Инновационный потенциал технических университетов и его влияние на экономику Российской Федерации - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Инновационный потенциал технических университетов и его влияние на экономику Российской Федерации

Журавель И.Ю. 1
1Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В эпоху информационного общества одним из главных ограничивающих факторов развития экономики является знание. Настали времена, когда информация – это значимый продукт, который нужно уметь производить, грамотно распространять, защищать на всех этапах ого существования. Инноватика – область знаний, подразумевающая исследование, разработку и внедрение новых продуктов, технологий или методов в ту или иную область нашей жизни. Научные инновации являются двигателем не только научно-технического, но и социально-экономического прогресса. Как показывает мировой опыт, конкурентоспособность предприятий и удержание лидирующих позиций на рынке все чаще зависят от способности внедрять инновационные технологии в бизнес.

Для успешной организации инновационных исследований необходима структура, обеспечивающая поддержку развития в государственном и частном секторах экономики. НИС – национальная инновационная структура - совокупность государственных, частных и общественных организаций и механизмов их взаимодействия, в рамках которых осуществляется деятельность по созданию, хранению и распространению новых знаний и технологий [1].

Инновационный цикл состоит из нескольких этапов: фундаментальные исследования, прикладные научно-исследовательские работы, разработка (проектно-конструкторские работы), освоение производства, внедрение и распространение. Этапы, связанные с научно-исследовательской частью процесса, осуществляются на базе лабораторий и инженерных гаражей университетов, научно-образовательных центров (НОЦ), институтов РАН, производственных технопарков. Финансовую поддержку оказывают правительство или частные компании, заключающие договоры о сотрудничестве и желающие в перспективе внедрить в свое производство результаты интеллектуальной деятельности. Далее начинается этап практической реализации: коммерциализация, интеграция и распространение, которые подразумевают выход продукта или технологии на потребительский рынок.

В условиях быстрой трансформации рыночной экономики, основную роль будут играть результаты работы экономистов, аналитиков и маркетологов и их выводы после исследования рынка, потребительского спроса и необходимости в интеграции инновационного продукта. Здесь и возникает основная причина, останавливающая большинство компаний инвестировать свои средства в малые промышленные предприятия. Большой риск. Риск того, что инновация не даст преимуществ на конкурентном рынке, а полученная прибыль в конечно итоге не возместит затраты. Поэтому в России не большая доля компаний, вкладывающих средства в научно-исследовательскую деятельность. По данным РОССТАТ, процентный уровень инновационной активности компаний измеряется порядком 11%. Наибольшие доли приходятся на следующие виды экономической деятельности: научные исследования и разработки, обрабатывающие производства (производство компьютеров, электронных и оптических изделий, производство электрического оборудования, производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях) [2].

Но при этом основой знаний, развивающих экономику, является не конечный инновационный продукт, а субъект, способный к созданию нового. Технические университеты из достаточно консервативного социального института становятся центральным звеном развития инновационной экономики и социальной сферы. Ежегодно высшие учебные заведения стараются увеличить количество своих индустриальных партнеров, повысить эффективность взаимодействия с ними. Университет – место развития кадрового, научного и инновационного потенциала, что привлекает компании для сотрудничества, объединения ресурсов и взаимовыгодных соглашений. Однако, достаточно сложным является вопрос об объективной оценке инновационного потенциала технического университета. Основными критериями могут стать такие показатели, как статус, уровень подготовки специалистов на базе кафедр, участие в инновационных программах, как малых производственных предприятий.

Взаимодействие университетов с компаниями может происходить по разным сценариям и парой сопровождаться различными трудностями. Например, большинство исследований, проводимых на базе научных центров, не отвечают промышленным запросам и не привлекают внебюджетное финансирование. Многие НИОКР (научно-исследовательские опытно-конструкторские работы) разрабатываются в рамках грантов и не подразумевают дальнейший выход продукта на потребительский рынок. А запросы, рождающиеся на рынке, и потребности покупателей, которые побуждают компании к сотрудничеству с университетами, редко заинтересовывают исследователей. Как правило, научных сотрудников не стимулирует коммерциализация инновационных разработок и предпринимательская сторона инновационной деятельности.

На XII Всероссийской научно-практической конференция «Принципы и механизмы формирования национальной инновационной системы» прозвучала идея о необходимости вывода инновационной политики России на новый уровень, сделать ее самостоятельной и не рассматривать как часть экономической и промышленной политики. Сегодня стране «нужны масштабные прорывные технологические проекты. Однако без конкуренции эффективность инновационного развития окажется недостаточной, поэтому чрезвычайно важно обеспечить конкуренцию в технологических секторах и поощрять успешные быстрорастущие технологические компании». Для этого государство осуществляет множество программ по популяризации научной деятельности в том числе среди молодежи. Например, «Приоритет 2030», «Передовые инженерные школы», «Научно-образовательные центры мирового уровня», «Научные центры мирового уровня», «Точки кипения» и т.д. [3]. Все они направленны не только на развитие образовательной деятельности на высоком уровне в технических университетах, но и на создание структуры, призванной обеспечить координацию и стимулирование проведения научных исследований, весь процесс создания объектов интеллектуальной собственности, а также их коммерциализацию. При финансовой поддержке правительства или индустриальных партнеров. Такой подход, в объединении ресурсов и интересов, возможном сотрудничестве разных лабораторий, научных центров внутри страны, а также на мировом уровне, позволяет получить уникальные результаты инновационной деятельности, особенно в области искусственного интеллекта, биоинженерии и т.п.

Для повышения уровня инновационной активности организаций принят Федеральный закон № 430-ФЗ, согласно которому компаниям-инвесторам предусмотрен налоговый вычет при осуществлении финансовой или имущественной поддержки образовательным организациям, реализующим основные образовательные программы, имеющие государственную аккредитацию. Этот закон также послужит фактором, который увеличит количество компаний, идущих на риск и финансирующих научно-исследовательскую деятельность технических университетов [4].

Инновационная деятельность бесспорно является важной частью социально-экономического развития. Осуществляется она посредством НИОКР, проводимых на базе научных центров, технопарков и университетов. Сотрудничество коммерческих организаций с последними особенно ценно, так как технические университеты – это место кадрового, научного и инновационного потенциала нашей страны.

Список использованных источников

  1. Что такое «национальная инновационная система» и с чем связана необходимость создания национальных инновационных систем в современных условиях? // Studfile URL: https://studfile.net/preview/7708408/page:3/ (дата обращения: 10.12.2023).

  2. Эксперты: в России сохраняется тренд на увеличение доли инновационно-активных организаций // ТАСС Наука URL: https://nauka.tass.ru/nauka/15704273 (дата обращения: 10.12.2023).

  3. В Дубне обсудили национальную инновационную систему // Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ URL: https://imi.hse.ru/news/835120174.html (дата обращения: 10.12.2023).

  4. Федеральный закон от 04.11.2022 № 430-ФЗ - Редакция от 04.11.2022 // Контур.Норматив URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=435197 (дата обращения: 10.12.2023).

Просмотров работы: 25