Влияние родителей на успехи ребенка в спорте - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Влияние родителей на успехи ребенка в спорте

Титова П.С. 1
1Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б .Н. Ельцина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Влияние родителей на успехи детей в спорте является важным и многогранным аспектом их развития. Семейная обстановка, поддержка и направление, предоставляемые родителями, оказывают непосредственное воздействие на физическое, эмоциональное и социальное благополучие молодых спортсменов. В данном контексте важно рассмотреть не только позитивное воздействие поддержки, но и возможные отрицательные аспекты, такие как излишнее давление или нереалистичные ожидания.

Родители играют роль в формировании спортивных предпочтений своих детей ещё на ранних этапах их жизни. Семейные ценности, культура и степень вовлеченности родителей в мир спорта создают основу для формирования у детей интереса к физической активности. Влияние родителей может проявляться как через активное поощрение участия в спорте, так и через создание благоприятной обстановки для развития спортивных навыков. Однако, несмотря на позитивные аспекты, родительское воздействие может иметь и отрицательные последствия. Иногда стремление достичь выдающихся результатов может перерасти в чрезмерное давление на ребенка, что может вызвать стресс и даже отторжение спорта. Нереалистичные ожидания со стороны родителей могут также стать источником дополнительного давления на молодых спортсменов [1].

Более того, с точки зрения развития ребенка, позитивное участие родителей может помочь развить такие важные навыки, как самооценка, мотивация и социальные навыки. Было доказано, что эти ценные навыки, полученные в спорте, переносятся и способствуют развитию в других сферах жизни, таких как школа и внеклассная деятельность. Этот перенос навыков более эффективен, когда ребенок лучше осознает свои собственные жизненные навыки. Поэтому родители могут оказать дополнительную помощь в развитии навыков, поощряя своих детей думать о том, какие навыки они приобретают в спорте.

Важность родительского участия также очевидна в элитном молодежном спорте, например, в футбольных академиях. В этом случае речь идет, прежде всего, о помощи в развитии игроков для достижения ими профессионального уровня.

В недавнем исследовании Миллс, Батт, Мейнард и Харвуд провели полуструктурированные интервью с тренерами, чтобы определить факторы, влияющие на развитие футболистов элитной молодежной академии. Все участники отметили, что родители играют одну из самых важных ролей в развитии игроков академии [2]. Тренеры даже предположили, что существует положительная корреляция между родительской поддержкой и вероятностью прогресса на профессиональном уровне.

Родительская поддержка характеризовалась тем, что родители не "слишком вмешиваются" в развитие ребенка и "оказывают эмоциональную и материальную поддержку". С другой стороны, тренеры также отметили негативные черты, которые проявляют некоторые родители, например, "чрезмерное раздувание эго игрока", "предоставление неуместных советов тренера", "жить жизнью сына", "лебезить перед сыном" и "оказывать давление на сына".

Это конкретное исследование подчеркивает, что помимо детей тренеры воспринимают родителей как людей, играющих важную роль в спортивном развитии ребенка. Однако поддерживающее поведение не должно быть слишком сильным, иначе это может сказаться на успехе и спортивном развитии ребенка [3].

Дополнительные доказательства, подтверждающие негативный оттенок чрезмерной вовлеченности в спортивное развитие детей. Они изучали роль стресса в спорте с точки зрения молодых спортсменов. Важный вывод этого исследования заключается в том, что родители могут неосознанно создавать стрессовую обстановку в спорте, придавая слишком большое значение победе и слишком большое значение участию. Возвращаясь к родителям, кричащим с боковой линии, можно сказать, что хотя они и считают это полезным и подбадривающим, на самом деле ребенок скорее всего расценит это как помеху и, следовательно, окажет на него дополнительное давление.

На противоположном конце спектра находятся недостаточно вовлеченные родители. Такие родители не проявляют никакого энтузиазма или участия в достижении целей и начинаниях спортсмена. Отсутствие поддержки и ободрения может быстро разочаровать юного спортсмена, что приведет к тому, что его преданность занятиям спортом ослабнет.

Средний вариант воспитания обеспечивает гибкость в отношении прогресса и этапов развития спортсмена в спорте. Умеренно вовлеченный родитель оказывает адекватную поддержку, не контролируя каждый шаг спортсмена; обратная связь запрашивается у тренеров, чтобы определить наилучший путь развития для спортсмена [4]. Родитель может быть тверд в навязывании ребенку правильных ценностей и морали, таких как командная работа, спортивное мастерство и трудовая этика, но без авторитарной перегрузки.

Очень важно, чтобы родители понимали, что спорт не определяет их ребенка. Они должны воспитывать внутренние ценности, уверенность в себе, чувство собственного достоинства и позитив во всех сферах жизни, чтобы в случае ухудшения спортивной карьеры у ребенка оставался повод для оптимизма. Целеустремленность важна при достижении любой цели, но только если есть истинное стремление к ней, и никогда в ущерб физическому или психическому здоровью [5].

Родители должны возлагать большие надежды на своего ребенка только до тех пор, пока он увлечен спортом; как только спортсмен разочаровывается, родитель должен прекратить навязывать ему эти ожидания. Важно учитывать потребности развития юного спортсмена, чтобы добиться максимального успеха в спорте и в жизни в целом.

Подводя итог, можно сказать, что важность роли, которую играют родители в молодежном спорте, неоспорима, но необходимо соблюдать осторожность, чтобы не помешать детям получать удовольствие и развиваться в спорте. Ниже приведен краткий обзор "за" и "против" в отношении участия родителей в спорте:

За:

- Поощряйте ребенка развивать самосознание приобретенных им навыков. Это повысит уверенность в себе и поможет перенести эти навыки на другие сферы жизни.

- Доверяйте методам тренеров. Если родитель и тренер говорят об одном и том же, то у ребенка меньше шансов запутаться, а значит, он сможет больше сосредоточиться на достижении поставленных целей.

- Оказывайте эмоциональную и материальную поддержку. Это может показаться очевидным, но если вы заверите ребенка, что вы рядом, когда он в вас нуждается, это будет свидетельствовать о вашей поддержке.

Против:

- Становиться чрезмерно вовлеченным. Хотя это может быть вашим способом показать, что вам не все равно, помните, что существует тонкая грань между поддержкой ребенка и чрезмерным участием.

- Давать неуместные советы тренера. Это может привести к тому, что советы тренера будут противоречить тому, что он получил от ребенка. Если вы не согласны с тренером, лучше обсудить это с ним в спокойной обстановке в другое время, чем выглядеть неуважительно.

- Оказывать слишком сильное давление и подчеркивать важность победы и успеха. Независимо от того, на каком уровне соревнований находится ваш ребенок, он всегда должен получать удовольствие от занятий спортом. Дополнительное давление может лишить его этого удовольствия и негативно сказаться на результатах.

В завершение можно отметить, что роль родителей в спортивной жизни детей имеет глубокое воздействие, формируя не только их физическое развитие, но и эмоциональные и социальные навыки. Положительное родительское влияние включает в себя стимулирование интереса к спорту, создание условий для развития талантов и обеспечение необходимой поддержки. Это может привести не только к достижению выдающихся результатов, но и к формированию здорового образа жизни и самодисциплины.

Однако, не менее важно осознавать возможные негативные последствия перфекционизма и чрезмерного контроля со стороны родителей. Давление на достижение определенных результатов может привести к стрессу и потере удовлетворения от спорта у ребенка. Поэтому родители должны проявлять гибкость, уважение к индивидуальным потребностям и способностям своих детей.

Ключевым фактором является нахождение баланса между активной поддержкой и уважением к выбору ребенка. Открытый диалог между родителями и ребенком о их ожиданиях, целях и опасениях может способствовать более гармоничным отношениям в семье и способствовать развитию детей в спорте. В целом, родители играют важную роль в формировании спортивной личности своих детей. Этот процесс требует внимания, терпения и готовности адаптироваться к изменяющимся потребностям растущего спортсмена. От родителей зависит создание условий, в которых дети могут раскрыть свой потенциал, испытать радость от занятий спортом и развиваться как личности.

Список литературы

  1. Рогачева М. О., Ракитская О. Н. Влияние родителей на формирование мотивации к спортивной деятельности у детей //Актуальные вопросы развития, социализации и реабилитации личности в современных условиях. – 2021. – С. 128-131.

  2. Дубовова А. А., Совмиз З. Р. РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЗАНЯТИЯМ СПОРТОМ КАК ПРЕДПОСЫЛКА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА У ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ //АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ, МАССОВОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА. – 2021. – С. 67.

  3. Якимова Л. А., Захарова О. О. Роль родителей в определении детей к занятиям спортом //Интегрированные коммуникации в спорте и туризме: образование, тенденции, международный опыт. – 2019. – Т. 1. – С. 313-315.

  4. Смолдовская И. О. ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ ОТНОШЕНИЙ «РОДИТЕЛИ-РЕБЕНОК» В УСЛОВИЯХ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ //Научно-методические проблемы спортивного фехтования. – 2021. – С. 28-40.

  5. Воронин А. Д., Данилова А. М., Савельева О. В. Взаимодействие в системе тренер-ребенок-родители как средство улучшения показателей оценочно-результативного компонента успешности спортивной подготовки ребенка //Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. – 2021. – №. 10 (200). – С. 76-83.

Просмотров работы: 412