных НКО, а вместе с ним и количества ликвидированных организаций, что в первую очередь связано с принятием ряда законодательных актов, регулирующих деятельность НКО, в том числе получающих финансирование из-за рубежа.
Рисунок 1 – Динамика изменения количества НКО с 2002 по 2022 год
Для Воронежской области количество зарегистрированных НКО представлено в таблице 1.
Таблица 1 – Число некоммерческих организаций, учтенных в территориальном разделе Cтатрегистра Росстата по Воронежской области по состоянию на 01.01.2023 г
Форма организа-ции |
Полити-ческие партии |
Профсоюз-ные организации |
Обществен-ные движения |
Благотвори-тельные фонды |
Общественные фонды |
Количе-ство, шт. |
24 |
306 |
21 |
107 |
2 |
Как видно из таблицы 1, для Воронежской области характерно наличие значительного количество различных общественных некоммерческих объединений, однако следует учитывать, что многие из них являются Всероссийскими организациями.
На рисунке 2 представлен анализ форм организации существующих НКО по данным исследований Центра социальной сферы [8].
Рисунок 2 – Анализ форм организации существующих НКО по данным исследований Центра социальной сферы [8]
Переходя к вопросу оценки возможности получения финансирования НКО и общественных организаций, следует отметить, что в РФ фондом, финансирующим НКО, является Фонд Президентских грантов, который выделяет более 95% от всего объема денежных средств. На рисунке 3 представлены результаты оценки получения финансирования от Фонд Президентских грантов в разрезе по годам [8].
Рисунок 3 – Результаты оценки получения финансирования от Фонда Президентских грантов за 5 лет
Не смотря на ежегодное индексирование финансирования проектов, доля поддержанных проектов не превышает 22%, что говорит о недостаточности выделяемых средств и высоком соперничестве в данной среде. На рисунке 4 показано изменение среднего размера финансирования одного гранта.
Рисунок 4 – Изменение среднего размера финансирования одного гранта [8]
По данным рисунка 4 видно, что политикой фонда является поддержание определенного среднего уровня финансирования одного проекта с течением времени, это может быть связано с возросшей конкурентностью данного рынка
В данной статье проанализирована деятельность некоммерческих организаций (НКО) и их роль в социальном предпринимательстве в России. Было выявлено, что количество зарегистрированных НКО и количество ликвидированных организаций снижается. Это связано с принятием законов, регулирующих деятельность НКО, в том числе тех, которые получают финансирование из-за рубежа. Средний размер финансирования одного проекта составляет порядка 1,5 миллионов рублей, а доля поддержанных проектов составляет около 20%. Это явно недостаточно для полного обеспечения спроса в данном сегменте, в связи с чем необходимо дальнейшее развитие данного направления.
Список использованных источников
Яхнеева И. В., Павлова А. В. Cоциальное предпринимательство в России: состояние, факторы влияния, перспективы // ЭПП. – 2021. – №6. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-predprinimatelstvo-v-rossii-sostoyanie-faktory-vliyaniya-perspektivy (дата обращения: 20.12.2023)
Мурзагалина, Г. М. Социальное предпринимательство в России: предпосылки и пути их развития / Г. М. Мурзагалина // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2020. – № 10-3(66). – С. 179-182.
Ибрагимхалилова, Т. В. Социальное предпринимательство как форма социальных инноваций, формирующихся на основе персонифицированного подхода / Т. В. Ибрагимхалилова // Бизнес. Образование. Право. – 2023. – № 3(64). – С. 162-167.
Шаманина, Э. А. Социальное предпринимательство и инклюзивный бизнес: социальное направление развития частного сектора / Э. А. Шаманина // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2019. – Т. 2, № 4. – С. 11-21.
Рождественская, И. А. Социальное предпринимательство как форма самоорганизации граждан / И. А. Рождественская // Самоуправление. – 2021. – № 1(123). – С. 402-404.
Благов Ю.Е., Арай Ю.Н. Социальное предпринимательство: проблемы типологии (предисловие к разделу)//Вестник Петербургского университета. Серия «Менеджмент». 2010 Вып. 3 С. 109-114.
Колодняя, Г. В. Социальное предпринимательство: российская модель / Г. В. Колодняя // Экономика и предпринимательство. – 2019. – № 9(110). – С. 672-675.
Фонд президентских грантов : официальный сайт. – URL: https://президентскиегранты.рф/