Влияние тренировок по спортивной гимнастике на физическое развитие детей дошкольного возраста - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Влияние тренировок по спортивной гимнастике на физическое развитие детей дошкольного возраста

Ставрова Д.А. 1
1Уральский федеральный университет, институт физической культура спорта и молодежной политики
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Спортивная гимнастика — вид спорта, включающий в себя соревнования на гимнастических снарядах, в вольных упражнениях и в опорных прыжках. Физическое развитие детей дошкольного возраста играет важную роль в формировании их здоровья и общего благополучия. В данной научной статье рассмотрим влияние тренировок по спортивной гимнастике на физическое развитие детей дошкольного возраста.

В настоящее время мы наблюдаем снижение показателей здоровья детей дошкольного возраста, что обусловлено низким уровнем двигательной активности. Практика дошкольного воспитания накопила достаточный опыт воспитания физических качеств средствами гимнастики. Гимнастические упражнения часто используются на различных занятиях физической культурой [1].

Спортивная гимнастика является одним из самых популярных видов спорта среди детей.

Тренировки по спортивной гимнастике могут оказать значительное влияние на физическое развитие детей, улучшая их координацию, гибкость, силу и выносливость. В ходе обучения движениям дети накапливают определенный двигательный опыт, что облегчает процесс овладения новыми, более сложными умениями и навыками. Развитие физических качеств - одна из важнейших задач, стоящих перед физическим воспитанием в младшем школьном возрасте. В наибольшей мере это касается быстроты и ловкости, так как обучение у младших школьников совпадает с периодом, наиболее благоприятным для интенсивного развития именно этих качеств. В развитии выносливости главной задачей является способствовать повышению аэробных возможностей организма детей и на этой основе обеспечить рост общей выносливости. Задачи в развитии силы связаны прежде всего с формированием осанки и укреплением отстающих в развитии мышечных групп [2].

Стойкий интерес к физическим упражнениям у детей может быть вызван только тогда, когда занятия будут приносить им радость. Упражнения гимнастики призваны обогатить двигательный опыт детей и способствовать развитию физических качеств.

Элементы акробатики, упражнения в равновесии, разнообразные прыжки, упражнения в равновесии - далеко не полный перечень средств для развития силы, ловкости, быстроты и обучения умениям и навыкам, предусмотренным программой. Подвижные игры и соревнования представляют собой очень важный раздел в ряду средств физического воспитания детей дошкольного возраста [2].

К развитию ловкости приводит систематическое разучивание с детьми новых упражнений. Обучение повышает пластичность нервной системы, улучшает координацию движений и развивает способность овладевать новыми, более сложными упражнениями. Развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях. Так, в подвижных играх детям приходится непрерывно переключаться от одних движений к другим, заранее не обусловленным; быстро, без всякого промедления решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников. Ловкость развивается при выполнении упражнений с использованием различных предметов, физкультурного инвентаря, оборудования; с дополнительными заданиями, при коллективном выполнении упражнений с одним предметом [3].

Быстрота развивается в упражнениях, выполняемых с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью), на скорость (добежать до финиша как можно быстрее), с изменением темпа (медленный, средний, быстрый), а также в подвижных играх, когда дети вынуждены выполнять упражнения с наивысшей скоростью (убегать от водящего). Для развития быстроты целесообразно использовать хорошо освоенные упражнения, при этом учитывать физическую подготовленность детей, а также состояние их здоровья [3].

Гибкость развивается при выполнении физических упражнений с большой амплитудой, в частности обще развивающих. У детей дошкольного возраста опорно-двигательный аппарат обладает большой гибкостью. Следует стремиться к сохранению этой естественной гибкости, не злоупотребляя упражнениями на растягивание, которые могут привести к необратимым деформациям отдельных суставов (например, коленного) [3].

Равновесие зависит от состояния вестибулярного аппарата, всех систем организма, а также от расположения общего центра тяжести тела (ОЦТ). У дошкольников ОЦТ расположен высоко, поэтому им труднее сохранять равновесие. Равновесие развивается в большей степени в упражнениях, выполняемых на уменьшенной и приподнятой площади опоры (ходьба по низкому гимнастическому бревну, бег по скамейке) [3].

Развитие силы мышц может быть достигнуто благодаря увеличению веса предметов, применяемых в упражнениях (набивной мяч, мешочки с песком и др.); использованию упражнений, включающих поднятие собственной массы (прыжки), преодоление сопротивления партнера (в парных упражнениях). В детском саду следует использовать разнообразные упражнения для развития силы всех групп мышц, уделяя преимущественное внимание мышцам-разгибателям [3].

Дошкольный возраст можно назвать благоприятным для формирования практически всего спектра двигательных способностей, реализуемых в физической активности человека. В этот период закладываются основы культуры движений, успешно осваиваются ранее неизвестные упражнения, приобретаются новые двигательные навыки. Почти все показатели двигательных способностей ребенка демонстрируют высокие темпы прироста. В этом возрасте развивается двигательный опыт, так как движения являются потребностью ребенка [2].

Заключение. Тренировки по спортивной гимнастике оказывают положительное влияние на физическое развитие детей дошкольного возраста. Регулярные занятия спортивной гимнастикой способствуют не только улучшению физических показателей, но и общему развитию ребенка, его самооценке и уверенности в себе. Таким образом, спортивная гимнастикa может рекомендоваться в качестве эффективного метода физического воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Список литературы:

1. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития

ребенка : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э. Я. Степаненкова. — 2-е изд., испр. — Москва : Издательский центр «Академия», 2006. — 368 с. — ISBN 5-7695-2540-1.

2. Филиппова, С. О. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста / С. О. Филиппова, О. А. Каминский, Г. Г. Лукина. — 8-е изд., испр. — Москва : Издательский центр «Академия», 2013. — 318 с. — ISBN 978-5-4468-7496-5.

3. Журавин, М. Л. Гимнастика: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Л. Журавин, О. В. Загрядская, Н. В. Казакевич и др.; Под ред. М. Л. Журавина, Н. К. Меньшикова. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательский центр «Академия», 2002. — 448 с. — ISBN 5-7695-1197-4.

Просмотров работы: 71