В современном мире малый бизнес играет важную роль в формировании устойчивой экономической среды. Стремительные изменения на глобальном уровне требуют новых подходов к развитию предпринимательства, и именно в этом контексте рассматривается тема о роли малого бизнеса в стимулировании экономического роста.
Малый бизнес – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериями, конституционирующих сущность этого понятия [6, с.1].
Как показывает мировая практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является, в первую очередь, средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником [3, с.26].
К малому бизнесу относятся предприятия, годовой доход которых не превышает 800 миллионов рублей. Среднесписочная численность работников компании не должна превышать 100 человек включительно.
Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является:
численность персонала;
размер уставного капитала;
величина активов;
объем оборота (прибыли, дохода).
В экономике развитых стран одновременно функционируют крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде.
Стоит сказать, что размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются предприятия больших размеров, а именно малые оказываются наиболее предпочтительными [2, с.6].
Для стимулирования уровня современной экономики характерна сложная комбинация разных по масштабам производств: крупных, с тенденцией к монопольным структурам, и небольших, складывающихся под влиянием многих факторов.
С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса стала концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют технологический прогресс. [2, с.7].
С другой стороны, в последнее время выявился небывалый рост предприятий малого и среднего бизнеса, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров и оказанием услуг [2, с.8].
Эффективное функционирование малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близостью к местным рынкам и приспособлением к запросам клиентуры; производством малыми партиями (что невыгодно крупным фирмам); исключением лишних звеньев управления и т.д. Малому производству способствуют дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.
С каждым годом динамика роста малого бизнеса становится более убедительной, отмечая увеличение количества предприятий в секторе малого и среднего предпринимательства (МСП). Этот тренд свидетельствует не только о стойкости малого бизнеса в условиях переменчивой экономической среды, но и о его важной роли в обеспечении устойчивого экономического роста. Увеличение числа МСП подчеркивает их вклад в формирование рабочих мест, стимулирование инноваций и обеспечение разнообразия в экономике.
Статистика развития МСП в Российской Федерации в сравнении с 2022г. согласно данным Единого реестра субъектов МСП (по состоянию на 10.01.2023):
На10января 2023г. |
На10 января 2022г. |
Динамикак 2022г. в% |
Динамика к 2022г. покол-ву |
|
Число МСП |
5 991349 |
5 866703 |
+ 2,1% |
+ 124646 |
Микропредприятия |
5 761 069 |
5 636 297 |
+ 2,2% |
+ 124772 |
Малыепредприятия |
212 271 |
212 429 |
-0,1% |
-158 |
Средниепредприятия |
18 009 |
17 977 |
+ 0,2% |
+ 32 |
Числоюр.лиц |
2 305387 |
2 314058 |
-0,4% |
-8671 |
Число ИП |
3 685962 |
3 552645 |
+ 3,8% |
+ 133317 |
В настоящее время общее количество субъектов МСП увеличилось на 2,1 % и составило 5 991 349 предприятий. При этом число юридических лиц сократилось на 0,4% или на 8 671 предприятий, число ИП выросло на 3,8 % или на 133 317 предприятий.
В большинстве регионов, а именно в 56 субъектах РФ, количество МСП увеличилось. Лидерами роста стали: Республика Калмыкия – 20,9%, Чеченская Республика – 12,2%, Республика Ингушетия – 11,8%, Республика Тыва – 7,9% Москва – 7,0 %.
Отрицательная динамика по сокращению количества субъектов МСП наблюдается в 29 субъектах РФ. Лидерами падения стали: Курская область – 3,9 %, Вологодская область – 3,7 %, Республика Крым - 3,3 %, Сахалинская область – 2,1%, Республика Коми и Тамбовская область– 1,9%.
РазделыОКВЭД |
На10 января2023г. |
На10 января2022г. |
Динамикак2022г. в% |
Сельское,лесноехозяйство,охота,рыболовствои рыбоводство |
187322 |
188167 |
-0,4% |
Добычаполезныхископаемых |
14404 |
13863 |
+ 3,9% |
Обрабатывающиепроизводства |
428996 |
401023 |
+ 7,0% |
Обеспечениеэлектрическойэнергией,газомипаром; кондиционированиевоздуха |
12700 |
13063 |
-2,8% |
Водоснабжение,водоотведение,организациясбораи утилизацииотходов,деятельностьполиквидациизагрязнений |
22639 |
22700 |
-0,3% |
Строительство |
572473 |
549987 |
+ 4,1% |
Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортныхсредствимотоциклов |
2136395 |
2072981 |
+ 3,1% |
Транспортировкаихранение |
605612 |
602600 |
+ 0,5% |
Деятельностьгостиниципредприятийобщественного питания |
196558 |
190889 |
+ 3,0% |
Деятельностьвобластиинформацииисвязи |
230214 |
224803 |
+ 2,4% |
Деятельностьфинансоваяистраховая |
45600 |
46827 |
-2,6% |
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом |
411191 |
402732 |
+ 2,1% |
Деятельность профессиональная, научная и техническая |
477251 |
474136 |
+ 0,7% |
Деятельностьадминистративная и сопутствующие дополнительныеуслуги |
219261 |
216680 |
+ 1,2% |
Государственноеуправлениеиобеспечениевоенной безопасности;социальноеобеспечение |
2081 |
2100 |
-0,9% |
Образование |
65860 |
61831 |
+ 6,5% |
Деятельность в области культуры, спорта, организациидосугаиразвлечений |
82653 |
81224 |
+1,8% |
Деятельность в области здравоохранения и социальныхуслуг |
75774 |
74178 |
+ 2,2% |
Предоставлениепрочихвидовуслуг |
219687 |
223781 |
-1,8% |
Деятельностьдомашниххозяйствкакработодателей; недифференцированная деятельность частныхдомашниххозяйствпопроизводствутоваров |
377 |
373 |
+ 1,1% |
Деятельность экстерриториальных организаций и органов |
16 |
13 |
+23,1% |
Роль малого бизнеса в стимулировании экономического роста заключается в создании необходимой атмосферы конкуренции, способности быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создании дополнительных рабочих мест [1, с. 9].
Развитие производства предприятий малого бизнеса создает благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.
Исходя из всего вышесказанного, можно выделить основные задачи, которые можно решить путем развития малого бизнеса:
развитие конкурентоспособных рыночных отношений, которые содействуют наилучшему удовлетворению имеющихся потребностей общества;
увеличение ассортимента и улучшение качества товаров и услуг;
близость произведенных товаров или услуг к определенным потребителям;
придание экономике гибкости и мобильности;
привлечение собственных денежных средств населения для развития производства;
формирование новых рабочих мест и снижение уровня безработицы в целом;
содействие наиболее результативному применению творческого потенциала людей и выявлению их талантов, что в свою очередь способствуют развитию ремесел;
привлечение к труду тех категорий населения, которые не могут заниматься крупным бизнесом, ввиду имеющихся обстоятельств. К ним можно отнести домохозяек или учащихся, а также пенсионеров.
развитие социальной прослойки собственников и предпринимателей;
освоение и применение в производстве местных источников сырья;
помощь большим компаниям путем производства и поставки комплектующих материалов, формирование добавочных и обслуживающих производств;
избавление страны от нерентабельных и убыточных компаний путём их аренды или же полного выкупа.
Проблемы, способствующие закрытию малого бизнеса в России:
трудности с приобретением сырья, оборудования;
рост цен на сырье, материалы;
трудности с арендой и приобретением помещений;
проблемы со сбытом товаров и услуг;
нехватка денежных оборотных средств;
нормативно-правовые и административные барьеры;
дефицит средств на развитие;
большие налоги.
Успешное развитие малого бизнеса имеет неоспоримое значение для стабильного развития экономики России. Но при этом необходима долгосрочная программа с комплексным и последовательным подходом, где бы использовались программно-целевые методы, были бы увязаны мероприятия по срокам, ресурсам, исполнителям региона.
Комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в РФ, должен осуществляться в следующих направлениях: [1, с.12]
нормативно-правовое;
финансово-кредитное;
обеспечение безопасности;
информационно-техническое;
организационное;
кадровое и консультационное обеспечение;
внешнеэкономическая деятельность.
Также в государственной программе должны быть отражены механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой политики, материально-технического снабжения, системы официальных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности.
Таким образом, в современных условиях глобальной конкуренции и быстрого технологического развития, роль малого бизнеса становится всё более важной в обеспечении экономической динамики. Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологический изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятостью острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений – все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны. Малый бизнес является ключевым фактором для обеспечения устойчивости и роста экономики. Соответственно, недооценка роли малого предпринимательства, игнорирование его значительных технико-производственных и социально-экономических потенций приобретают в данных условиях характер крупномасштабного стратегического просчета.
Список использованных источников:
1. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 12.12.2023) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
2. Мамедова Н., Девяткин Е. Малый бизнес в рыночной среде. – М.: Издательство НИЦ ИНФРА-М, 2016., 152 с.
3. Горфинкель В., Швандар В. Малый бизнес. Организация, экономика, управление. – М.: Издательство ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 495 с.
4. Акимов О. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития — М.: Издательство Финансы и статистика, 2020. — 192 с.