ВЛИЯНИЕ САНКЦИЙ НА ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

ВЛИЯНИЕ САНКЦИЙ НА ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Санкции – ограничительные меры, применяемые страной или группой стран к другой стране или группе стран с целью повлиять на политику государств-объектов. Их применение может быть в разных сферах и на разных уровнях (Рисунок 1).

Рис. 1 – Применение санкций на разных уровнях

Сам термин санкции можно описать как умышленный выход правительства из коммерческих или финансовых отношений для достижения целей внешней политики или как отказ одного или нескольких государств в каких-либо отношениях, направленный на то, чтобы повлиять на поведение другого государства по неэкономическим вопросам или ограничить его военный потенциал.

На международном уровне использование санкций решает важные политические вопросы, например, поддержка демократии, защита прав человека, предотвращение терроризма или прекращение агрессии со стороны государства. Также могут относиться к выводу войск с оккупированных территорий, к присоединению к международному договору и т.д.

Санкции носят стратегический характер и в основном рассчитаны на долгосрочную перспективу, чтобы эффект от их применения не был ощутим значительным в первые месяцы или даже года. Вместе с тем, они ведут к отрицательным внутриполитическим событиям и наносят ущерб отдельным предприятиям и отраслям. Санкции считают мягкой силой в международных отношениях, при этом их применение может иметь жесткий характер, что повлияет на снижение Валового национального продукта (ВНП), уровень безработицы и изменение объемов производства. [5]

На текущий момент существует большая вариация классификации санкций, что вызывает проблемы четкого определения каждого из видов. Важно отметить, что институт санкций эволюционирует одновременно с развитием международного права, как и эволюционировали и виды. Различными авторами научных работ, практика и мировой опыт предлагают различные систематизации определения видов санкций. На Рис.2 представлена классификация по определенным критериям.

Согласно Уставу ООН, можно выделить 3 вида: дипломатические, экономические, военные.

Дипломатические санкции – политические меры, направленные на выражение неодобрения или недовольства определенным действием государства-нарушителя дипломатическими и политическими средствами, при этом отсутствует цель воздействовать на экономические и военные отношения. Меры включаются в себя ограничение или отмену правительственных визитов на высшем уровне или высылку дипломатических миссий и сотрудников.

Анализируя мировую практику применения санкций, выяснилось, что экономические санкции являются наиболее распространенным видом мер принуждения в отношении государства-нарушителя. Также часто наблюдается, что применение режима дипломатических санкций предшествует введению экономических.

Рис. 2 – Классификация санкций

Экономические санкции предполагают полное или частичное прерывание экономических отношений, проявляющееся в широком диапазоне форм осуществления: эмбарго, бойкот, экономическая блокада, замораживание финансовых ресурсов, включая средства, получаемые или извлекаемые благодаря имуществу, находящемуся во владении или под прямым или косвенным контролем объекта санкций, запрет капиталовложений в экономику объекта санкций, а также предоставление ему финансовой, материальной, технической и другой помощи.

Также существуют военные санкции, варьирующиеся от тщательно спланированных военных ударов по потенциальному государству до менее агрессивной формы эмбарго на поставки оружия для прекращения поставок оружия и т.д.

Наибольшей эффективностью обладают экономические санкции, поскольку в условиях глобализации каждое государство тесно связано друг с другом, а ограничения для государства или его выключение из экономической деятельности наносит наиболее существенный удар по внутренней политике и экономики страны. Под действием санкций, как правило, ухудшается уровень жизни населения, что вызывает недовольство в обществе, образуя в нем раскол. Последствиями могут быть серьезные гражданские выступления, противостояние и нарушение правопорядка. Именно поэтому каждое государство предпочитает приложить максимум усилий для того, чтобы сохранить свое положение и усилить внутреннюю стабильность.

Стоит уделить внимание также таким видам санкций, как торговым (полное или частичное эмбарго) и финансовым (блокирование иностранных активов, ограничение доступа на финансовые рынки, прекращение предоставления финансовой помощи).

Торговые санкции применяются к партнерам и могут налагаться на экспорт и на импорт. В большинстве случаев применяется на экспорт, но даже при этом страна, подвергающаяся запретам и ограничениям, находит альтернативные рынки сбыта.

Финансовые санкции в чистом виде применяются достаточно редко. Их сильной стороной является концентрация на узком круге предпринимателей, приближенных к власти. Их распределение происходит более равномерно. Также часто встречается на практике замораживание имущество как одно из средств ограничения. В основном это касается отдельных граждан и влиятельных лиц.

Основные функциями санкций являются: восстановительная, предупредительная и репрессивная. Восстановительная функция предполагает восстановление нарушенных прав путем достижения того положения, которое имело бы место при надлежащем исполнении обязательств. Предупредительная – предупреждает в дальнейшем правонарушении. Репрессивная обязывает нарушителя уплачивать штраф в доход потерпевшего государства.

Одной из основных функций экономических санкций является создание экономических и финансовых потерь для целевого государства, что должно оказать влияние на его политическое поведение в соответствии с ожиданиями и требованиям стран, применяющих санкции.

Таким образом, экономические санкции имеют важную роль в международных отношениях. Они являются одним из механизмов воздействия на государственные экономики и инструментов достижения внешнеполитических целей.

Санкции являются одним из инструментов внешнеполитического давления, используемым государствами и международными организациями для достижения своих политических целей. Они могут быть направлены как против отдельных лиц или организаций, так и в отношении целых государств. В последние десятилетия санкции стали широко используемым инструментом дипломатического и экономического воздействия, и их влияние на финансовый рынок стало темой значительного интереса.

Финансовый рынок – совокупность всех денежных ресурсов, находящихся в постоянном движении (распределение и перераспределение) под влиянием меняющегося спроса и предложения на эти ресурсы со стороны различных субъектов экономики. Он представляет собой глобальную экосистему со сложной структурой (Рисунок 3).

Субъекты финансовых отношений взаимодействуют между собой при помощи финансовых посредников, которые оказывают помощь в создании и эффективном использовании фондов денежных средств. Основными финансовыми посредниками являются сберегательные и коммерческие банки, кредитные кооперативы, инвестиционные компании и фонды, страховые компании, пенсионные фонды, фондовые биржи.

Рис.3 – Структура финансового рынка

В научной литературе встречаются различные классификации финансовых рынков:

1) по сроку размещения ресурсов (рынок денег и капиталов);

2) по форме организации движения потоков денежных средств (рынок кредитов, ценных бумаг, лизинговых услуг, факторинговых услуг, валютный и страховые);

3) по расположению (национальные и мировые);

4) по уровню развития (развивающиеся и развитые).

На современном этапе развития рыночная экономика не может эффективно функционировать без финансового рынка, который дает государству преимущества в экономическом и политическом плане. Понимание организации и характера взаимоотношений многочисленных участников финансового рынка необходимо для формирования политики государства и создания в стране конкурентоспособного финансового центра.

Современный финансовый рынок оказывается под сильным влиянием санкций, которые применяются различными странами в рамках международных отношений. Санкции, как средство политического давления, могут оказать значительное влияние на финансовые потоки, банковскую систему и рынки капитала.

Первым и наиболее очевидным влиянием санкций на финансовый рынок является их прямое воздействие на экономику и финансовую систему страны, на которую они наложены. Ограничения на импорт-экспорт, финансовые транзакции, инвестиции и доступ к финансовым рынкам могут вызывать значительные изменения в экономической активности и финансовом положении страны. Например, санкции могут привести к падению курса местной валюты, ухудшению кредитных условий и ограничениям доступа к капиталу.

Кроме того, санкции могут вызвать резкую волатильность на финансовых рынках. Новости о введении санкций или ужесточении их могут привести к паническим реакциям участников рынка, вызывая скачки цен на активы, изменение курсов валют и снижение стоимости ценных бумаг. Такие колебания могут сильно повлиять на инвесторов, банки, фонды и другие участники финансовых рынков.

Санкции также могут повлиять на международные финансовые отношения и доверие к финансовым институтам. Банки и другие финансовые учреждения могут столкнуться с ограничениями в своей деятельности из-за соблюдения санкций, что может привести к утрате дохода и снижению их международной репутации. Компании могут также испытать трудности в получении кредитов, привлечении инвестиций и обеспечении ликвидности из-за ограничений, связанных с санкциями.

В то же время, санкции могут вызвать изменения в международных финансовых потоках и структуре мировой финансовой системы. Ограничения на сотрудничество с определенными странами или институтами могут привести к перераспределению капитала и финансовых ресурсов, поиск альтернативных путей и решений, что может привести к изменению геополитической структуры финансового рынка.

Санкции могут повлиять на различные сегменты финансового рынка: банковский сектор, рынок ценных бумаг, инвестиционные фонды, страхование, международные платежные системы и другие.

Банковский сектор, являющийся основным инструментом финансовой интеграции и обмена, находится в центре внимания санкционных мер. Санкции могут ограничить доступ к международным финансовым ресурсам для банков, ограничить возможности проведения международных транзакций и установить запрет на сотрудничество с определёнными компаниями и финансовыми учреждениями. Это может значительно ограничить возможности банков в международной торговле и привести к существенным потерям.

Рынок ценных бумаг также подвержен воздействию санкций. Ограничение торговли ценными бумагами компаний и организаций, попадающих под санкции, может привести к значительным колебаниям ценных бумаг и рыночной нестабильности. Инвестиционные фонды, в свою очередь, сталкиваются с ограничениями по портфельным инвестициям, что ведёт к проблемам в диверсификации инвестиционных портфелей и снижению их доходности.

Ограничение доступа к страховым услугам для санкционированных компаний и стран может привести к сокращению объемов страхования, увеличению рисков и нестабильности на страховом рынке.

Международные платежные системы, такие как SWIFT, могут стать объектом санкционных мер. Ограничение доступа к таким системам приведёт к значительным трудностям в проведении международных финансовых транзакций, что негативно скажется на всей системе международных платежей.

Таким образом, санкции активно воздействуют на современный финансовый рынок и являются важным элементом международных финансовых отношений. Они представляют собой сложный инструмент воздействия, который требует анализа его потенциальных последствий для каждого участника рынка и мировой экономики в целом.

Банком России финансовый рынок определяется в качестве системы экономических и правовых отношений, связанных с использованием денег в качестве средства накопления и платежа, обращением финансовых инструментов, а также как правовая и культурная бизнес-среда, в которой действуют участники финансового рынка.

В архитектуре финансового рынка Российской Федерации Центральным банком РФ выделяются: финансовые инструменты, инфраструктура, эмитенты инвесторы (Таблица 1).

Следует выделить также роль финансового рынка в экономике:

1) обеспечение наиболее эффективного использования свободного капитала;

2) оптимизация процесса оборота капитала за счет мобилизации, перераспределения и эффективного использования не вовлеченного в производственную сферу капитала с целью удовлетворения потребности хозяйствующих субъектов в капитале;

3) ускорение оборота капитала и активизация экономических процессов.

Таблица 1

Архитектура финансового рынка России

кредитор/

инвестор

посредник/

инфраструктура

финансовые инструменты

заемщик/

эмитент

       
 

Продолжение таблицы 1

Российский

Население

- Банки

- Страховые организации

- Лизинг, факторинг, МФО

- Биржи

- Платежные системы

-Брокеры

- Клиринговые организации

- Аудиторы

Долговые:

-Облигации

-Кредиты

- Депозиты

Население

Предприятия

Гибриды:

- Конвертируемые облигации

- субординированные кредиты

- Структурные продукты

Предприятия

Государство

Деловые:

- Акции

- Участие в капитале

Государство

Иностранный

Институциональные и розничные инвесторы

Другие:

- Страховые продукты

- Пенсионные планы

- Инструменты хеджирования

- Проектное финансирование

Современный финансовый рынок представляет собой систему, включающую четыре подсистемы:

1) институциональную, включающую в себя экономические субъекты, продающие финансовые продукты или предоставляющие услуги на финансовом рынке;

2) продуктовую, включающую в себя все финансовые инструменты и финансовые услуги;

3) нормативно-правовую, сочетающую в себе элементы публично-правового и частноправового регулирования;

4) регуляторно-надзорную (контрольная), представляющую собой организованный комплекс органов, осуществляющих денежно-кредитную политику, регулирование, надзор и контроль на финансовом рынке в целом или его отдельных сегментах.

Финансовый рынок структурно представлен значительным количеством и разнообразием сегментов и видов, а также финансовых инструментов. Финансовые инструменты, принимая различные формы, могут выступать в качестве финансовых документов или квазиденег (ценная бумага, валюта, опцион, фьючерс т. п.), обращение которых обеспечивает получение денежных средств. Преимущественное использование тех или иных типов и видов финансовых инструментов определяет специфику и границы основных сегментов финансового рынка, их классификацию, в зависимости от направления движения денежных потоков.

На денежной рынке совершаются краткосрочные кредитные операции. На данном рынке торгуются высоколиквидные средства, преимущественно используемые для удовлетворения потребностей сроком до одного года. В структуре денежного рынка состоят:

1) учетный рынок – основные инструменты вексель и ценные бумаги;

2) межбанковский рынок – краткосрочные межбанковские депозиты;

3) валютные рынки – для обеспечения международного платежного оборота, обслуживающего денежные обязательства физических и юридических лиц из разных стран;

4) рынок деривативов – производные финансовые инструменты (свопы, опционы, фьючерсы).

Санкции оказали огромное влияние на финансовый рынок России (Таблица 2)

Первое и самое очевидное влияние санкций на финансовые институты России является ограничение доступа к международным рынкам капитала. Это приводит к увеличению стоимости кредитного капитала для российских компаний и правительства, что ухудшает финансовое положение их балансов.

Таблица 2

Влияние санкций на денежный рынок России

Санкции

Последствия

Ограничение доступа к кредитным ресурсам

Кризис банковской системы, потеря ее ликвидности, снижение инвестиционных возможностей экономики

Обесценивание российской валюты

Обесценивание валюты, рост инфляции, увеличение стоимости импортных товаров и услуг

Продолжение таблицы 2

Сокращение объема торговли с другими странами

Уменьшение объемов экспорта и импорта, снижение оборота на финансовых рынках, уменьшение доходов компаний

Кроме того, санкции также приводят к ограничениям в доступе на российский рынок для международных финансовых институтов. Некоторые западные банки уменьшают свое присутствие в России или вовсе уходят из страны из-за ограничений, наложенных санкциями. Это приводит к ограниченной конкуренции на российском финансовом рынке, что может привести к ухудшению предложения и условий для клиентов.

Повысилась неопределенность на рынке и увеличилась волатильности российских финансовых активов, что создало дополнительные риски для финансовых институтов, которые столкнулись с проблемами ликвидности и управления рисками.

Экономический рост России в ближайшие годы будет сталкиваться со следующими рисками и неопределенностями:

1) риск снижения добычи и экспорта углеводородов, которые являются основным источников доходов бюджета России;

2) риск ухудшения социальной ситуации и роста недовольства населения в России;

3) усиления геополитических напряжений и ужесточение санкций в сторону США и ЕС, что ограничит доступ России к международным финансовым рынкам, технологиям и рынкам сбыта;

4) недостаточная диверсификация экономики России, ее зависимость от цен на нефть и другие товары, подверженные сильным колебаниям на мировых рынках.

Для минимизации негативного влияния санкций на денежный рынок России необходимо развивать внутренний потенциал экономики. Сосредоточить усилия на развитии отечественного производства, улучшении инвестиционного климата, укреплении финансовой стабильности банков и компаний. Также важно развивать новые рынки сбыта, альтернативные источники финансирования, а также диверсифицировать экономические отношения с другими странами.

Список использованных источников

  1. А.Б. Алфимова, Л.С. Качанова Совершенствование системы минимизации валютных рисков в целях обеспечения финансово-экономической безопасности государства // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023. №9-2 (84). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-sistemy-minimizatsii-valyutnyh-riskov-v-tselyah-obespecheniya-finansovo-ekonomicheskoy-bezopasnosti-gosudarstva (дата обращения: 02.12.2023).

  2. Ажлуни, А. М. Мировая экономика и международные экономические отношения : учебно-методическое пособие / А. М. Ажлуни, Е. А. Наташкина. — Орел : ОрелГАУ, 2023. — 110 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/362411 (дата обращения: 07.12.2023). — Режим доступа: для авториз. Пользователей.

  3. Гладков Игорь Сергеевич Международная торговля на современном этапе: повышение турбулентности // ЭСГИ. 2023. №2 (38). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnaya-torgovlya-na-sovremennom-etape-povyshenie-turbulentnosti (дата обращения: 02.12.2023).

  4. Глотова Ирина Ивановна, Смольняков Сергей Витальевич Состояние финансового рынка россии в период санкционных ограничений // Финансы и учетная политика. 2022. №2 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sostoyanie-finansovogo-rynka-rossii-v-period-sanktsionnyh-ogranicheniy (дата обращения: 03.12.2023).

  5. Дурткаринов Д.А., Сорокин О.Н. Нерешенные проблемы макроэкономики // Теория и практика современной науки. 2023. №1 (91). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nereshennye-problemy-makroekonomiki-1 (дата обращения: 07.12.2023).

  6. Евсин Максим Юрьевич Оценка влияния санкций на финансовый рынок России // ЭФО. 2022. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-vliyaniya-sanktsiy-na-finansovyy-rynok-rossii (дата обращения: 03.12.2023).

  7. Иванов Олег Борисович Трансформация мировой финансовой системы под влиянием геополитических процессов // ЭТАП. 2023. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-mirovoy-finansovoy-sistemy-pod-vliyaniem-geopoliticheskih-protsessov (дата обращения: 07.12.2023).

  8. Калинский, О. И. Мировая экономика и международные экономические отношения : учебник / О. И. Калинский, М. С. Гончаров, А. А. Гринберг. — Москва : МИСИС, 2022. — 322 с. — ISBN 978-5-907560-10-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/263468 (дата обращения: 07.12.2023). — Режим доступа: для авториз. Пользователей.

  9. Козлов В.М. Российский рынок корпоративных облигаций: возможности роста в условиях санкций // Инновации и инвестиции. 2023. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskiy-rynok-korporativnyh-obligatsiy-vozmozhnosti-rosta-v-usloviyah-sanktsiy (дата обращения: 03.12.2023).

  10. Косаренко, Н. Н. Валютное право. Курс лекций : учебное пособие / Н. Н. Косаренко. — 6-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2021. — 180 с. — ISBN 978-5-89349-908-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/277889 (дата обращения: 07.12.2023). — Режим доступа: для авториз. Пользователей.

  11. Кузнецов Алексей Владимирович Концептуальные подходы к формированию устойчивой мировой валютно-финансовой системы // Финансы: теория и практика. 2023. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-podhody-k-formirovaniyu-ustoychivoy-mirovoy-valyutno-finansovoy-sistemy (дата обращения: 02.12.2023).

  12. Лаутс Е. Б. Антисанкционное регулирование рынка банковских услуг и антикризисный правовой режим банковской деятельности // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2023. №1 (101). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/antisanktsionnoe-regulirovanie-rynka-bankovskih-uslug-i-antikrizisnyy-pravovoy-rezhim-bankovskoy-deyatelnosti (дата обращения: 03.12.2023).

  13. Лексина Анна Валерьевна, Данилова Светлана Витальевна, Зяблицкая Наталья Викторовна Влияние санкций на функционирование финансового рынка РФ // РППЭ. 2022. №4 (138). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-sanktsiy-na-funktsionirovanie-finansovogo-rynka-rf (дата обращения: 04.12.2023).

  14. Михаил Львович Дорофеев Переоценка роли и функций российского финансового рынка в условиях структурной трансформации экономики // Мир новой экономики. 2023. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pereotsenka-roli-i-funktsiy-rossiyskogo-finansovogo-rynka-v-usloviyah-strukturnoy-transformatsii-ekonomiki (дата обращения: 07.12.2023).

  15. Найденова Наталия Владимировна Эволюция и тенденции развития мировой валютно-финансовой системы // Изв. Сарат. Ун-та Нов. Сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2023. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-i-tendentsii-razvitiya-mirovoy-valyutno-finansovoy-sistemy (дата обращения: 05.12.2023).

  16. Орлов Филипп Павлович Тенденции развития мировой валютно-финансовой системы // Теория и практика общественного развития. 2022. №10 (176). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-razvitiya-mirovoy-valyutno-finansovoy-sistemy (дата обращения: 05.12.2023).

  17. Печалова Мария Юрьевна Трансформация российской валютной политики на фоне обострения геополитической напряженности // Экономика. Налоги. Право. 2023. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-rossiyskoy-valyutnoy-politiki-na-fone-obostreniya-geopoliticheskoy-napryazhennosti (дата обращения: 07.12.2023).

  18. Пыль Ю.А., Ясников К.И. Достижение финансового суверенитета посредством стимулирования несырьевого экспорта российской федерации // Экономика и бизнес: теория и практика. 2023. №5-3 (99). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dostizhenie-finansovogo-suvereniteta-posredstvom-stimulirovaniya-nesyrievogo-eksporta-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 05.12.2023).

  19. Рождественская Т. Э., Гузнов А. Г. Правовые механизмы противодействия санкциям на финансовом рынке // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2022. №8 (96). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovye-mehanizmy-protivodeystviya-sanktsiyam-na-finansovom-rynke (дата обращения: 08.12.2023).

  20. Сапунова Т. А. Оценка фондового рынка Российской Федерации в условиях экономических санкций // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. №5-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-fondovogo-rynka-rossiyskoy-federatsii-v-usloviyah-ekonomicheskih-sanktsiy (дата обращения: 03.12.2023).

Просмотров работы: 721