Система образования постоянно совершенствуется: из года в год в образовательный процесс внедряются инновационные технологии. Модернизация современной системы образования направлена на гарантированное обеспечение качества обучения, которое достигается путем внедрения в учебный процесс инновационных технологий и методов, которые в свою очередь создают благоприятные условия для повышения уровня мотивации обучающихся и сохранения интереса к учебной деятельности [2]. Одной из таких инновационных технологий выступает геймификация.
Применение средств геймификации при обучении студентов педагогического направления будет соответствовать профессиональному стандарту 01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) к необходимым умениям педагога в сфере осуществления педагогической деятельности по реализации программ основного и среднего общего образования относятся умение применять современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы [4, с. 14] и умение проводить учебные занятия, опираясь на достижения в области современных технологий и методик обучения [4, с. 14].
Кроме того, в условиях современного мира, где появляются все новые требования к системе образования, а одновременно с этим происходит глубокое проникновение инноваций, гаджетов и интернета в повседневную жизнь – педагогам становится все тяжелее заинтересовать учебным материалом. Гаджеты – необходимая часть современной жизни, это средства коммуникации, запечатления и хранения информации, однако зачастую они влекут за собой не только положительные, но и негативные последствия. Смартфон может быть использован в качестве устройства, позволяющего значительно упростить труд студента: сфотографировать схему или объемный текст, найти информацию в интернете и т.д. [1]. Однако, несмотря на все плюсы, существует обоснованная точка зрения педагогов высшей школы что гаджеты мешают учебному процессу, так как студенты используют их по большей части в качестве развлечений [1].
У всех педагогов высшей школы была и остается оной из значимых педагогических задач – включение студентов в активное обучению и мотивирование их на будущую трудовую деятельность. Традиционные методы преподавания могут быть скучными и монотонными, что приводит к недостаточной мотивации студентов. Геймификация обучения предлагает интерактивные и соревновательные элементы, которые делают обучение более активным и вызывающим интерес, используя гаджеты в необходимом для обучения варианте.
Несмотря на то, что игровые технологии в образовательном процессе более целесообразны в обучении школьников, в особенности – младших (в следствии того, что игра занимает важное место в жизни младших школьников [3]), а студенты вуза находятся в совершенно ином возрастном диапазоне и их ведущим видом деятельности выступает учебно-профессиональная деятельность – исследования доказывают, что игровая деятельность в любом возрасте помогает эффективнее реализовывать коммуникацию, устанавливать социальные контакты, быстро снимать накопившееся нервное напряжение в любой из сфер жизни [5].
В контексте педагогического вуза, геймификация может быть эффективным инструментом для повышения профессиональной мотивации студентов. Она создает игровую атмосферу, которая включает в себя задачи, достижения, баллы и награды за успешное выполнение учебных заданий, а также позволяет сформировать необходимые навыки для будущей профессии, согласно профессиональному стандарту [1]. Преимущества геймификации обучения включают:
1. Повышение мотивации. Игровые элементы, такие как лидерство, соревнование и достижение целей, могут стимулировать студентов и мотивировать их к активному участию в образовательном процессе.
2. Обеспечение вовлеченности каждого обучающегося. Игровая атмосфера может помочь учащимся более эффективно взаимодействовать с материалом и развивать свои навыки и знания.
3. Усиление коллаборации. Геймификация обучения может способствовать сотрудничеству и командной работе среди студентов, что улучшает их учебный опыт и развивает коммуникативные навыки.
4. Повышение ретенции информации. Игровые элементы, такие как повторение заданий и получение награды за достижения, помогают закрепить изученную информацию и улучшить запоминание.
5. Создание более интересной и разнообразной учебной среды: Геймификация может сделать процесс обучения более интересным для студентов, а возникающий при этом соревновательный азарт способствует их более глубокому погружению в учебный материал.
Этим подтверждается актуальность данного исследования.
Теоретико-методологическими основами для изучения проблемы повышения профессиональной мотивации и успеваемости студентов педагогического вуза, в том числе посредством геймификации образовательного процесса, являются научные работы в областях психолого-педагогического и социологического направлений, исследования теории и практики влияния на профессиональную мотивацию будущих педагогов, научно-методические материалы, раскрывающие понятия профессиональной мотивации, успеваемости и ее закономерностях, методах способствующих повышению мотивации, геймификации.
Изучению феномена мотивации посвящены исследования: В.Г. Асеев, Н.Ц. Бадмаева, Е.А. Белова, В. Вилюнас, О.В. Виштак, Ю.М. Забродин, И.П. Ильин, А.А. Костюнина, А. Маслоу, Л.А. Мокрецова, П.А. Рудик, Б.А. Сосновский, П.М. Якобсон и др.); мотивации студентов вуза (М.Г. Барковская, Л.П. Берестовская, Т.О. Гордеева, Е.Ю. Клепцова, А.К. Осин, Н.В. Мормужева, Ю.М. Орлов и др.); способов формирования профессиональной мотивации (О.В. Андриянова, Н.А. Бакшаева, Л.Ю. Беленкова, И.Г. Бородаева, О.В. Винокурова, А.А. Вербицкий, М.В. Воробьева, Е.В. Карпова, К.С. Козляков, А.Н. Панова, Т.В. Яровова и др.).
Специфика формирования профессиональной мотивации у студентов педагогических направлений рассмотрена в работах Г.В. Беляева, Н.В. Григорьева и др.
Изучение аспектов успеваемости нашло отражение в трудах: С.И. Архангельского, Ю.К. Бабанского, С.П. Баранова, В.П. Беспалько, Л.С. Выготского, Т.В. Габай, П.Я. Гальперина, Б.С. Гершунского, В.В. Давьщова, В.И. Журавлева, В.И. Загвязинского, И.И. Ильясова, Ю.Н. Кулюткина, Л.Н. Ланда, B.C. Леднева, А.Н. Леонтьева, И.Л. Лернера, Р. Марям, A.M. Матюшкина, М.Н. Махмутова, H.A. Менчинской, Н.Д. Никандрова, A.B. Петровского, С.Л. Рубинштейна, М.Н. Скаткина, В.А. Сластенина, Л.М. Фридмана, Г.И. Щукиной, И.С. Якиманской, В.А. Якунина.
Изучение аспектов концепции геймификации описаны в исследованиях: К. Мараче-Франсиско и E. Бранжье, Р. Конавей и M.К. Гарай, K. Вербах и Д. Хантер, Дж. МакГонигал, В.В. Гадецкий и С.И. Забуга, Д.И. Пфецер и Д.В. Лазутина, О.В. Сергеева, Е.С. Богомягкова, Е.А. Орех и Н.В. Колесник); алгоритмы внедрения геймификации (Ф. Гарсиа, O. Педрейра, M. Пиаттини, A. Кердейра-Пена и M. Пеньябад, С. Конгер, Б. Моршхойзер, Л. Хасан, K. Вердер и Дж. Хамари, У. Рухи, A.A. Секо и M. Йылмаз, С.В. Казмирчук, А.В. Ларка и Н.И. Ларка, А.С. Муратова и Л.В. Муратова, И. Нефедьев и М. Бронникова), в том числе в контексте игрового дизайна компьютерных игр (Дж. Гарро, Т.В. Мэлоун, Р. Хунике, M. ЛеБланк и Р. Зубек). Влияние геймификации на формирование трудовой мотивации обозначено в работах В.В. Артамоновой.
Особенностям учебной, учебно-профессиональной мотивации, успеваемости, инновационных методов обучения в совершенствовании мотивации и геймификации как средства управления мотивацией посвящены диссертационные исследования Ю.Е. Андриенко, В.В. Артамоновой, К.С. Козлякова, Р. Марям.
Рассмотрим более подробно наиболее значимые для нашей темы исследования работы.
В диссертационном исследовании Ю.Е. Андриенко (2022 г.) на тему «Развитие у студентов педагогического вуза мотивации к будущей профессиональной деятельности в современных социально-экономических условиях» [6] рассмотрена и доказана необходимость целенаправленной и системной работы по развитию у студентов – будущих педагогов мотивации к профессиональной деятельности с учетом современных социально-экономических условий; доказана эффективность взаимодействия образовательных организаций, сопровождающих студентов в период прохождения ими практик, при формировании стратегии в решении проблемы развития у студентов мотивации к будущей педагогической деятельности; смоделировано развитие у студентов педагогического вуза профессиональной мотивации, позволяющее представить взаимосвязь педагогических условий, обеспечивающих данный процесс.
В.В. Артамоновой в исследовании (2022 г.) «Геймификация как инструмент управления трудовой мотивацией» [7] выявлены и проанализированы эволюционные аспекты концепции геймификации, как с точки зрения общих закономерностей ее формирования, так и применения геймификации в конкретных сферах деятельности; определено понятие ««геймификация в управлении трудовой мотивацией». Также на основе анализа теорий внешней и внутренней мотивации и методических основ применения геймификации определены особенности геймификации в качестве инструмента управления трудовой мотивацией. Автором проведена комплексная оценка влияния геймификации на трудовую мотивацию персонала по результатам проведенных автором социологических исследований и предложены авторские рекомендации по применению геймифицированных систем нематериального стимулирования в мотивации трудовой деятельности.
Исследование К.С. Козлякова (2013 г.) на тему «Формирование учебно-профессиональной мотивации студентов высшего учебного заведения» [8] содержит авторскую классификацию понятий «мотив», «мотивация» и «учебно-профессиональная мотивация», а также особенности структуры учебно-профессиональной мотивации. Кроме того, автором предложен новый, проектно-практический, компонент в структуре учебно-профессиональной мотивации, определяющий потребность тренировки специальных трудовых навыков и умений студентов вуза в рамках моделирования профессиональных ситуаций.
Исследование Р. Марям (2013 г.) «Использование инновационных методов обучения в совершенствовании успеваемости студентов вуза (на примере ВУЗов Исламской Республики Иран)» [9] содержит определение психолого-педагогической взаимосвязи теории современных новейших методов обучения в совершенствовании успеваемости студентов.
Исходя из анализа исследований, смежно касающихся нашей темы, можно сказать, что проблеме геймификации уделено достаточно много внимания, учитывая новизну данного направления. Во множестве работ раскрываются проблемы мотивации и успеваемости, поднята проблема учебно-профессиональной мотивации. Однако среди изученных материалов недостаточно изучено влияние геймификации обучения на уровень профессиональной мотивации и успеваемости студентов: не выявлены подходящие методы и элементы геймификации, подходящие в условиях обучения будущих учителей начальных классов; не проанализирована эффективность внедрения данного процесса в обучение будущих педагогов.
Проведенный анализ существующих исследований в области профессиональной мотивации, геймификации и цифровизации образования позволил выявить ряд противоречий между:
необходимостью разработки педагогической теории и практики подготовки высокомотивированных выпускников педагогического вуза на работу в современных образовательных организациях и недостаточной теоретической изученностью условий и приемов формирования профессиональной мотивации у студентов высшего учебного заведения;
наличием возможности повышения профессиональной мотивации и успеваемости студентов вуза за сечет внедрения в их образовательный процесс элементов геймификации и отсутствие описанной и апробированной концепции использования данной возможности в реализации профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов;
большим потенциалом игровых технологий в активизации учебной деятельности младшего школьника и недостаточной разработанностью учебно-методических материалов для профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов к их использованию;
актуальностью применения цифровых технологий как средства реализации геймификации в образовательном процессе и методической и технологической неготовностью большинства выпускников к их результативному и оптимальному внедрению в конкретных условия преподавания учебных предметов.
В результате намеченного исследования нам предстоит ответить на вопрос: Какие педагогические условия и методические приемы включения элементов цифровой геймификации в образовательный процесс подготовки будущих учителей начальных классов в вузе будут способствовать повышению их профессиональной мотивации и успеваемости?»
Список литературы:
1. Гайнуллин Р.Р. Роль гаджетов в современном образовании в вузе // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018002553?ysclid=losd4869ri562279579 (дата обращения: 10.11.2023).
2. Ермаков Алексей Валентович, Бессмертный Алексей Михайлович, Иванов Петр Петрович Модель оценки сценариев игрофикации в учебном процессе // Вестник СВФУ. 2014. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-otsenki-stsenariev-igrofikatsii-v-uchebnom-protsesse
3. Кузнецова А. Игровые приемы в онлайн-обучении. // ФОКСФОРД. 2021. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://media.foxford.ru/articles/gejmifikaciya-processa-obucheniya-v-shkole
4. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 № 544н) // Реестр профессиональных стандартов. URL: https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=56367 (дата обращения: 10.11.2023).
5. Суворова Елена Валентиновна Значение игры в жизни человека // StudNet. 2020. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-igry-v-zhizni-cheloveka (дата обращения: 22.11.2023).
6. Андриенко Ю.Е. Развитие у студентов педагогического вуза мотивации к будущей профессиональной деятельности в современных социально-экономических условиях: автореф. дис. … канд. пед. наук. Армавир, 2022. – 26 с.
7. Артамонова В.В. Геймификация как инструмент управления трудовой мотивацией: автореф. дис. … канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2022. – 31 с.
8. Козляков К.С. Формирование учебно-профессиональной мотивации студентов высшего учебного заведения: автореф. дис. … канд. пед. наук. Калининград, 2013. – 22 с.
9. Марям Р. Использование инновационных методов обучения в совершенствовании успеваемости студентов вуза (на примере ВУЗов Исламской Республики Иран): автореф. дис. … канд. пед. наук. Душанбе, 2013. – 22 с.